Ваш почтовый ящик: killer.zzz@mail.ru
1.1 Тема работы: Философия как мировоззрение. Мировоззрение Ф.М.Достоевского.
Во все времена существования человечества философия определяется, как устойчивая форма общественного сознания, занимающаяся мировоззренческими вопросами. Существует множество форм мировоззрения – материалистическое, реалистическое, религиозное, мифологическое. В своей работе я рассматриваю философское мировоззрение.
Возникновение философии, как мировоззрения относится к развитию и становлению рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Возникновение философского мировоззрения — показатель зрелости общественных отношений, уровня знаний об окружающем мире, зарождения и развития теоретического, научного мышления.
В своей работе я хочу рассмотреть мировоззрение Федора Михайловича Достоевского. Понять, в чем его двойственность.
Моя работа состоит из двух частей. Первая – определение понятий философия и мировоззрение. Вторая часть-мировоззрение Ф.М. Достоевского. В заключении – вывод и связь темы с профессиональной деятельностью рекламиста.
Михаил Демидов «Мировоззрение Достоевского».
Философия как мировоззрение. Мировоззрение Ф.М. Достоевского.
3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: Определение понятий.
Философия (с греческого «любовь к мудрости») - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Философия так же – устойчивая форма общественного сознания. Философия составляет теоретическую основу вокруг которой образовалось своего рода духовное облако обобщенных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.
Основными философскими проблемами являются:
1. онтология (учение о бытие),
2. гносеология (теория познания),
3. методология (учение о системе понятий),
4. социология (социальные проблемы),
5. этика (учение о морали),
6. эстетика (учение о прекрасном),
7. антропология (учение о человеке),
8. аксиология (учение о ценностях),
9. диалектика (учение о действительности),
10.метафизика (учение о первоначальной природе реальности).
Все эти проблемы пытается решить и сам человек, основываясь на своем мировоззрении.
Мировоззрение-система взглядов, принципов, убеждений и ценностей, которые определяют характер деятельности человека и его отношения с другими людьми. Все принципы и ценности человека зависят исключительно от него и являются самой глубинной структурой внутреннего мира человека.
Мировоззрение – фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. Мировоззрение формируется на основе знаний о мире и обществе, накопленные человечеством в процессе исторического развития и личного опыта.
Философское знание носит мировоззренческий характер.
Мировоззрение содержит в себе две нераздельные стороны — эмоциональную и интеллектуальную. Первая связана с чувственно-образным восприятием мира и выражается в мироощущении, мировосприятии, миросозерцании, вторая представлена в логико-понятийной форме как миропонимание. Соотношение эмоциональной и интеллектуальной сторон определяется многими объективными и субъективными причинами: политическими, психологическими, социокультурными и другими.
Таким образом, философия - это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.
Мировоззрение - совокупность устойчивых взглядов, принципов, убеждений, ценностей, определяющих характер человека, его деятельность, отношение к миру и положение его по отношению к другим людям.
3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: Мировоззрение Федора Михайловича Достоевского.
Достоевский является самым ярким представителем «онтологической»*, «рефлексивной»** поэтики. Достоевский пронес через все свое творчество тему человека и его судьбы. Вся мысль его книг полностью посвящена антропологии***. И проблему человека он решает, как христианин, как духовный человек, при всем этом его нельзя назвать славянофилом, скорее скитальцем, странствующим и не могущим остановиться. Его стихия – грязные улицы Петербурга, та самая обратная сторона жизни, неухоженная, небрежная. Но Достоевский через всю жизнь проносит фразу «Быть человеком и оставаться им до конца!».
В человеке он видит прежде всего личность, обладающую свободной волей. Он отрицает просветительский взгляд на человека, как существо, целиком определяемое обстоятельствами.
По его мнению, свобода личности не только источник добра, но и зла, «подполья человека». неограниченная свобода или индивидуальный бунт против сложившихся отношений приводит к деспотизму, к моральному концу человека. путь к гармоничному и совершенному обществу – смирение и страдание, изживающее нравственный кризис и помогающие найти идеал Христа в себе, идеал богочеловека.
Основное выражение мировоззрения гения – почвенничество, близкое славянофильскому движению.
Мировоззрение Достоевского в целом выражено во всей заключенной в его произведениях символике Добра, то есть диалектический результат целого, вырастает при полном учете всех идей-образов, которые венчаются идеей Добра. [Михаил Демидов. «Мировоззрение Достоевского»].
У Достоевского нет ничего, кроме человека, кроме сострадания человеку. Вся суть и весь смысл только в нем. А выход из отечественного бесовства – христианство.
Тесно с этим связана и понимание писателем проблемы богочеловека и человекобога. Эти два пути – различны. От Бога к человеку и от человека к Богу. Но Достоевского больше интересуют границы и возможности человеческой природы – тема Раскольникова и Ивана Карамазова. Из бесконечной ценности любой человеческой души, абсолютно любой, невозможна вседозволенность. Достоевский всегда утверждает бесконечную, божественную ценность человеческой души против любых посягательств, как против преступления, так и против прогресса. Но из-за судьбы человека в этом мире Достоевский готов был и не принять мира Божьего.
Огромное сострадание к проблеме «подпольного» человека можно наблюдать в таких поветях, как «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные».
*онтология-раздел философии, изучающий бытие.
**рефлексия-обращение субъекта на самого себя.
***антропология-учение о человеке.
Проблема становления морально умершего человека ярко показана в пожалуй самом известном романе Федора Михайловича: «Преступление и наказание».
«Записки из подполья» деля жизнь гения пополам. На «до» и «после». Где «до» их написания он был еще психологом, гуманистом, переполненным состраданием к униженным людям, людям из «мертвого дома». А «после» -начало гениальной идейной диалектики Достоевского. Он не только психолог, но и метафизик, стремящийся к познанию всей глубины трагедии человеческого духа.
В своем творчестве Достоевский возрождает веру в Человека, а значит и в самого Бога.
Говоря о Федоре Михайловиче Достоевском, необходимо знать о двойственности писателя. С одной стороны он против социальной несправедливости, которую повсюду, против угнетения человека человеком, против власти денег; с другой — проповедь смирения, вера в примирение всех противоречий с помощью христианской религии.Продолжая традиции А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Достоевский своим творчеством боролся против зла, нищеты, духовного и физического вырождения человека. Писателю не хочется отказываться от своей любимой идеи, но временами он увлекается реалиями жизни и изображает страстных «борцов», бунтующих против несправедливости, царящей в мире. И это страшный бунт, так как исходит от самых слабых, обездоленных. Они гибнут в своем неприятии несправедливости общественного уклада, но их вызов, брошенный в толпу, зовет за собой остальных. Так, помимо своей воли писатель-гуманист Ф. М. Достоевский зовет к протесту, неприятию тех законов, по которым живет буржуазное общество.
Мировоззрение Достоевского составляют такие ценности и проблемы, как человек, антропология, душа человека, возрождение Бога в человеке, проблема становления человека, сострадание, милосердие.
Единственный вопрос, который остался нерешенным, а так же очень интересным для меня – почему Достоевский, называя себя почвенником, во время написания своих романов находился за границей? Или всё его антропологическое мировоззрение и преданность русской земле есть лишь в книгах?
3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части: Связь темы
Для того, чтобы найти связь между этими двумя сложными темами, нужно прежде всего знать определение понятия мировоззрения.
Мировоззрение- одно из основных философских понятий, представляющее собой совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире.
У каждого рекламиста должен быть свой ценностный аспект, который помогает ему в разработке рекламных проектов, в общении с людьми.
Это прежде всего касается этики и эстетики рекламы, использования шока в рекламе. Насколько допустимо, с точки зрения философского мировоззрения, использование того или иного рекламного приема. Важно помнить о социальной рекламе. Здесь очень тонко чувствуется грань между дозволенным и нет. Умение представить проблему не сильно шокирующе
но сильно воздействующе – есть цель социальной рекламы. А что может позволить себе показать рекламист в той или иной соц. рекламе – составляющая его мировоззрения и относится в первую очередь к его ценностям.
Важно, как сходятся ценности, принципы и убеждения рекламиста и аудитории. Важно свести эти два понятия в едином решении.
Часто встречается исковерканная система ценностей. Это напрямую связано с рекламой, ведь реклама формирует наше сознание, действует на него. Так же исковерканность может быть связана с экономическим аспектом. Чем ниже экономический уровень страны, тем ниже развита система ценностей, ΄уже мировоззрение, высок уровень преступности.
Нужно делать все, чтобы развивать в людях любовь к прекрасному, не обманывать их, стараться делать рекламу не сильно двойственной, сдержанной. Все это – должно быть ценностью и принципом, для того, чтобы быть Человеком, какого имел ввиду Федор Михайлович Достоевский в своих книгах.
Федор Михайлович Достоевский в своих книгах описал упавшего , "подпольного" человека, но не опустившего руки. Я думаю, что каждый из нас должен считать своим долгом прочитать такие произведения, как "Преступление и наказание", "Униженные и оскорбленные", "Записки из подполья", так как именно они воспитывают в нас веру в Человека, веру в то, что всегда есть выход.
Михаил Демидов «Мировоззрение Достоевского»
Дунаев М.М. Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)//Дунаев М.М. православие и русская литература. С. 284-560.
http://coop.chuvashia.ru/BIBL/docs/Trofimov_Fil/tema2.htm
М.Хайдеггер. Что такое философия?// Вопросы философии. 1993. №8. С.113-123
http://ilib.ru/