Ваш почтовый ящик: poluyakhtova@gmail.com
1.1 Тема работы: Проблема свободы человека в экзистенциализме Ж.-П.Сартра (по главе «Бытие и действие: свобода» философского трактата «Бытие и ничто»)
Данная работа посвящена проблеме свободы человека. Существует много различных мнений о том, что же такое свобода, когда человек свободен и свободен ли он вообще, но в данной работе речь пойдет об этой проблеме с точки зрения экзистенциализма Ж.-П.Сартра. Актуальность работы состоит в том, что на сегодняшний день вопросы о свободе (равно как и другие экзистенциальные вопросы) рано или поздно возникают у любого человека, будь он философом, рекламистом, или кем-то другим. Может быть, поэтому философия экзистенциализма пользуется большой популярностью и на сегодняшний день.
Цель работы — изучить и проанализировать проблему свободы человека по первой главе четвертой части философского трактата Ж.-П.Сартра «Бытие и ничто»
Глава "Бытие и действие: свобода" книги Ж.-П.Сартра "Бытие и ничто"
Основной источник — книга «Бытие и ничто» Ж.-П.Сартра, а точнее глава «Бытие и действие: свобода» на основе которой и проводился анализ проблемы свободы человека. Одной из сильных сторон является наличие практических жизненных примеров, благодаря чему легче читать и лучше уясняется суть сартровского повествования. С другой стороны, Сартр все время повторяет свои мысли — он говорит об одном и том же много раз на протяжении всей главы, в конце концов чтение становится утомительным и становится очень трудно улавливать авторскую мысль.
Гипотеза: свобода составляет саму структуру нашего сознания, человек наделен свободой от рождения, «обречен на свободу»
3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: Философия Ж.-П.Сартра. «Бытие и ничто»: краткая характеристика
Параграф 1. Краткая характеристика экзистенциализма
Для того, чтобы понять суть философии Сартра, необходимо обратиться к истокам — к тому, что такое экзистенциализм и на чем он основывается. Экзистенциализм — или, иначе говоря, философия существования, - это иррационалистическое направление, возникшее в 20 в. как попытка создания нового мировоззрения. [1, с.421-422] Идейные истоки экзистенциализма - философия жизни [2, с.391], феноменология Гуссерля [3, с.386]. Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Бердяев) и атеистический (Сартр, Хайдеггер, Камю). Экзистенциализм возник как пессимистическое мировоззрение, он стал реакцией на рационализм эпохи Просвещения. Экзистенциалисты считали, что основная черта рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта. В результате этого вся действительность, в том числе и человек, предстает перед рационалистом только как объект научного исследования, в силу чего такой подход носит безликий характер. Экзистенциализм, напротив, выступил как противоположность вне личной объективной научной мысли. Экзистенциализм, таким образом, противопоставляет философию и науку. Гносеология [4] экзистенциализма — бунт против крайностей рационалистического познания. Наука, по мнению экзистенциалистов, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, считают они, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее и они всегда выражают самую суть положения человека в мире.
Параграф 2. Философия Сартра.
Философия Сартра формировалась под влиянием идей Гуссерля, Хайдеггера и Гегеля. В своей лекции "Экзистенциализм — это гуманизм" он говорит, что "если даже Бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек"[5, с.324].
Бытие, по Сартру, проявляется через три формы: "бытие-в-себе", "бытие-для-себя" и "бытие-для-другого". "Бытие-в-себе" заменяет объективную действительность. "Бытие-для-себя" — непосредственная жизнь самосознания. "Бытие-для-другого" обнаруживает конфликтность межличностных отношений.
Центральным понятием в философии Сартра является понятие свободы. По Сартру, свобода — понятие абсолютное. Каждому человеку дана свобода «человек осужден быть свободным» [6, с.327], свобода сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать свою позицию по отношению к какой-либо ситуации. Таким образом, даже человек, сидящий в тюрьме, — свободен — он может выбирать — либо решить бороться за то, чтобы выйти из тюрьмы, либо относиться спокойно к своей ситуации.
В основе этической концепции Сартра лежит абсолютная свобода личности. Следовательно, каждый человек имеет свои собственные критерии морали и нравственности, он волен выбирать для себя — что «хорошо» и что «плохо». Конечно, такая позиция достаточно спорная, потому что утрачивается значимость социальных моральных норм, и вообще человек не имеет «границ дозволенного», потому что сам решает, как ему поступать.
Большое внимание Сартр уделял свободе воли, но он проявил максимализм, говоря о том, что каждый человек, обладая силой воли, несет ответственность за каждый свой поступок и за все, что творится в мире. В своей лекции «Экзисенциализм — это гуманизм» Сартр приводит пример: он говорит о том, что к нему пришел его ученик и спросил о том, как ему поступить — пойти на войну и отомстить за убитого брата или остаться с любящей его матерью, которая живет только ради него. Сартр считает, что своим выбором его ученик покажет пример всем людям, тот путь, который выберет его ученик, повлияет на все человечество, так как «я ответственен за себя самого и за всех, и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще»[7, с.324] Человек — это тревога, потому что он ощущает ответственность перед всем человечеством, а ошибиться очень легко. Также человек — это заброшенность, потому что у него нет никаких подсказок и знаков для того, чтобы сделать правильный выбор. Сартр «отдает» судьбу чел-ка в его собственные руки. «Человек, — говорит он, — это проект самого себя. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет»[8, с.333].
Параграф 3. Краткая характеристика философского трактата Сартра «Бытие и ничто»
Фундаментальная работа Сартра «Бытие и ничто» может быть трактована как «библия современного экзистенциализма». Сартр предпринимает попытку разработать собственный вариант феноменологической онтологии[9]. Сартр ищет ответы на вопросы: что есть бытие? Что есть человек в качестве специфически "человеческой реальности" как включающей в себя сознание? Каковы подлинные отношения сознания с миром? Каков глубинный метафизический и онтологический смысл фундаментальной связи между человеком и миром? Чем по самому своему существу должны быть человек и мир, чтобы между ними была возможна связь? На что похоже человеческое существование? Он хочет описать то, что называет "человеческой реальностью" в самых общих терминах. Его ответ заключен уже в названии работы "Бытие и ничто", так как человеческая реальность, говорит он, состоит из двух способов существования: бытия и ничто, причем как бытия, так и небытия. Человеческое бытие существует и как "в-себе", объект или вещь, и как "для-себя", сознание, которое не является осознаваемой вещью. Он описывает существование "в-себе", существование явления или вещи, как то, что "наполнено собой". Вещь не имеет внутренних и внешних качеств, не имеет сознания о себе, она просто существует. В противоположность этому "для-себя", или сознание, не имеет такой полноты существования, потому что оно не является вещью. Таким образом, "для-себя" - это сознание, то, из чего состоит сознание; "в-себе" - это вещи, объекты. Сознание также включает в себя сознание о себе. Оно есть "ничто" вследствие того, что не имеет сущности.
Таким образом, свобода, по Сартру — данность, человек по жизни несет как бремя свободы, так и ответственности. Человек свободен быть кем угодно — трусом или героем, или кем-либо еще — выбор за ним. Но, по моему мнению, такая свобода негативна, потому что исключает саму возможность человека отказаться от выбора. Человек должен стремиться к свободе и хотеть сделать выбор сам, а не потому что он вынужден это делать.
3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: Анализ главы «Бытие и действие: свобода» философского трактата «Бытие и ничто». Проблема свободы человека.
Сартр говорит о том, что свобода является первым условием действия, а всякое действие должно быть интерциональным[10]; оно должно иметь цель, а цель, со своей стороны, отсылает к мотиву. Таким образом, Сартр выявляет единство трех временных экстазов: цель будущего предполагает мотив (или движущую силу), то есть указывает на прошлое, а настоящее есть появление действия. Именно действие выносит решение о своих целях и своих движущих силах, а действие есть выражение свободы. Сартр пытается более точно описать свободу, он говорит о том, что свобода не имеет сущности, она не подчинена никакой логической необходимости, свобода становится действием. Свобода также является и содержанием бытия. Сартр утверждает, что: «Человек не может быть то свободным, то рабом – он полностью и всегда свободен или его нет»[11, с.452]. Свобода создается только при наличии бытия Для-себя. «Человеческая реальность свободна настолько, насколько она имеет в бытии собственное ничто»[12, с.463]. Человеческая реальность – это бытие, которое с самого начала является проектом, то есть определяется своей целью. То есть человек сам всегда выбирает то, каким он будет, или каким «сделает» себя. Такая позиция полностью исключает понятие судьбы — теперь человек не может думать о том, что ему суждено быть, например, неудачником, теперь он сам должен «проектировать себя» и вся ответственность лежит на нем. По Сартру, свободен тот, кто: 1) рационально определяется, чтобы совершить действие; 2) полностью понимает это действие через саму природу того, кто его совершает; 3) случаен, то есть существует таким образом, чтобы были возможны другие индивиды, совершающие другие действия по поводу той же самой ситуации. Свобода, как уже говорилось ранее, не терпит ни причины, ни основания. Она просто дана человеку и выражается в возможности выбирать свое отношение к данной ситуации. Свобода, в сартровском понимании, предполагает и независимость по отношению к прошлому. Проектируемое сознанием будущее, а не реальное настоящее выступает в таком случае критерием свободы. Причем это будущее берется вне связи с возможностью его претворения в действительность. Так как время становится эгоцентрическим, то смещается и вся историческая перспектива. Время личности, по сути дела, противопоставляется времени истории. Только в “проектировании” человек схватывает время как промежуток, отделяющий его нынешнее состояние от возможного и желательного состояния. Также стоит отметить, что формула "быть свободным" не означает "получить то, чего хотели", но "определиться хотеть (в широком смысле выбирать) посредством самого себя"[13, с.492]. Еще один важный момент — рассуждения Сартра о свободе и ответственности. Слово «ответственность» Сартр берет в его обычном смысле, как "сознание быть неоспоримым автором события или объекта"[14, с.557]. В этом смысле ответственность является тягостной. Она является также абсолютной, и в этом случае она является просто логическим требованием следствий человеческой свободы. Также, в жизни не бывает случайностей, какое либо общественное событие, возникающее внезапно и вовлекающее человека, не приходит извне; если какой-либо человек мобилизован на войну, эта война является его войной, она в его образе, и он ее заслуживает. Он заслуживает ее с самого начала, потому что он мог бы всегда уклониться от нее посредством самоубийства или дезертирства; если же он не уклоняется от мобилизации на войну, значит, он это выбрал; это может быть от безволия, от трусости перед общественным мнением, и т.д. Во всяком случае, речь идет о выборе, и этот выбор будет повторяться впоследствии постоянно до конца войны. «Свобода у Сартра носит по преимуществу отрицательный характер. Эта философия раздирается коренным дуализмом. Свобода приходит в этот низкий мир как бы из высшего мира, который совершенно отрицается»[15, с.304].
Таким образом, по Сартру, человеческая свобода это онтологическая структура сознания. Это означает, что свобода составляет саму структуру человеческого сознания. Так как можно говорить о том, что например, человек не является креслом, в котором сидит, или книгой, которую он держит в руках; так как существует отрицающая способность сознания, человек свободен в онтологическом смысле. Однако, это не значит, что человек волен делать все, что пожелает. Онтологически человек свободен и в тюрьме, но практически он не свободен из нее выйти, когда вздумается. Однако человек обладает свободой по-разному реагировать на его положение заключенного: можно попытаться бежать или смирившись, оставить все как есть и относиться к этому спокойно. Человек — это собственный проект. Сначала он является никем, а потом создает себя. Также он ответственен за всех людей и бывает плохим не от наследственности и среды, а потому, что создал себя таким. Человек — трус или герой, потому что он сделал себя таким. «Человек есть не только природа, но и свобода, так и думает Сартр. Но верное выражение этой истины то, что человек есть дух, дух же не есть объективное бытие, он глубже объективного бытия. Дух есть свобода и акт, а не субстанция. Это и есть царство свободы, которой Сартр так дорожит»[16, с.302].
3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части:
Некоторые идеи Сартра применимы и в сфере рекламы, они могли бы послужить неким «этическим кодексом» для рекламиста, могли бы создать основу его мировоззрения. Например, идея Сартра об ответственности — о том, что каждый человек своими действиями влияет на целый мир и на всех людей вокруг, подавая им пример, - эта идея может быть первым пунктом в «кодексе рекламиста». Еще одна идея — о свободе выбора. Вся философия Сартра основана на свободе человека выбирать. Выбирая — он выбирает себя. Но в наше время существует большое количество манипулятивных приемов в рекламе, то есть человек, смотря какую-либо рекламу, в которой содержится, например, скрытое сообщение, влияющее на подсознание, в данном случает делает не свой собственный выбор, в этом случае не приходится говорить о свободе выбора. Итак, вторым пунктом в «кодексе рекламиста» может стать идея Сартра о свободе действия.
При жизни Сартр пользовался огромной популярностью. Его произведения читали во всем мире. Он был одним из немногих философов, кто так детально изучил спорную проблему человеческой свободы. Сегодня идеи Сартра вызывают неподдельный интерес, и эти идеи могут найти применение во многих сферах, например, в сфере рекламы.
Сноски:
[1] Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1981. С. 421-422
[2] Философия жизни — субъективно-идеалистическое направление философии, сложившееся в Германии (Ницше, Зиммель) на рубеже 19-20 веков. В центре этой философии лежит понятие жизни как абсолютного, бесконечного начала мира, которое в отличие от материи и сознания активно, многообразно и вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувства и разума, она постигается только интуитивно (Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1981. С. 391)
[3] Феноменология — основанное Гуссерлем субъективно-идеалистическое направление. Центральное понятие Ф. — «интенциональность» сознание, т.е. его направленность на объект, предназначено для утверждения принципа — нет объекта без субъекта (Там же. С. 386)
[4] Гносеология — учение о познании
[5] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / из кн.: Сумерки богов. М.: "Политиздат", 1989. С. 324
[6] Там же. С. 327
[7] Там же. С. 324
[8] Там же. С. 333
[9] Онтология — учение о бытии, о мире
[10] от intentio (лат.) - намерение, цель
[11] Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М. : Республика, 2000. С. 452
[12] Там же. С. 463
[13] Там же. С. 492
[14] Там же. С. 557
[15] Бердяев Н. Сартр и судьба экзистенциализма. СПб. : Изд-во РХГУ, 1996. С. 304
[16] Там же. С. 302
Список литературы:
1)Бердяев Н. Сартр и судьба экзистенциализма. СПб. : Изд-во РХГУ, 1996.
2)Энциклопедия по истории философии / Под. ред. А. А. Грицанова. Мн. : Интерпрессервис, 2002.
3)Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М. : Политиздат, 1981.
4)Блинников Л.В. Великие философы : словарь-справ.для вузов. М. : Логос, 1999.
5)Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. М. : Издательство иностранной литературы, 1953.
6)Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М. : Республика, 2000.
7)Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П.Сартра. Л. : Лениздат, 1976.