Ваш почтовый ящик: yanochka@olympus.ru
1.1 Тема работы: представления Платона о художественном творчестве по диалогу Тимей
Творчество во все времена было средством совершенствования и самосовершенствования, и в наше время творчество важно как для осознания своих потенциалов так и для восприятия окружающего мира и его оценке.
Вопросом творчества занимались различные философы, но я хотела бы обратиться к изучению платоновских представлений о творчестве, так как для меня они представляются наиболее интересными и своеобразными по трактовке и осмыслению данного предмета. Платон отошел от стандартных взглядов на проблему творчества, искусство впервые осмысляется как отдельный предмет изучения. В анализируемом диалоге - «Тимее» творчество рассматривается в, так сказать, глобальном значении – исследуются проблема космогенеза и в непосредственной связи с этим, проблема происхождения человека. «Тимей» является произведением, известном в Европе еще с эпохи средневековья, в котором Платон отразил наиболее точно и систематизировано вышеуказанные проблемы, до сих пор существовавшие у него в разбросанном случайном виде.
Целью данной аналитической работы будет являться выяснение и установление представлений Платона об искусстве и художественном творчестве, полученных на основе анализа диалога «Тимей».
Анализируемый материал: диалог Тимей, в котором Платон обобщает, систематизирует и конкретизирует свои представления об окружающем мире и его устройстве, а так же развивает идею творческого процесса.
Диалог Платона "Тимей"
Гипотеза исследования: создание космоса и человека как творческий процесс.
3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: Сотворение вселенной и человека
Платон, вероятно, является одним из самых известнейших философов всех времен. Платон был гениальным учеником Сократа, встреча с которым изменила его жизнь. Впоследствии учитель Платона станет персонажем многих его сочинений, написанных в форме диалогов с известными в то время людьми. Диалоги Платона собраны в девять так называемых тетралогий. Диалог «Тимей» был написан Платоном в уже зрелый период его жизни в 70-60е года IV века до н. э., и был включен в восьмую тетралогию вместе с диалогами «Клитофонт», «Государство, или о справедливости» и «Критий, или Атлантида». Объединение по тетралогиям было сделано в соответствии с тематикой сочинений. Диалог «Тимей, или о природе» посвящен физике и биологии а так же, космогенезу, тому что представляет наибольший интерес для данной аналитической работы.
§1. Космогенез
Участниками диалога являются: Сократ, от имени которого говорит Платон, Тимей, Критий и Гермократ. При встрече они обсуждают модель идеального государства, в котором все строго определенно и размеренно, прописано как должны вести себя те или иные люди. Здесь можно заметить связь с идеально организованным космосом, как бы являющимся образцом для подражания. Далее разговор заходит о возникновении космоса, где повествующим выступает Тимей. Он начинает повествование с возникновения космоса, а уже после говорит о возникновении человека, так как человек является как бы, производной от космоса.
Тимей переходит непосредственно к проблеме происхождения космоса и ставит первый вопрос: «Назовем ли мы его космосом или иным именем, которое окажется для него самым подходящим, мы во всяком случае обязаны поставить относительно него вопрос, с которого должно начинать рассмотрение любой вещи: было ли оно всегда, не имея начала своего возникновения, или же оно возникло, выйдя из некоего начала?» [1] и тут же ставится второй вопрос: «взирая на какой первого образ работал тот, кто его устроял, – на тождественный и неизменный или на имевший возникновение?»[1] Несомненно космос зрим и осязаем, телесен, а следовательно он возник из чего-то. Платон приходит к выводу о том, что прообразом космоса является вечное и непреходящее, так как космос прекрасен, велик и совершенен, а демиург – благ. Вообще, для Платона «благо» получает метафизическое значение, так как признается начальной причиной для творческого процесса, и итогом же творческой деятельности. То есть, здесь можно выделить принцип - творчество во благо, именно поэтому в созидании чего-либо творец - демиург достигает превосходных результатов, что мы и видим на примере создания космоса.
В своих последующих рассуждениях Платон говорит что космос есть живое существо, наделенное разумом. «Невозможно ныне и было невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что не было бы прекраснейшим; между тем размышление явило ему, что … ни одно творение, лишенное ума, не может быть прекраснее такого, которое наделено умом…; а ум отдельно от души ни в ком обитать не может. Руководясь этим рассуждением, он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе своей наилучшее».[1] Цепь рассуждений подводит нас к понятию космического ума, который свойственен космосу, как всякому живому существу. Относительно космоса можно выделить также космическую душу и космическое тело, по аналогии с другими живыми существами. Космос всеобъемлющ «ведь бог, пожелавши возможно более уподобить мир прекраснейшему и вполне совершенному среди мыслимых предметов, устроил его как единое видимое живое существо, содержащее все сродные ему по природе живые существа в себе самом»[1] - в этом проявляется диалектизм космоса, строящийся по принципу того что ум переходя в иное бытие, превращается в душу, а душа переходящая в иное бытие становится космическим телом.
Создание демиургом тела космоса, описываемое Тимеем, с помощью четырех элементов напоминает нам труд гончара, который из земли (глины) создает свои изделия, а с помощью огня обжигает их, или же труд кузнеца кующего железо, который раздувает огонь в печи с помощью потока воздуха. Эти профессии, довольно распространенные в древнем мире, связанные с самой природой, с основными ее составляющими, в чем-то напоминают творчество демиурга. «Так, он путем вращения округлил космос до состояния сферы, поверхность которой повсюду равно отстоит от центра, то есть сообщил Вселенной очертания, из всех очертаний наиболее совершенные и подобные самим себе»[1]. Соотношение четырех сил – огня, воды, воздуха и земли Платон вводит через некие пропорции чисел и их отношения друг к другу, однако объяснение всего через математические расчеты неприменимо для мира, ибо тогда он бы превратился в сплошные формулы. Платон отмечает, что небо было создано одно-единственное, довольствующееся общением с собой и познанием себя, не подверженное старению и дряхлению. Образец на который смотрел демиург создавая мир, был только один и следуя из этого созданный по его образцу космос может быть только один.
К душе демиург переходит после создания тела, но по словам Платона, «это отнюдь не означает, с будто и бог построил ее после [тела]»[2]. Творение души демиургом описывается Платоном очень подробно и пространно, что связано с несомненной сложностью души, занимающей главенствующую роль в космогенезе. Душа как категория диалектики образуется с помощью триединства «тождественной сущности», «делимой сущности» и «среднего вида сущности» все вместе являющие собой некую субстанцию, как бы служащую неким прообразом души. Тело космоса, как нечто осязаемое и материальное создано видимой, «а душа невидимой, и, как причастная рассуждению и гармонии, рожденная совершеннейшим из всего мыслимого и вечно пребывающего, она сама совершеннее всего рожденного».[1] Без души мир не был бы миром, ибо она является его основой, окружает его существо.
Небо было создано демиургом как «некое движущееся подобие вечности», с сотворением которого появилось время. Небо и время нераздельны, так как проходят часы, сутки, недели и небо все время меняется. Правильнее даже сказать наоборот – время идет, потому что небесные светила сменяют друг друга. С другой стороны, время - это вечность, потому что создано оно по вечному образцу.
Наконец с созданием тела космоса и души космоса было покончено, устройство его определено, но живых существ которые должны населять мир еще не было. «Но и это недостававшее бог решил восполнить, чеканя его соответственно природе первообраза.»[1] Нужно обратить внимание что Платон называет творца разными именами – отцом, демиургом, мастером, чеканщиком и в том числе Богом. Все-таки термины Бог и демиург надо разделять, так как, по некоторым определениям демиургом именуется только помощник бога, слияние же Бога и демиурга в одну личность наблюдается в основном в религиях, таких как Христианство и Ислам, а так же в деизме и во многих мифологиях, но так как труд Платона во многом мифологичен, то можно с ним согласиться и принять его определение Демиурга как Бога.
Из живых существ ближе всего к Богу – демиургу был создан небесный род богов, высший из четырех созданных видов. «Притом он распределил этот род кругом по всему небу, все его изукрасив и тем создав истинный космос».[1] Под «божественным родом» следует понимать «неподвижные» и «блуждающие звезды». Также демиургом были сотворены низшие боги, как бы подчиненные по отношению к нему, которые в свою очередь занялись творением людей.
§2. Сотворение человека
Создание человека непосредственно связано с самим космосом. Каждая душа привязана к своей звезде, и после благочестивой жизни душа возвращается в космос и живет там в блаженстве. Здесь можно увидеть идею перехода души в космическую или мировую душу – единение с вечным идеальным космосом.
Далее боги приступают к созданию человека: «они взяли бессмертное начало смертного существа, а затем, подражая своему демиургу, заняли у космоса частицы огня и земли, а также воды и воздуха, обещав впоследствии вернуть их».[1] Так же как и демиург создал сначала тело космоса, а затем душу, боги создали первоначально тело человека. «Итак, боги, подражая очертаниям Вселенной»[1], глядя на разумно организованный космос, так же разумно создали человека, наделив его всеми необходимыми для жизни органами. Платон говорит что голова, наиболее важная часть тела, так как это «божественнейшая наша часть, владычествующая над остальными частями, содержащая в себе «два божественных круговращения»[1]. Туловище, руки и ноги были созданы в помощь голове. Проявление некой божественной природы в человеке, мы видим когда Платон говорит о том что в каждом из людей есть «чистый огонь», который как бы мягко изливается из глаз человека и, соединяясь с дневным светом дает возможность человеку видеть. Важнейшее значение зрения Платон видит в том, что с его помощью человек может наблюдать за сменой часов, дней, недель, то есть за течением времени, а также наблюдать окружающий его мир. Платон заостряет на этом внимание и называет это «высшей пользой очей». Платон придает важное значение органам восприятия – зрению и слуху, так как «усвоив природную правильность рассуждений, подражая безупречным круговращениям бога, можно упорядочить непостоянные круговращения внутри нас».[1] Человек, видя упорядоченность мира созданного Богом, должен стремиться к такому же порядку внутри себя.
Высказав свои мысли относительно органов чувств, Платон немного неожиданно переходит к описанию третьей сущности, имеющей значение в творческом процессе (первая – первообраз, вторая – подражание ему), которую он сам именует «восприемницей и кормилицей всякого рождения».[1] Этот вид сущности можно охарактеризовать как «воспринимающее начало», которое Платон сравнивает с матерью. Итак, у нас есть три сущности участвующие в творении: «Воспринимающее начало, которое можно уподобить матери, образец - отцу, а промежуточную природу - ребенку.» Воспринимающая сущность так же именуется потенциально – активным началом, то есть, она может стать всем чем угодно, любой вещью, но она не имеет постоянной формы так все время находится в движении, «входящие в нее и выходящие из нее вещи - это подражания вечносущему».[1] Образцом творения является парадигма, и ее понятие необходимо четко отделять от понятия идей, которые определяются как «гипостазированные понятия; суть наглядно данные художественные объекты; логические методы, чисто смысловые "условия возможности" познания; скульптурно-смысловые изваяния, насыщенные магическими энергиями, или попросту боги».[2]
Далее Платон определяет существование «истинного бытия» вечного и неосязаемого, «пространства», которое определяется также как нечто вечное и неподвластное ощущению и «возникновения», ощутимого и постоянно возникающего и исчезающего. Все эти три рода, по словам Платона, были еще до сотворения космического тела.
Воспринимающая сущность – «кормилица», будучи потенциально – активной, может принимать и формы четырех стихий – огня, земли, воды и воздуха, которые были упорядочены богом «с помощью образов и чисел» и Платон очень художественно начинает описывать создание этих стихий. «Все вещество состоит, согласно Платону из треугольников – геометрических плоскостей, образующих те или иные объемы: огонь состоит из телец, имеющих форму тетраэдра (четырехгранника); вода – икосаэдра (двадцатигранника); воздух состоит из октаэдров (восьмигранников); земля из кубов (шестигранников)».[3] Такое, казалось бы, сложное и непонятное построение сколько можно понятно объясняется Платоном чуть позже. Затем он рассуждает о свойствах стихий, о веществах возникающих с помощью смешений земли, воды, огня и воздуха. Например о том, как получились вино, елей, золото, медь, воск и т.д. К примеру: «разновидность земли, которая стремительным действием огня избавлена от влаги и потому еще суше, чем вышеназванная, наречена горшечной глиной; однако подчас немного влаги все же остается, и тогда рождается земля, расплавленная огнем, которая по охлаждении превращается в особый камень с черной окраской».[1]
После описания свойств стихий Платон повествует об чувственных ощущениях, вызываемых ими у человека при соприкосновении, которые непосредственно связаны с описываемым выше особенным строением каждой. Отдельно описывается созерцание человеком окружающего мира с помощью средств восприятия: зрения, слуха, вкуса и обонянии, после чего Платон возвращает нас к описанию сотворения человека богами.
Человеческую душу боги награждают состояниями удовольствия, страдания, дерзостью, страхом, гневом, надеждой и любовью – чувствами, характерными для смертной, рожденной души. Душа человека была разделена на разумную и неразумную: «Ту часть души, что причастив мужественному духу и возлюбила победу, они водворяли поближе к голове, между грудобрюшной преградой и шеей, дабы она внимала приказам рассудка», «другую часть смертной души, которая несет в себе вожделение к еде, питью и ко всему прочему, в чем она нуждается по самой природе тела, они водворили между грудобрюшной преградой и областью пупа»[1]. По-своему и очень своеобразно, Платон описывает назначение печени, приписывая ей функцию некоего «зеркала» между высшей и низшей частью души, когда влияние мысли, исходящей из ума достигает низшей души вызывает определенные чувства и состояния у человека. К тому же печень, являясь неразумной частью души, может «предаваться пророческим снам».
Что касается описания Платоном строения остальных частей тела, то можно отметить, что бог для их создания так же использовал вышеупомянутые стихии, смешанные в определенной пропорции. Платон также поясняет, зачем людям нужны те или иные части тела, а так же говорит о болезнях тела, их причинах и способах лечения, но углубление в эти вопросы в связи с данной темой не обязательно.
Говоря о создании космоса и человека, Платон определяет три основные сущности, являющиеся первоначальным источником творчества – вечный первообразец, демиург и воспринимающая сущность. Порождающие сущности являются создателями мира идей, выше которого следует идеальный космос, систематическое строение которого выявляет Платон. Смысл и направленность творчества находится во благе и совершенствовании окружающего мира. Творчество должно основываться на подражании вечному, идеальному. В создании всего сущего, в том числе и человека, участвуют четыре стихии – огонь, вода, земля и воздух.
3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: Значение представления Платона об искусстве и художественном творчестве для профессионального мировоззрения специалиста по рекламе
Значение представления Платона об искусстве и художественном творчестве для профессионального мировоззрения специалиста по рекламе таково: создавая рекламные сообщения рекламщик должен нести ответственность за то что делает, делать правильный выбор, о котором говорил Платон и думать о том, не будет ли рекламное сообщение оскорбительным для кого – либо. Платон также говорил о главном мотиве творческой деятельности человека – стремлении увековечить себя; мы знаем людей таких как например Маяковский, Родченко, Юон которые запомнились нам своим творчеством в сфере рекламной деятельности, и все рекламисты должны стремиться создавать такие же и даже еще более памятные работы. Специалист по рекламе должен стремиться улучшить окружающий мир, то есть стремиться к благу. Как для Платона смысл творчества является его неотъемлемым атрибутом, так и для специалиста по рекламе обязательно должен быть смысл в том, что он делает.
Из проанализированного материала следует что, для хорошего специалиста по рекламе важны такие качества как:
• самоконтроль и ответственность
• стремление к благу, совершенствованию и самосовершенствованию
• ориентирование на опыт предшественников и подражание им
• наличие четких представлений о смысле своей деятельности.
3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части:
Проанализировав диалог «Тимей» мы установили, что Платон говорит о своих представлениях о творческом процессе в контексте сотворения демиургом вселенной и человека. Основополагающими сущностями участвующими в творчестве выступают парадигма, демиург и воспринимающая сущность. Творчество всегда имеет смысл и направленность, и по Платону, направленность должна быть на благо. Суть творчества заключается в подражании идеалу, в стремлении к нему.
Гипотеза исследования подтвердилась: космогенез и создание человека рассматриваются Платоном в диалоге как творческий процесс.
1. Платон. Диалог Тимей
2. Лосев А.Ф. История античной эстетики (т. II). СОФИСТЫ. СОКРАТ. ПЛАТОН. М.: "Искусство", 1969.
3. Алешин А.И., Губин В.Д., Сидорина Т.Ю. Философия: учебник для вузов М.: Гардарики, 2005г.