Главная » Студентам » Сдача работ по предметам » Аналитическая работа по философии » Принятые аналитические работы по философии январь 2010 » Кочеткова Кристина, 103гр.

Кочеткова Кристина, 103гр.

Ваш почтовый ящик: ko4etkowa.kristina@yandex.ru

1.1 Тема работы: Учение И. Канта "о вкусе"

1.2 Аннотация к работе

Имей мужество пользоваться собственным умом.
И.Кант

В своей аналитической работе я:
•Проанализировала философскую направленность И. Канта и рассмотрела одно из наиболее интересных для меня учений "о вкусе";
•Постаралась сопоставить данную идею с образом жизни обычного человека;
•Провела связь философской идеии И. Канта с моей, скорее всего будущей профессией – реклама.

2. Введение 2.1. Цель работы

В работе «Критика способности суждения» философ рассуждает о способности человека воспринимать прекрасное. И. Кант раскрывает ряд важнейших проблем: индивидуальность, своеобразие сферы эстетики, ее различие с нравственностью, и со всеми другими видами деятельности человека; "гения" проблемы и творческой мысли, фантазии.
Почему именно тема «вкуса» заинтересовала меня? В настоящее время для человека невероятно важен вопрос вкуса. Почему одни предпочитают одно, а другие совсем иное? Почему, один человек предпочитает дорогие и модные вещи, а другой при наличии материальных средств и возможностей, считает, что смысла в приобретении кофточки за 15 тысяч рублей совершено никакого. Все дело во вкусе каждого.
Вкус, говоря практически,- это представления человека о красоте,
его способность и умение отличить красивое от некрасивого.
Вкус человека - это его пристрастия, тяготения, симпатии в области литературы, искусства, кино, живописи, музыки, моды т.д. Это, наконец, и склонности, которые проявляются в том, какой костюм выбирает человек, какое убранство жилья он предпочитает, какими предметами домашнего обихода окружает себя. Это также и его манера обращения с окружающими, весь внешний характер поведения человека.
Почти всегда, за редким исключением, эстетические вкусы человека связаны с его мировоззрением. Обычно по вкусу человека можно определить, как он смотрит на жизнь, каковы его главные интересы, что служит для него идеалом и целью жизни, в чем он видит ее главный смысл.
«О вкусах не спорят». Это дает нам совершенно понятное объяснение того, что каждый человек индивидуален и у него свое понимание и представление о вкусе.
Поэтому целью моей работы выступает: определение значения вкуса для человека в жизни, по философии И. Канта.
А также может ли данная идея быть актуальна в профессиональной сфере специалиста по рекламе?







2.2. Какой конкретный материал вы анализируете в работе

Для анализа я взяла книгу И. Канта "Критика способности суждения".

2.3. Основной источник информации по теме

Книга Арсения Гулыги "Жизнь Замечательных Людей":Кант.
"Данная книга не претендует на всестороннее и исчерпывающее рассмотрение философии Канта, он посвещена его жизни. Но у Канта нет иной биографии, кроме истории его духа. Поэтому уйти от философии было невозвожно. Автор пытался говорить о главном и - насколько позволяет материал - просто. Если это не всюду удалось, да простит ему читатель". А. Гулыга
Книга в самом деле очень интересна, так как в ней более чем понятно и доступно рассказывается о жизни и учениях величайшего немецкого философа И. Канта.

2.4. Гипотеза исследования

Основной идеей является учение И.Канта "о вкусе", она более чем значима и может быть положена в мировоззренческую основу профессионального становления специалиста по рекламе.
Вкус, по моему мнению ,определяется кратко и более чем лаконично: «это способность судить о прекрасном», опираясь не на рассудок, а на чувство удовольствия/неудовольствия.

3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: Жизнь И.Канта

3.1.2 Текст части

«Основоположником классической немецкой философии по праву считается Имануил Кант. Величайший немецкий философ родился в Прусском королевстве в 1724 году, в городе Кенигсберге. С детства он был слабым физически, забывчивым и робким. Однако, несмотря на это, он обладал сильной волей, которая помогала ему справиться с болезнями и заняться наукой.
По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни – галантен.
У него рано возник всепоглощающий жизненный интерес – философия, и этому интересу он сумел подчинить все свое существование. Жить для него значило работать, в труде он находил главную радость. Прежде всего, Кант считал необходимым дисциплину. Без неё человек становится похож на дикаря, а, став организованным, он может получит навыки труда и открыть для себя нравственный закон.
Кант окончил гимназию и поступил в Кенигсбергский университет на философский факультет. Окончив его, он посвятил свою жизнь преподавательской деятельности и научным исследованиям. За успехи в сфере науке его признали лучшим философом Германии. Всю свою жизнь Кант прожил в одном городе, не был женат и вел упорядоченную жизнь.
Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает и о вселенной, но главное для него - человек. Кант размышлял о законах бытия и сознания с одной только целью: чтобы человек стал человечнее. Чтобы жилось ему лучше. Чтобы не лилась его кровь, чтобы не морочили ему голову утопии и иллюзии. Кант все называет своими именами».
В 1804 году Имануила Канта не стало. Он похоронен в Кенигсберге (Калининграде) на Острове Канта.
Арсений Гулыга

3.1.3 Выводы

«Жизнь Канта – Основоположенника немецкой классической философии – почти лишена внешних событий, она однообразна, протекает в основном в четырех стенах, за письменным столом. Однако как поучительна эта жизнь! Прежде всего, это история самовоспитания – физического и духовного. Девиз Канта «Если ты мне повелеваешь над своей натурой, она повелевает над тобой!» актуален для всех поколений.
Арсений Гулыга
"Самый главный предмет в мире - это человек, ибо он для себя - своя последняя цель. Право человека должно считаться священным".
И. Кант
Имануил Кант был замечательным немецким философом 18 века,наиболее важным моментом для меня явилось то, что для Канта человек и его права, являлись священными. По моему мнению, это особенно важно для общества и для отдельного человека в целом. Он жил и творил, реализовывая свои таланты и идеи в жизнь,которые в настоящее время более чем актуальны и имеют место быть ещё много лет, а возможно и веков.


3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: «Вкус - это способность судить о прекрасном»

3.2.2 Текст части

«Вкус - это способность судить о прекрасном»
И. Кант
Аналитика прекрасного строится в соответствии с классификацией суждений по четырем признакам:
1) По качеству;
2) По его количеству;
3) По отношению к целям, которые принимаются в них во внимание;
4) По модальности благорасположения к предмету.

«Первый момент касается качественной специфики эстетического суждения. Он представляется так: "Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным". Кант глубоко прав, стараясь отделить сферу эстетического от познания, практики, морали и т. д. Эстетическое суждение, поэтому, "не есть познавательное суждение". Для теории познания, исследующего объект, неважно, какие чувства испытывает исследователь. Важен сам предмет. Сам предмет называется прекрасным, однако через удовольствие, вызываемое им, а не прямо. Чтобы её понять, надо привести определение интереса, даваемое Кантом: "Интересом называется удовольствие, которое мы связываем с представлением о существовании предмета". Кант не отрицает существования предмета, но непосредственное суждение вкуса определяется не им, а представлением (изображением) через вызываемое им чувство удовольствия. Однако справедливо отрицая, что интерес является определяющим основанием суждения вкуса, Кант говорит: "Но отсюда не следует, что после того как оно уже дано как чистое эстетическое суждение, с ним нельзя связывать какой-нибудь интерес".в следствии Кант пишет два параграфа по этому вопросу: § 41 "Об эмпирическом интересе к прекрасному", где доказывает, что "прекрасное вызывает эмпирический интерес только в обществе", и § 42 "Об интеллектуальном интересе к прекрасному", где устанавливает связь вкуса с моральным чувством человека.
Пример: Суждение вкуса должно быть равнодушным к самому существованию вещи. Оно полностью исключает практический интерес, который непосредственно связан с самим этим существованием. Суждение вкуса бескорыстно, свободно от практического интереса. Этот смысл принципа «незаинтересованности» суждения вкуса великолепно понял Гёте, который говорил: «…воззрение, что каждое творение существует для самого себя и что пробковое дерево растет совсем не для того, чтобы было чем закупоривать бутылки, - это у меня общее с Кантом, и я очень рад, что на этом мы сошлись».
Иногда его понимали как требование полного равнодушия к выбору предмета изображения в искусстве. Но такое понимание ошибочно. Кант считает специфическим для вкуса равнодушие не к тому, каков предмет, а равнодушие к вопросу: существует ли в реальности предмет, изображенный в произведении искусства? (Например, существовал ли герой литературного произведения или же он только порождение художественного вымысла?) Важно не существование (или несуществование) предмета (или героя). Важна способность изображения — и в случае, если предмет (герой) существует, и в случае, если он не существует, — доставлять чувство удовольствия.
По разъяснению В.Ф.Асмуса, "это особенно ясно, если предмет, изображённый в художественном произведении, есть предмет заведомо фантастический. Вопрос о том, существовал ли в действительности Вий, не имеет значения для эстетического суждения о рассказе Гоголя".


Второй момент суждения о прекрасном - количественный - формулируется так: "Прекрасное есть то, что без понятий представляется как объект всеобщего удовольствия". Хотя удовольствие как основание суждения о красоте предмета субъективно (ибо его испытывает не объект, а субъект), однако, как уже разъяснялось, оно возникает на основе гармоничной настроенности духовных способностей человека, благодаря тому, что мышление и воображение приходят в соответствие, обоюдно друг друга возбуждают. Согласно Канту, это соответствие, будучи ощущаемым, и вызывает удовольствие.
Пример: Кант отделил прекрасное от хорошего и доброго. И приятное, и прекрасное, и доброе (хорошее) нравятся нам, но каждое – особым образом.
Приятно то, что нравится чувствам, оно всегда зависит от существования предмета и всегда соединено с интересом к нему.
Наслаждение, доставляемое приятным, всегда только субъективно (клубника). Добрым мы в отличие от прекрасного называем то, что ценим и одобряем (присутствует разум, заинтересованность).
Из трех видов удовольствия хорошее (доброе) и приятное базируются на личных чувствах, поэтому субъект охотно соглашается с другими, несовпадающими с ним мнениями о данном предмете - остается верной поговорка: «О вкусах не спорят». «Приятное и доброе ощущают и животные, лишенные разума, красоту - только люди».

Третий момент раскрывает отношение суждения вкуса к целям. Кант, во-первых, исключает из красоты то, что возбуждает и трогает, хотя они имеют значение, чтобы привлечь к ней ещё неразвитый вкус; во-вторых, отграничивает от неё полезность; в-третьих, различает красоту и совершенство - согласие вещи с понятием, которое определяет, какой должна быть вещь.
Поэтому Кант различает два вида красоты - свободную и прикладную (привходящую). Первая нравится сама по себе, необусловленно (цветы, красота поляны и т. п.), вторая связана с понятием, чем должна быть вещь (красота человека, лошади, дворца). Суждение о первой есть чистое суждение вкуса, о второй - прикладное.
Пример: Например, человек ставит цель - получить удовольствие от античной статуи "Лаокоона", так чтобы она выступила для него как прекрасный предмет. Эта цель может не реализоваться, если ему не хватает культуры, чтобы воспринять красоту. С другой стороны, если последняя есть, он будет чувствовать удовольствие от этого произведения, даже не ставя перед собой никакой цели. Поэтому не от цели зависит эстетическое восприятие. Допустим, далее, что речь идёт об объективной цели, скажем, что скульптура Афины Паллады, которая была создана с практической религиозной целью, потому что древние греки поклонялись этой богине. Но эта цель исчерпала себя вместе с исчезновением древнегреческой религии, но чувство удовольствия от этого произведения искусства не исчезло, а потому красота статуи определяется не ею (не целью).

Четвёртый момент суждения вкуса Кант определяет так: "Прекрасно то, что познаётся без (посредства) понятия как предмет необходимого удовольствия". Эта необходимость не теоретическая (основывающаяся на научных понятиях) и не моральная (категорический императив), а эстетическая: она основывается не на понятиях, а на "общем чувстве" (Gemeinsinn) "(под этим понимается не внешнее чувство, а действие, возникающее из свободной игры наших познавательных способностей)". Но существует ли оно? Кант отвечает: да, потому что познание обладает всеобщей сообщаемостью (можно передать знание другому человеку), потому что все обладают воображением и рассудком. Их расположение может иметь различные пропорции, среди которых есть и такая, которая наиболее благоприятна для познания; она воспринимается чувством, а не понятием. Так как познание вообще сообщаемо, то сообщаемо и это расположение. Но это расположение (соответствие) познавательных сил вызывает чувство удовольствия. Поэтому надо предположить общее у всех людей чувство. Оно и есть то условие, которое необходимо вызывает чувство красоты при восприятии предметов. И Кант в разделе о дедукции эстетических суждений подробно развивает глубокую теорию "О сообщаемости ощущения", "о вкусе как некотором виде sensus communis (общего чувства)" (§ 30-42), без которой феномен эстетического будет субъективным и случайным, а не необходимым, как есть на деле и как доказывает Кант. На этих чертах вкуса Кант построил "диалектику эстетической способности суждения". Антиномия эстетического, как и остальные антиномии, состоит из тезиса и антитезиса. Тезис гласит: суждение вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было бы о нём диспутировать (решать с помощью доказательств). В общем, о вкусах не спорят. Но опять же в споре рождается истина. Антитезис утверждает: суждения вкуса основываются на понятиях, иначе нельзя было бы о них спорить (притязать на необходимое согласие других с данным суждением). Решение антиномии состоит, согласно Канту, в том, что эстетическое суждение не строится на логически точных понятиях - и в этом рациональный смысл тезиса. Но эстетическое имеет отношение к рассудку, ибо суждение соотносит воображение и мышление; поэтому оно имеет общую основу во всех людях и о нём можно спорить. И сама антиномия и её решение Кантом рациональны» М.А. Булатов

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЧАСТИ 2(список терминов):
1) Антиномия (от анти.и греч. nomos — закон; буквально — противоречие в законе), противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо.
2) Дедукция (от лат. deductio - выведение), переход от общего к частному; в более специальном смысле термин "Д." обозначает процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений - посылок.



3.2.3 Выводы

Великий немецкий философ Имануил Кант, по моему мнению, поистине гениален в своих суждениях.
"Подобное не происходит в суждении вкуса, которое, если оно чисто, непосредственно связывает предмет благорасположения или его отсутствия с созерцанием предмета, не руководствуясь возможностью использовать его или какой-либо целью».
И. Кант
«Человек умирает, мысль остается. Мысль обретает самостоятельную жизнь. Пробуждает мысль других. Становится достоянием многих. Мысль идет вглубь, взрывая новые пласты бытия, подчиняя их воле и разуму тех, кому жить, кому дерзать, кому нести ответственность. Бессмертие философа в том, что он успел сказать, что было услышано, понято, подхвачено, осуществлено»
А. Гулыга
И. Кант подчеркивает, что удовольствие, которое определяет эстетическое суждение вкуса, свободно от всякого интереса. Он пишет: "Каждый должен согласиться с тем, что то суждение о красоте, к которому примешивается малейший интерес, очень пристрастно и не есть чистое суждение вкуса".

3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части:

3.3.2 Текст части

3.3.3 Выводы

4. Заключение 4.1 Текст заключения

Вопрос «вкуса» является одним из сложных в философской теории. В современном мире вопрос о вкусе занимает не последнее место. Является ли Вкус понятием прежде всего индивидуалистического общества? Как проявляется вкус в коллективистическом обществе, которое стремится привести к единообразию не только мысли, чувства и поступки людей, но и их вкусы и даже внешний вид. Является ли вкус понятием морали или эстетики? В связи с тем, что эта тема является очень обширной, понятие вкуса не может быть однозначным.
"Вкус - это способность судить о прекрасном" – так И. Кант определяет понятие вкуса, не опираясь на разум, ум, а на чувство неудовольствия или же наоборот, удовольствия. «Чувство гармонии в игре душевных сил» - основа вкуса, поэтому понятие вкуса каждый составляет для себя сам, но все равно ориентируется на свойственное для многих «общее чувство». Вкус опирается непосредственно на чувство, а не на рассуждение.
Задаваясь вопросом о том, прекрасная ли вещь, мы имеем в виду не то значение, которое эта вещь значит для нас, мы имеем в виду, какая она есть сама по своей природе, в каком виде она представляется нашему пониманию.
Следовательно, эстетический вкус есть способность рассуждать о предмете на основе не благорасположения к нему или наоборот благорасположения, независимо от всякого интереса.
Немецкие просветители рассматривали себя в качестве своеобразных миссионеров разума, призванных открыть людям глаза на их природу и предназначение, направить человечество на путь одухотворяющих истин. Надо думать не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре их внимания - проблемы наилучшего общественного устройства, разработка программ общественных преобразований, максимально соответствующих человеческой природе. Характерный признак немецкой классической философии - исторический оптимизм. Он основывается на представлении о разумности человека, на убеждении, что в человеческой природе масса прекрасных, положительных задатков. Что касается пороков, дурных поступков, страстей, то они преодолимы, изживаемы. Нет такой стороны человеческой натуры, которую нельзя облагородить, следуя меркам разума. Отсюда идея прогресса как возможность бесконечного совершенствования человека и человечества в целях поиска наилучших форм человеческого существования.
Безусловно, существует множество точек зрения, всяческих теорий по этому поводу. Но именно изучение данной проблемы позволяет преобразовывать мир по законам красоты.
Также тема «вкуса» особенно важна для специалиста по рекламе, так как изучение данной проблемы позволяет преобразовывать мир по законам красоты.
Реклама в XXI веке играет важную роль во всех сферах жизни общества. Она входит в социальную среду, определяет стандарты мышления людей и социального поведения. Реклама предлагает человеку систему ценностей и приоритетов, создание стереотипов, образ мыслей и отношение к миру, даже манеру одеваться, говорить, проводить свой досуг и т.д.
Реклама – в некотором виде произведение искусства, она ориентирует следовать тем эстетическим и этическим эталонам, которые используются в ней.
Поэтому в профессиональной деятельности специалиста по рекламе необходимо ориентироваться на высокие стандарты вкуса. Так как реклама, сделанная со вкусом интересна, и на неё обращаешь внимание, вследствие чего повышается эффективность коммуникационного процесса.
Разум каждого человека воспринимает прекрасное по-разному. Один может видеть безобразное даже в том, в чём другой чувствует прекрасное, и каждое вынужден держать своё мнение при себе и не навязывать его другим». Искать истинно прекрасное бессмысленно. В данном случае верна поговорка «о вкусах не спорят». Тем не менее, существует множество явлений и особенно произведений искусства с древности до наших дней, которые большей частью цивилизованного человечества считаются прекрасными.
Хотелось бы обратить внимание на поговорку «о вкусах не спорят». Можно ли спорить о вкусах? Да, конечно, можно! И не только можно, но и очень полезно.
Особенно в России, где культура сделалась достоянием всего
народа, где стремление к прекрасному стало одной из типических черт человека. Кроме того, с каждым днем современный человек все полнее, все шире может удовлетворять свои многообразные эстетические запросы. В быту, скажем, красиво, удобно обставить квартиру, выбрать нужный костюм, приобрести телевизор, приобрести сотовый телефон новейших марок (причем сейчас уделяется много внимания не только четкой работе их механизмов, но и приятному их внешнему виду, форме). Все более радует глаз оформление жилых зданий, санаториев, спортивных сооружений, домов культуры и т. д.
Хороший вкус становится необходимой, неотъемлемой приметой все более возрастающей общей культуры нашего народа.
Мир прекрасного доступен всем, двери его раскрыты перед каждым, все зависит от личности, от её интересов.

4.2 Список литературы

1) Кант И. Критика способности суждения / И. Кант. – М. : Аспект-пресс, 2006;
2) Гулыга А.В. Жизнь Замечательных Людей: Кант. М.: Молодая гвардия, 1997;
3) Булатов М.А. Немецкая классическая философия: Кант, Фитхе, Шеллинг. Основные черты эстетики И. Канта.