Ваш почтовый ящик: alla-bum@planet-a.ru
1.1 Тема работы: "Влияние буддизма на скульптуру"
Моя аналитическая работа заключает в себе рассмотрение основ учений буддизма, которые находят свое отражение в скульптуре Востока. В анализ также включена общая характеристика индийского искусства, как отдельного художественного направления. Работа строится на разъяснении конкретных буддийских скульптур в философско-религиозном контексте учений буддизма. Приводятся примеры буддийских притч, так и скульптур, которые передают их в образно-художественной форме. В заключении я продемонстрировала связь с профессией и той областью деятельности в ней, где можно применять художественный символизм буддизма.
Цели своей аналитической работы я сформулировала следующим образом: рассмотреть особенности индийского искусства и антропологические основы учений буддизма, сопоставить последние со скульптурными творениями, проанализировать функции искусства в жизни буддийских народов и связать свои результаты с профессией PR-специалиста или рекламиста.
Методологической основой моей работы служат труды Е.Г.Яковлева. Его работы очень демонстрационны, в описании скульптурных образов он прибегает к цитированию первоисточников (притч), что позволяет усваивать материал глубже и пространственней. Приводит примеры точек зрений других ученых и исследователей, но своих личностных оценочных суждений не дает. На мой взгляд, это хорошо влияет на воспринимание читателя, происходит концентрация на теме работы, нет расплывания по древу. Единственное, не хватало рассмотрения философских основ буддизма, если бы этот материал прочитал читатель, не интересующийся ранее буддизмом, он бы многое до конца не усвоил.
Возвращение человека из философских абстракций и религиозных поучений в мир человеческих чувств, эмоций и жизненных проблем – это эстетически значимое проявление искусства в буддизме, которое сделало его неповторимым направлением в творчестве, отражающим религиозные каноны и идея этого философского учения.
3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: Особенности индийского искусства
Индийское искусство стало известно в Европе намного позже, чем греческое или римское. Но его отдельные образ¬цы, в основном индийская миниатюра и маленькая скульптура, стали попадать в Ев¬ропу в XVI—XVII вв. через редких путешественников. Позже, когда" Индия стала британской колонией, произве-дения ее искусства и ремесленные изделия пошли в Европу более широко. В середине XIX века английские искусствове¬ды Фёргэссон, Канингхвм и другие начали изучать и описы¬вать искусство Индии. Но идеалом красоты считалось грече¬ское искусство, и его нормы служили основным критерием, для оценки произведений искусства других стран. Естествен¬но, что на этом ложе не могла уместиться со¬вершенно иная по истокам и развитию своеобразная индий¬ская художественная культура.
Одним из ее отличий от искусства Запада является ано¬нимность произведений. История не сохранила нам имен ве¬ликих индийских мастеров, творцов пещерных храмов Аджанты, Карли, Элуры, имен авторов множества скульптур и картин. В тех редких случаях, когда имена изве¬стны, мы ничего не знаем о самом художнике, его жизни, произведениях. Индийское искусство не имело своего Вазари, и мы никогда не сможем прочитать того или иного эпи¬зода из жизни древнеиндийского художника.
Но до нас дошли трактаты об искусстве, которые донес¬ли до нас взгляды индийцев на процесс творчества. Это, по¬жалуй, самое интересное и значительное в жизни художни¬ка, после его творений.
Индийское искусство отличало традиционность, в средние века переросшая в строгие каноны, и в то же время богатство и многообразие форм и сюжетов. Произведения искусства несли, как правило, сложную символику, раскрывавшую в системе образов представления о мироздании, этические и религиозные нормы. В Индии философия и религия шли рука об руку с поэзией, живописью и скульптурой, что позволяло через искусство сближаться с религией и философией буддизма. То есть в искусстве преобладали религиозные мотивы. Однако в храмовой скульптуре, особенно в сюжетах второстепенного характера, отражалась и жизнь народа. Два потока – религия и отвлеченная философия, с одной стороны, фольклор – с другой, переплетаясь, питали индийское искусство.
Средневековые трактаты по искусству предъявляли к художнику строгие требования. «Ремесленник должен быть благочестивым, хорошим человеком, не праздным, не подда¬ющимся гневу, полным самообладания и благоговения. Он должен знать девять видов материалов для различных скульптур и девять признаков изображений божества; он должен знать и двенадцать типов корон для богов, царей и светских лиц и различные украшения из драгоценностей и цветов. Он должен знать пять ордеров колонн, пятьдесят че¬тыре вида баз, двенадцать видов пьедесталов. Он должен знать тридцать две шильпашастры, мантры и изучать различные науки. Он должен знать страну и ее людей».
В трактате под названием «Читралакшана», что значит: «Характерные черты живописи», приводятся пропорции фи¬гур богов, царей и простых людей, как «сам Брахма их пре¬подал». На многих страницах подробно описываются размеры и пропорции всех частей тела от ушей до кончиков паль¬цев, говорится о размерах бровей, носа и подбородка, форме глаз.
Даны характерные особенности тридцати шести видов глаз, в зависимости от выражения лица; например, у йога глаза выражают доброту и имеют форму бамбукового лука. Прическа у царей должна быть одного, размера, у бога — другого, у простого человека — третьего.
То была алгебра, которой поверяли гармонию. В период расцвета искусства каноны не мешали творчеству художника, не порабощали его: они давали только общие правила.
Влияние буддизма на искусство в целом можно уже заметить из первой части моей аналитической работы. Основной идеей этого философского учения является отказ от собственного «я». Приверженцы буддизма стараются постичь мудрость, узнать нирвану, а не стремиться к прагматике жизни. У художников, творцов индийского искусства не может быть цели на славу или известность, они делают свое дело качественно, без пафоса, стараются быть помощниками Будды, продвигать в массы идеи буддизма путем формирования художественных образов. Отсюда вытекает анонимность индийского творчества, что является главным отличием от западного искусства. Также уместно сказать, что другой индивидуальной характеристикой творчества индусов является религиозная направленность.
3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: Антропологические основы буддийского учения
Буддизм – это одно из самых древних религиозно-философских учений. В истории сложилось много течений и направлений буддизма, у них разные взгляды на отдельные вещи, но существует ряд центральных идей, на которых базируются все направления. К этому кругу идей в первую очередь относятся Четыре Благородных Истины. В них ярче всего отображаются антропологически основы буддизма. В них выстраивается структура жизни человека. А также к базису буддизма относят Восьмеричный путь.
Я бы хотела подробно рассмотреть только вторую благородную истину – истину о причине страдания, в ней демонстрируется патогенез человеческого бытия, как человек вообще представляется в буддизме, а также в чем смысл его жизни. Знания этой истины помогут проанализировать индийскую скульптуру, так как в ее основе было изображение человека и образы Будды.
Буддизм в сравнении с другими религиями и философскими учениями в большей степени подчеркивает связь жизни со страданием. При этом страдание есть фундаментальная характеристика бытия в целом, здесь бытие не ограничивается человеком. Буддизм считает, что страдают все в этой жизни: животные, природа, голодные духи – преты и т.д.
Вторая Благородная Истина гласит о причинах этих страданий. В буддизме этой причиной считается влечение, желание, воля к жизни и привязанность к ней. Жаждой к жизни пропитана вся природа. Она как бы сердцевина жизнедеятельности всех существ и регулируется законом кармы. Сейчас мы все ближе и ближе подвигаемся к антропологическому аспекту. Под кармой подразумевается совокупность всех действий, совершенных за жизнь, то есть, общая энергия поступков. Эти действия определяют следующее рождение, новую жизнь, в связи с тем, что все сделанное умершим передается следующему носителю кармы, но не обязательно, что это будет человек. Это может быть животное, растение или дух. Единственное, что отличает человека от других носителей карм – человек может ее изменить. Он может освободиться от страданий, обрести свободу путем вхождения в нирвану. Из этого можно сделать антропологический вывод о том, что человек - это уникальный носитель кармы, который может ее освобождать от сансары (от круговорота кармы) в отличие от других ее обладателей. Другие существа лишь пожинают плоды благих и дурных деяний, совершенных человеком в предыдущей жизни.
В связи с этим в скульптуре Индии и Востока человек изображается в идеальной форме или в композиции фигур, где хотя бы одна из фигур демонстрируют человека идеальным. Этот идеализм в основном показывает состояние кармы, а не внешний облик человека.
Основы буддийского учения о человеке и его карме, рассмотренные во второй части аналитической работы, помогают сделать вывод, который заключает в себе идею того, что рождение человеком - это уникальная возможность помочь себе и как следствие всем остальным живым существам, которым после смерти достанется карма этого счастливца. Поэтому буддизм учит человека не пропускать такую возможность, т.е. вступить на путь освобождения самого себя и всех других существ. Сам процесс освобождения и нирвану невозможно изобразить в форме или образе, поэтому в скульптуре обычно представляется уже результат освобождения, идеальный, красивый человек, гармонично вписывающийся в природу.
3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части: Художественно-образное обоснование учений буддизма в скульптуре
Буддизм очень терпим, что дало ему возможность к долговечному существованию. Он никогда не прибегал к огню и мечу, не полагался на их способность к убеждению. Вследствие этого, буддизм привнес в искусство социальную проблематику. В искусстве идеи несовершения зла и насилия приобрели художественно-образный характер. Например, «с древнейших времен существует традиционный скульптурный образ тысячирукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, вметается тысяча рук, в открытых ладонях которых изображены соответственно тысяча глаз». Социальный смысл этого образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы протянуть руку помощи всем страждущим, отвести от них горе и несчастье.
Тяготение к социально-нравственному поучению всегда было присуще буддизму, он старался воплотить абстрактные религиозные убеждения в конкретных художественных образах. Однако подлинно художественно-оформленные произведения искусства оказывались более емкими и содержательными, чем религиозные и нравственные поучения и притчи буддизма. Так, существует буддийское поучение о трех жизненных путях, о которых познавший истину и мудрость Будда поведал в первой знаменитой Бенаресской проповеди пяти монахам, ставшим его первыми учениками:
«О, братья! В две крайности не должны впадать вступившие на путь! В какие же две?
Одна из них в страстях соединена с наслаждением… низкая, грубая, свойственная человеку непросвещенному.
Другая соединена с собственным истязанием, скорбная, не святая, и связана с тщетою.
Совершенный (т.е. Будда – Я), обойдя обе эти крайности, уразумел средний путь, дающий прозрение, знание, ведущий к успокоению, высшему уразумению, нирване.»
Можно не знать, например, религиозного, буддийского значения этого сюжета, воплощенного в трех скульптурных изображениях ищущего человека, находящихся в буддийской пагоде Тай-Фуа (северный Вьетнам), но достаточно лишь внимательно вглядеться в формы скульптуры, чтобы понять художественно-эстетическую ценность данного творения искусства.
Эти три скульптуры изображают: 1) сидящего скрестив ноги предельно полного человека с огромным животом, закрытыми глазами и блаженной улыбкой на лице; 2) сидящего за ним, но чуть выше, предельно изможденного человека с аскетическим лицом святого (в руках он держит маленькое зернышко) и 3) стоящего сзади них стройного юношу с гармонически развитым телом, высоким обнаженным торсом и прекрасным, одухотворенным лицом. Религиозный смысл этих скульптур таков: жил на свете человек, как многие, погрязшие в чревоугодии и забывшие о душе. Но вот он увидел, как многие страдают, голодают, и не смог жить лучше их; он сделался святым отшельником, съедавшим в день только одно маленькое конопляное зернышко. Но затем Будда понял, что отшельничество и голодание не могут открыть ему истину; он возвратился в мир людей и стал ждать озарения и мудрости, идя по пути личного искания истины, отрекаясь от земных страстей, влечений и желаний. Этот путь превратил его в Будду, в мудрого человека, знающего истину.
На этом пример можно прочувствовать еще один глубокий социально-эстетический смысл этих скульптур. Они отражают мир в художественном авторском решении. Зрительскому взору открывается картина социальной жизни феодального общества буддийского Востока с социальной демагогией, бездельем и чревоугодием знати, а также и церкви, с трагически складывающейся судьбой народа, страдающего от измождений голодом, непосильного, рабского труда и религиозной заблужденности, мечтающего о недосягаемом в это обществе идеале совершенного человека. Религиозно-философская же идея этой скульптуры заключалась в том, что буддизм выступал как против чрезмерного увлечения благами жизни, так и против самоистязаний и крайнего аскетизма, подразумевая, что самоуглубление, созерцание, умеренность и спокойное ожидание своего часа – это единственный путь к нирване.
Можно сделать вывод о том, что художественные образы, созданные по притче Будды, оказались многозначительнее и глубже содержательно, в них основательно нашли отражение социальные проблемы, нежели проблемы нравственно-философские и религиозные. Во все времена, буддийский Восток не является исключением, главным восстановителем гармонии между человеком и миром выступало искусство, которое кроме этого в странах с буддийской верой корректировало абсолютизацию идей об идеальном и материальном отношении к жизни в целом. Но это не единственная функция искусства.
Дело в том, что в буддизме вечность поглощает сегодняшний день. По их философско-религиозным убеждениям, нет необходимости размышлять о существовании человека на земле, о его предназначении. И только искусство позволяло вернуть человека к сегодняшнему дню, перевоплощало абстрактные буддийские идеи в конкретные художественные формы (картины и скульптуры), которые отражали земное бытие человека. Оно акцентировало внимание на чувствах человека.
Особенностью скульптур в странах, исповедующих буддизм, заключается в предании человеку грациозной идеальной фигуры, которая характеризовала чистоту, спокойствие и свободу кармы ее носителя. Что касается скульптур Будд, то многие из них представляют нам Будду со скрещенными ногами. Они придают полную законченность, совершенность, как бы замкнутой в треугольнике фигуры Будды. Спина и голова совершенно выпрямлены, руки в положении жеста поучения - жест заключается в сближении ладоней. Всегда очень тонко прорисовываются движения пальцев. Тело изображается плоским, не выпуклым, что подчеркнуть незаинтересованность в теле. Сидячая, неподвижная поза демонстрирует работу мыслей, а также ее подчеркивают опущенные веки мыслителя.
Внешнее спокойствие и полное бесстрастие, внутренний путь мысли к глубинам истины – вот что сумел выразить мастер в своей скульптуре Будды. Высокохудожественный образ Будды помогает сблизить с идеями буддизма людей через визуальный контакт со скульптурой. Происходит усвоение взглядом основных принципов и идей этого религиозно-философского учения.
Многие западные культурологи заметили, что в индийском искусстве не теряется связь человека с природой, что очень важно в понимании целостного мира буддистами. Человек органически вписан и в реальную природу, и в природу скульптурного мира. Все храмовые скульптуры демонстрируют гармоничное переплетение растений, животных и человека.
В заключение этой части можно подвести следующий итог: скульптура выполняет две важные функции в странах с буддийским верованием. Во-первых, скульптура при помощи образов и разнообразия форм доносит до людей каноны и идеи социально-нравственной и религиозной проблематики этого философско-религиозного учения. Во-вторых, возвращает людей в сегодняшний день из буддийских абстракций. А также как и любое другое искусство в других странах, индийская скульптура запечатляет в своих образах дух эпохи, человеческую истории, хотя в основном скульптура имела религиозное предназначение.
В отличие от многих других религий буддизм отличается наличием огромного количества абстракций, которые создают философские концепции идей этого учения. Такие как карма, страдание, нирвана – они не могут быть трансформированы в натуралистические образы. Эти застывшие абстракции существую одновременно с бесконечностью мирского бытия (сансара). Это соединение вечного и временного мимолетного, неподвижного с заставшим характеризует уникальность индийского искусства. Искусство служит правой рукой буддизму, помогает доносить до людей идеи освобождения и очищения, направляет на путь истины, демонстрирует величие мудреца (Будды) и его свободу. В нем нет прагматических составляющих, художники и скульпторы творят ради блага, мира и свободы. Искусство буддистов до сих пор интересует и привлекает многих мировых ученых своим религиозным символизмом, альтруистической направленностью.
Проанализировав все части моей аналитической работы, мне бы хотелось связать присущий буддийскому искусству символизм с профессиональной деятельностью PR-специалиста. На мой взгляд, символизм может быть применен в корпоративной культуре. Философские концепции компании, могут быть выражены художественно, в различных образах – таких как фирменный стиль, сувенирная продукция. Формирование имиджа тоже связано с наглядным воплощением философской мысли в образ.
1. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии.- М.: Высш. Шк., 1985. –с. 138-176
2. Тюляев С., Леонидов А. Рассказы об индийском искусстве. – М.: изд. «Знание», 1970. – с.9-20
3. Рис-Дэвис. Будизм. - М., 1996, с.137.