Ваш почтовый ящик: krzhvnikita@rambler.ru
1.1 Тема работы: Учение Конфуция о человеке. Основные черты благородного мужа
В моей работе представлены основные понятия учения Конфуция о человеке. Основной упор я сделал на его учение о благородном муже дав его характеристику и описав основные черты.
Показать и изучить основные черты благородного мужа в учении Конфуция о человеке.
Учение Конфуция о благородном муже является примером хорошего характером человека и сегодня.
Сайт www.konfucianstvo.info являлся моим основным источником по теме, в котором я взял основу для раскрытия темы далее.
Учение Конфуция о благородном муже является примером хорошего характером человека и сегодня.
3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: Учение Конфуция о Человеке
Начальным этапом конфуцианства была активность самого Конфуция, который являлся бродячим учителем. Его преподавание конфуцианства представляло собой этико-политическое учение, в центре которого находилась проблема нравственности людей, семьи, а также управление государством. Базовой для Кун-цзы выступила концепция «неба» и «небесного веления» или судьбы. Человек, который от неба имеет конкретное качество, должен действовать в соответствии с ним и моральным законом Дао, более того, развивать данное качество с помощью обучения. Это развитие нацелено на достижение стадии «благородного мужа» (цзюнь-цзы), который соблюдает Ли (этика).
Главный элемент в учении Конфуция - концепция Жэнь (человечность), которая опирается на идеальные человеческие взаимоотношений в семье, обществе, в самом государстве. Следующим элементом данной концепции является принцип «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Основываясь на этом, Кун-цзы расширил собственные политические концепции и рассчитывал на то, что достаточно разделять обязанности, ответственность между членами общества, эталоном которого должна являться семья. Кроме того, Конфуций не считался с традиционным законом.
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают.
Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: "Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся". Эти два основных стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: "Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя". На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому.
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе, Конфуций разделил людей на три категории:
1) Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.
2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.
3) Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.
Конфуций создавал учение о человеке основываясь на своём опыте. Разделил людей на категории. Хотел постичь смысл человеческой жизни.
3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: Основные черты благородного мужа
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: "Благородный муж думает прежде всего о девяти вещах: о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу".
Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: “Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета”. Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора: “жэнь” и “вэнь”. Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как “благорасположенность”. По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода - “человечность”. Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению “жэнь” человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.
“Вэнь” - “культура”. Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но, в то же время, Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения “вэнь”: “Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость.” Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних “вэнь” - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е. природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность.
Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной категории? В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и противоположного ему “тун”. Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.
“Благородный муж стремится к хэ , но не стремится к тун , маленький человек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ”.
Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция: “Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив. Благородный муж стремится к справедливости, поэтому он не может следовать тун. Маленький человек стремится к выгоде, поэтому он не может следовать хэ".
"Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун - человек, обуреваемый льстивыми намерениями".
"Багородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие”.
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность мышления, активность и т. д. Именно это превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством.
В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сло Жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.
Итак, черты, которыми в идеале должен обладать человек – это стремление к знанию, уравновешенность, кротость, великодушие и добродетельность, прямодушие. Все эти качества, несомненно, имеют специфическое содержание, которое может быть понято из контекста учения самого Конфуция. В целом, оно строится на возрождении обычаев предков. Во время траура по матери Конфуций кропотливо изучал священные книги и древнюю историю, где прославлялись деяния таких полумифических правителей как Яо, Шунь и Юй, которых он сделал образцом для подражания. Из правильного отношения государя к поданным Конфуций выводит все правильные отношения, в которые вообще могут вступать люди: отношения в семье, между родителями и детьми, между старшими и младшими, между друзьями, подчиненным и начальником. В конечном итоге все это можно определить как концепцию трех правильных отношений: государей к подданным, родителей к детям, мужей к женам. Отношения внутри этих пар строятся на основании пяти добродетелей: человеколюбия или гуманности (жэнь), справедливости (ли), воздаяния каждому вне зависимости от его сана и происхождения, ибо «Благородный муж ко всем относится одинаково, он не проявляет пристрастия; низкий человек проявляет пристрастие и не относится ко всем одинаково», повиновения законам и соблюдения обрядов, правдолюбия, верности.
Благородный муж является примером, к которому должны стремиться люди. Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией.
3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части: Зарождение Ученя Конфуция о Человеке
Китайские источники указывают, что Конфуций родился в 551 г. до н.э. в
княжестве Лу. Отец Конфуция умер, когда ребенку было около трех лет, и его мать, поскольку была еще молодой женщиной и не решалась взять в дом частного учителя, отдала мальчика в общественную школу. По ее окончании Конфуций поступил на государственную службу. Место торгового смотрителя, которое он получил, не было ни престижным, ни доходным. Однако уже здесь Конфуций на практике продемонстрировал те убеждения, которые позже легли в основу его философии: следование долгу, преданность интересам государства и щепетильную честность. Он лично вникал в тонкости любых занятий, которые имели хоть какое-то отношение к его обязанностям: так, с земледельцами он разговаривал о качествах почвы, особенностях ее возделывания, о средствах предохранения хлебных зерен от прорастания и т.п. Замеченных в обмане и нерадивости торговцев Конфуций сурово наказывал, а людей честных поощрял, и эти меры имели хорошие результаты, что дошло до сведения правителя княжества. В итоге Конфуций был назначен на более высокую должность, а его последующая деятельность предвещала блестящую карьеру.
Однако в 528 г. до н.э. мать Конфуция умерла, и он, строго следуя древним обычаям, взял отставку, чтобы выдержать положенный трехгодичный траур. С этого момента начинается его деятельность в качестве общественного учителя. Дело в том, что ко времени Конфуция древние традиции нарушались практически повсеместно, и это относится также к почитанию предков, которое предусматривало определенный погребальный ритуал. По свидетельствам той эпохи, современники Конфуция хоронили родственников где попало, даже на пустырях, несколько дней носили траур, а затем возвращались к обычной жизни. И в первых своих поучениях Конфуций горячо упрекает сограждан в общей нравственной распущенности, которая проявляется в отношении к усопшим: человек – самое драгоценное создание из всех живущих, но отсутствие уважения к оболочке его души есть унижение человеческого достоинства, поскольку низводит его до степени животного.
Это трепетное отношение Конфуция к человеку, выделение его в качестве высшего создания природы, является характерной чертой философа, которая видна не только в наставлении о погребальном ритуале, но во всех положениях конфуцианства. Так, высказывая свое убеждение в необходимости почитания родителей, Конфуций замечает: "Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат также собак и лошадей. Если родителей не почитать, то чем будет отличаться отношение к ним от отношения к собакам и лошадям?"
С течением жизни Конфуций развивал свое учение и создавал его на основе личного опыта и сформировавшейся любви к человеку.
В заключении я бы хотел привети цитату Конфуция, которая подведет итог моей работе:
«Если ничтожные люди разделяют форму и содержание, «ты» и «я», то великие люди способны полагать небо, землю и тьму вещей единым телом… Неужели таковы только великие люди? Нет, сердце даже ничтожного человека точно такое же, хотя он сам уничижает его. Поэтому при виде ребенка, падающего в колодец, его сердце обязательно пронизывают испуг и страх, соболезнование и сострадание. Это потому, что его гуманность образует с ребенком одно тело, ведь он того же, человеческого рода. Его сердце не в силах вынести вида птиц и зверей, жалобно кричащих и трепещущих в страхе. Это потому, что его гуманность образует единое тело с птицами и зверями, ведь они обладают сознанием. При вырубке и уничтожении деревьев и трав его сердце неминуемо преисполняется сочувствием и сопереживанием. Это потому, что его гуманность образует единое тело с деревьями и травами, ведь они обладают жизненной силой. При виде разрушения камня и черепицы его сердце обязательно испытывает озабоченность и сожаление. Это потому, что его гуманность образует единое тело с камнем и черепицей. А значит, даже сердца ничтожных людей наделены этой гуманностью, образующей единое тело со всем. Ибо сердца их коренятся в их собственной небесной природе».
1)Демененко И.И. – Конфуций.
2)В.П. Бутромеев., 1995.Конфуций. Афоризмы мудрости Белый город, 2007.
3) Малявин В.В. Конфуций. «Молодая гвардия»,1992.
4) Попов П. С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. 1910.