Ваш почтовый ящик: foxyslan@yandex.ru
1.1 Тема работы: Ритуал в судьбе и учении Конфуция
В работе данной выполнен анализ темы ритуала в учении Конфуция, в т.ч. рассмотрены предпосылки формирования этой темы – биография самого Конфуция и исторические факты из жизни его предков, влияние ритуала на судьбу философа, трактовка им сущности ритуала, его этическая составляющая, значение и глубинный смысл традиций и церемоний, значимость этикета для человека, общества и государства.
Выявления идей Конфуция о значении и сущности ритуала в контексте его суждений, оформленных в "Лунь юе".
В работе я анализирую высказывания Конфуция,представленные его учениками в книге "Лунь юй", как первоисточник.
В книге Л.С. Переломова "Конфуций: жизнь, учение, судьба" в контексте многопланового исследования жизни и учения известного китайского философа, приводятся подробные факты биографии предков и самого Учителя,а так же разносторонне рассматриваются идеи его учения, что помогает тщательно изучить Конфуция как личность и рассмотреть воздействие его учения на жизнь и культуру Китая.
Ритуал,которому в учении Конфуция уделяется особое внимание (что является следствием его проявления в судьбе предков),несет в себе глубокий этический и мистический смысл.
3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: Появление ритуала в судьбе Конфуция и его учении
Китай считается страной обрядов и ритуалов, несущих в себе глубокий этический смысл и отражающих культурную память народа. Еще в VI—V веках до н. э. китайские мудрецы, в основном ведущие аскетический образ жизни вдали от мира, стали собирать вокруг себя своих первых учеников. Особенно выдающимся из них был всемирно известный ныне Конфуций (Кун-цзы), сформировавший одно из наиболее целостных и глубоких учений — конфуцианство. Впоследствии именно конфуцианство получило статус государственной идеологии Китая, сохраняя его практически два тысячелетия, с небольшими перерывами, вплоть до начала XX века. Понятие ритуала стало центральным в конфуцианстве. И именно Конфуций является главным представителем китайской философии, рассматривающим в своем учении тему ритуала, который является важнейшим условием не только гармонии в человеке, но и гармоничной общественной жизни. Свой жизненный путь он сумел описать всего в нескольких строчках:
«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».[1]
В этом высказывании отражен Конфуций как человек и как идеал традиции. Его путь от учебы через познание "воли Неба" к "свободному следованию желаниям сердца" и добровольному соблюдению норм поведения, которые он считал священными, стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Его учение включает в себя совокупность этических, духовных и социальных норм, ритуалов, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысяч лет, являясь выражением традиций и памяти предков. Эти правила касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе, в обществе.
• "Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторож-ность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости. Если государь должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбие. Если государь не забывает о друзьях, в народе нет подлости". [2]
Поэтому для Конфуция ритуалы превыше всего: их исполнение важнее, чем жизнь отдельно взятого человека, т.к. они обеспечивают существование всего общества, которое возможно только при условии гармонии, т.е. при соблюдении всех ритуалов, в том числе и формальных правил.
• "Если в верхах соблюдают ритуал, народом легко управлять".[3]
Глава I. Влияние ритуалов на судьбу Конфуция
Заинтересованность Конфуция в ритуалах, их исторической значимости и обязанности выполнения имеет непосредственные причинно-следственные связи с фактами его биографии.
Во-первых, само имя Конфуций является латинским вариантом его на-стоящего имени Кун Цю, производного от латинской транскрипции китайского словосочетания Кун Фу-Цзы, в дословном переводе означающее "учитель Кун". Родился будущий Учитель «на 22-м году правления луского Сян-Гуна – в 551 году до н.э., 27 августа по лунному календарю» [4].
Знаменитый древнекитайский историк Сыма Цянь пишет об этом собы-тии следующее: «Конфуций был рожден в селении Цзоу, волости Чанпин княжества Лу. Его предка, уроженца Сун, звали Кун Фан Шу. От Фан Шу был рожден Бо Ся, от Бо Ся — Шулян Хэ. У Хэ от девушки из рода Янь, с которой он сошелся в поле, Конфуций и родился. Она молилась на холме Ницю и обрела Конфуция. Князь Лу Возвышенный был на престоле двадцать второй год, когда он родился. На темени его с рождения имелась впадина, поэтому ему и дали имя Цю — холма. Чжун Ни — его второе имя, Кун — фамилия».[5]
Леонард Сергеевич Переломов в своем труде «Конфуций: жизнь, учение, судьба» много внимания уделяет биографии отца Конфуция, как возможной предпосылке формирования базиса его будущего учения. Значимым является тот факт, что отец будущего Учителя, Шу Лянхэ, принадлежал к сословию аристократов – Дай Фу, но занимал одну из низших ранговых ступеней аристократии, обладая довольно скромным достатком. Многие предания, однако, свидетельствуют о его храбрости и незаурядной физической силе, что определяет его как отличного воина, доказательством чего являются несколько записей ратных подвигов Шу Лянхэ, на которые он потратил большую часть своей жизни. По возвращению домой ему было около 63 лет, и по тогдашним убеждениям его семейная жизнь не была удачной: у него было 8 детей, из которых все – девочки. Девятый ребенок, которого вскоре родила ему жена, тоже оказался девочкой. Это стало знаком, что «Небо отвернулось от семьи». Тогда Шу Лянхэ берет в дом наложницу, которая, наконец, рожает ему сына, но тот оказывается хромым. По тем представлениям, калека не мог считаться полноценным наследником.
Поскольку, согласно ритуалу, наследник был обязан приносить жертву усопшим родителям, дабы чтить их память после смерти, а полноценным на-следником мог считаться лишь здоровый мужчина, и никак не женщина или калека, можно сказать, что появление на свет Конфуция обусловлено привер-женностью его предков к ритуалу. Это выразилось, возможно, именно в виде памяти предков, в его последующем учении, где основу ритуала составляла сыновья почтительность (сяо).
• "Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью".[6]
В «Лунь Юй» сочетание сяо ти толкуется как «корни гуманности» и гарант соблюдения общественных установлений.
Как рассказывает в своей книге Л. С. Переломов, Шу Лянхэ не отказывается от мысли о здоровом наследнике и останавливает свой выбор на семье Янь, где было 3 дочери на выданье. Старшие отказывают ему, но младшая соглашается. Тут возникает диалектичный вопрос: почему Шу Лянхэ, так серьезно относившийся к соблюдению традиций, решается на нарушение одного ритуала во имя выполнения другого? Нельзя дать однозначный ответ на этот вопрос, но возможно, для прославленного воина наличие полноценного наследника значило намного больше, чем следование этическим нормам. Согласно китайскому историку Сыма Цяню, брак родителей был заключен не в соответствии с ритуалом и обозначен как «е хэ», с ярко выраженной негативной оценкой. Не существует однозначного перевода этого словосочетания, Переломов приводит несколько вариантов: «варварский союз», «сожительство», «внебрачная связь» – как более древние определения, «союз в диком поле» – как более дословное, конкретное и современное. Существует так же несколько различных мнений, почему этот союз является е хэ. Профессор Ши Хуайшэн полагает, что «при браке Шу Лянхэ с Янь Чжи не были соблюдены все нормы чжоуского ритуала» [7] и кроме того, зачат Конфуций был не в доме, как положено, а в пещере, что было нарушением ритуала. Так же, по мнению средневекового историка Сыма Чжэна, точки зрения которого придерживается и Переломов, «данное понятие означало, что Лянхэ был стар, а Янь Чжи слишком юна,…поэтому этот союз называли е хэ – союз, не соответствующий правилам».[8] Дело в том, что по древним китайским традициям, мужчине после 64 лет жениться считалось неэтичным (Шу Лянхэ тогда было 66 лет), и разница в возрасте супругов не должна превышать 10 лет (по разным источникам, матери Конфуция могло быть от 17 до 20 лет). Возможно, именно это послужило причиной упреков и притеснений Янь Чжи с сыном после смерти мужа со стороны его старших жен. Дошло до того, что был нарушен еще один ритуал: вдове не разрешили сопровождать гроб с телом мужа, и Янь Чжи не знала даже место погребения своего супруга до самой смерти.
Эти впечатления детских лет, память предков выразились в раннем стремлении Конфуция к ритуалам. Он с детства отличался способностью к учению и хорошим вниманием, в его играх отразилось воздействие ритуалов, он неосознанно подражал церемониям, которые наблюдал сам или о которых узнавал из рассказов. Интересное высказывание Сыма Цяня, помогающее проследить непосредственную связь Конфуция с традиционными ритуалами, приводит Переломов: «Будучи ребенком и играя, Кун-цзы часто расставлял на столике подносы и чаши для жертвоприношений, воссоздавая ритуальные обряды». Такое обращения с ритуальными чашами и сосудами, очевидно, не следует воспринимать как игру – учитывая то, что уже ребенком Конфуций не увлекался играми, свойственными всем детям его возраста, предпочитая проводить время в компании старцев и мудрецов, слушая их рассказы, – это скорее были наглядные уроки семейной истории, истории рода, предков.
Склонность Конфуция к учению, увлеченность ритуалом и традициями можно объяснить влиянием матери, которая неосознанно начала приучать его к совершению ритуала с раннего возраста: пристрастие Янь Чжи к ежедневным молитвам по усопшему мужу и замкнутость на своем горе выразились в раннем познании им траурных обрядов и церемоний, в чувстве особой любви к родителям, уважении к истории и памяти предков. Как добродетельная вдова и мать, она рассказывала сыну о ратных подвигах отца, об основателе рода и других великих предках. На примере матери Конфуций видел всю важность знания истории и преданий своей семьи, поклонения таблицам предком, выполнения ежедневных ритуалов. Знание ритуалов и умение им следовать пригодится ему уже в семилетнем возрасте, когда его отдадут в школу, где важны были 6 основных умений (лю и – виды искусства): умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать. Когда же Конфуция настигла беда – скончалась его мать – он исполнил свой сыновний долг: поместив материнский гроб в местечке Угол пяти старцев, он отправляется на поиски могилы отца, и, найдя её в городе Фаншань, с соблюдением всех ритуалов траурной церемонии похоронил рядом мать (ему тогда было около 17 лет). После чего, в соответствии с традицией, носил на поясе траурную повязку. Его высказывание о сущности траурной церемонии ученики позже запишут в «Лунь Юй».
• “Обычную церемонию лучше сделать умеренной, а похоронную цере-монию лучше сделать печальной”. [9]
Не удивительно, что именно исторические предпосылки так повлияли на учение Конфуция и его восприятие ритуала, особенно если учесть, какую значимость имела память предков и традиции для его матери, а следовательно, для него самого. Постепенно начинает формироваться учение, позже названное конфуцианством, где важную роль играет именно ритуал. Так как же определяет сущность ритуала Конфуций?
Глава II. Сущность ритуала
Для него путь Дао – это путь ритуалов, путь следования традиций, вы-полнения церемоний. Согласно этим представлениям, все в мире организовано по принципу соответствий: ритуал, обряд и есть само существование. Кругообращение природы, календарные перемены и всё прочее есть не что иное, как ритуал. Например, если пошел снег, значит, Небеса совершают ритуал. Характерно, что снег идет именно зимой, потому что это тоже ритуал. А вот если вдруг снег пойдет летом – это будет нарушением ритуала. Ритуал одинаков везде: и в человеческой жизни, и в космосе в целом.
• Цзы-гун хотел положить конец обычаю принесения в жертву барана в первый день месяца. Учитель сказал: "Сы! Ты заботишься о баране, а я забочусь о ритуале".[10]
Однако в социальной жизни человека ритуал имеет вид этикета, т. е. приобретает основную традиционную форму взаимоотношений между людьми — между определенными социальными и возрастными группами народонаселения: есть старшие, почитаемые и уважаемые люди, и младшие, которые должны поклоняться старшим и следовать их воле; есть «благородный муж» – воплощение этических качеств, и «маленький человек», живущий по повиновению; есть мужчина – человек, часть общества, носитель нравственных качеств, и женщина, «существо несовершенное». Причем каждая такая группа обладает своим индивидуальным характером, особенным правом и способом поведения. Например:
• Если мимо простолюдина проезжает князь, то простолюдин должен по-клониться княжеской колеснице 15 раз.
• Если вокруг князя собралась толпа простолюдинов, то, разговаривая с ними, он должен смотреть поверх их голов.
То есть, этикет — это совокупность норм поведения определенных групп населения. Этикет помимо всего прочего является средством сохранения индивидуальности человека. Т. е. князя не смеет оскорбить ни один простолюдин, т.к. его статус закреплен издревле и принят обществом, но и превышать своих прав князь не смеет, т. к. образ его поведения зафиксирован и дарован самими богами. Таким образом, этикет является своеобразным щитом для человека от окружающих и окружающих от конкретного человека.
Этикет важен потому, что сохраняет в человеческом обществе те закономерности, которые имеются в космосе, а значит, способствует гармонии как одного человека, так и общества, и государства в целом. Поэтому человек, соблюдающий этикет, всегда «человеколюбив», или, как говорил сам Конфуций, справедлив и добродетелен, а не соблюдающий этикет — «нечеловеколюбив».
• "Сдерживать себя, с тем, чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, - это и есть человеколюбие. Если кто-либо в течение одного дня будет сдерживать себя, с тем чтобы во всем соответствовать требованиям ритуала, все в Поднебесной назовут его человеколюбивым. Осуществление человеколюбия зависит от самого человека, разве оно зависит от других людей?";
• "На то, что не соответствует ритуалу, нельзя смотреть; то, что не соответствует ритуалу, нельзя слушать; то, что не соответствует ритуалу, нельзя говорить; то, что не соответствует ритуалу, нельзя делать". [11]
Большое значение имеет ритуал для государства. В схеме, разработанное Конфуцием, всё управление базируется на правилах – ли. Их значение включает в себя человеколюбие жэнь, сыновнюю почтительность сяо, вежливость жан и др. Конфуций трактует вежливость, как обязательную составляющую управления, но позже традиционное значение трансформируется в неосознанное скрупулезное повторение церемоний. Все составляющие ли Конфуций разработал на основе традиционных норм поведения, характерных для иерархически устроенных обществ, представляющих собой большую семью с правителем в качестве главы семьи. Традиция почитания старших являлась основной и распространялась как на общество, так и на всё государство в целом. А так как данный принцип являлся следствием из традиционных общепринятых норм, правила, основывающиеся на нем, легко заучивались и воспринимались тогдашним обществом. Конфуций одобрял именно управление с помощью традиционных правил, но был против законов, как уравнивающих народ, т.е. благородных мужей и маленьких людей, и насильственного способа управления, который, неся лишь поверхностный смысл, не может глубинно влиять на общество, в отличии от исторически устоявшихся в сознании народа традиционных правил.
• "Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится". [12]
Конфуций, как и все последователи его учения, всегда был настроен против новшеств, т.к. конфуцианство в принципе учение консервативное. Объясняется это тем, что любое нововведение есть нарушения ритуала, а каждый человек, который придумывает что-либо новое, отходит от традиционного, исторически принятого этикета. Придумывание чего-либо нового – искусственность, а она, как и нарушение ритуалов, в конечном итоге ведет к нарушению гармонии, хаосу и катастрофе. Поэтому для того, чтобы решить, как необходимо поступить в определенной ситуации, необходимо обращаться к истории, чтобы узнать, какие действия приведут к благоприятному, не нарушающему мироздание результату, и поступить так. Другими словами, Конфуций в своем учении обращается к прецеденту, как к традиционно принятому китайским народом способу поведения и мышления.
В связи с этим появляется вопрос: что же побуждает человека следовать этикету? Согласно Конфуцию, у человека не должно возникать подобных во-просов, он должен действовать согласно этикету, следовать традициям и со-блюдать ритуалы, но не размышлять, почему он так делает. Т.к. размышление может привести к тому, что у человека возникнет желание в чем-либо улучшить, исправить ритуал, усовершенствовать его. А это в свою очередь нарушит мировой законопорядок и приведет и нарушит равновесие в государстве, за чем последует его гибель. В этом контексте, благородным может считаться только человек, придерживающийся золотой середины между искусственностью и варварством, т.е. тот, кто соблюдает этикет.
В идеале, человек, как и общество в целом, как и всё государство, должен стремиться к идеальному уровню прошлого, чтобы не отходить от традиций, т.к. именно в историческом прошлом, т.е. в памяти предков, заложены основы этикета. Но есть определенный ритуал, принятый в конфуцианстве, по которому сын имеет право менять порядки, установленные отцом, по истечении трех лет с его смерти.
• "Если при жизни отца следовать его воле, а после его смерти следовать его поступкам и в течение трех лет не изменять порядков, заведенных отцом, то это можно назвать сыновней почтительностью".[13]
Однако даже изменение порядков не должно отходить от соблюдения сыновней почтительности. Это означает, что Конфуций завещал младшим действовать лишь с согласия старших, причем выводить новое из старого, и основываться не на будущем, а на идеалах прошлого. Спокойствие и гармония предпочтительнее прогресса.
Глава III. Этика ритуала
Чем же отличается ритуал от обычных, многократно повторяющихся действий?
В Китае времен Конфуция существовал ритуал, согласно которому чи-новник, перешагнув порог царской опочивальни, обязан снять свои сандалии и продвигаться вперед мелкими шажками, вытянув руки в разные стороны и подняв их над головой, при этом одновременно взмахивая руками наподобие птицы, постоянно кланяясь и кружась на месте. Понятно, что раз так закреплено традицией, то следование этикету обязательно. Но важно как следовать этикету. Если два человека будут выполнять один и тот же ритуал, одинаково ли будет их исполнение? Один будет точно следовать алгоритму церемонии, исполнять все вплоть до мелочей, скрупулезно, точь-в-точь как оформлено в правилах. Другой же будет просто совершать ритуал. В чем же будет их различие? В этом и заключается диалектика процесса выполнения ритуальных церемоний. Первый будет смотреться нелепо, подражая птице; выполняя всё дотошно, он будет стремиться угодить государю, выглядя просто льстецом.
• "Когда, служа государю, соблюдаешь ритуал, люди считают это угод-ничеством".[14]
Другой же, какой бы ритуал он не совершал, какими бы нелепыми не казались его действия, в его исполнении все будет смотреться более органично, нежели в исполнении первого. Причина в том, что один будет просто выполнять всё как следует, обращая внимание лишь на форму, другой – будет исходить из содержания: он будет просто осознавать всю значимость его действие и принимать на подсознательном уровне как РИТУАЛА, как отражения традиций, истории, памяти предков. Из бессознательного принятия традиций следует естественность выполнения правил этикета. Ведь ритуал – это не просто церемониал с привычными жестами, которые можно заучить, важно ощущать ритуал душой, пропустить его через себя, и стремиться не к дословному его выполнению, а к гармонии как конечному итогу соблюдения ритуала.
Внутриличностное осознание ритуала имеет так же большое значение для связи с Небом, т.к. всё, касающееся ритуала, понималось Конфуцием как воплощение небесной воли, как связь человека с потусторонним миром – с предками и духами. Людьми ритуал лишь осмысляется и выполняется, исходит же он от природы и поэтому является естественным и обязательным законом существования. Главное в ритуале – его мистический смысл, особое его переживание, которое помогает установить связь с предками. Лишь поддержание постоянной связи с духами предков наполняет мир людей благодатной энергией. Поэтому нарушение ритуала воспринимается как разрушение этой связи между мирами живущих и ушедших, и тем самым означает нарушение баланса и гармонии во всем мире. Возможно, именно поэтому Конфуций так трепетно и даже жестко относился к исполнению ритуала.
Ритуальные правила и церемонии, пронизывающие всё вокруг, придают особый, священный оттенок самым обыденным, привычным вещам, наделяя церемонии значимым смыслом. Именно ритуал способствует установлению природной гармонии, баланса духовных энергий мира.
-------------------
[1] «Лунь юй», глава 2 «Вэй Чжэн», 4
[2] Там же, глава 8 «Таи Бо», 2
[3] Там же, глава 14 «Сянь Вэнь», 41
[4] Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. – М.: Наука. Изд. ф. «Восточная литература», 1993. – с. 47
[5] Конфуций. Изречения. – М.:Изд-во МГУ, 1999. Раздел “Сыма Цянь. Старинный род Конфуция”.
[6] «Лунь юй», глава 1 «Сюэ Эр», 5
[7] Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба.– с.46
[8] Там же.
[9] «Лунь юй», глава 3 «Ба И», 4
[10] Там же, 17
[11] Там же, глава 12 «Янь Юань», 1
[12] Там же, глава 2 «Вэй Чжэн», 3
[13] Там же, глава 1 «Сюэ Эр», 11
[14] Там же, глава 3 «Ба И», 18
Ритуал, имевший большую значимость для всего китайского народа эпохи Конфуция,сыграл значимую роль в судьбе его отца, что стало основанием появления темы ритуала в идеях Учителя. Он придавал большую значимость традициям и прошлому, как историческому основанию ритуала, и этикету, как ритуальному проявлению в государственном управлении. Ритуал по Конфуцию - проявление воли Неба,связь с потусторонним миром духов предков, отражение древности. Ритуал исходит из природы, а потому его несоблюдение ведет к потере баланса и нарушении гармонии, следствием чего является гибель государства. Поэтому Конфуций требует жесткого исполнения ритуальных церемоний и соблюдения правил этикета, как главного условия существования общества и государства.
3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: Значение идей Конфуция о ритуале для профессионального мировоззрения специалиста по рекламе
Мировоззрение специалиста по рекламе отличается от индивидуального наличием специализированных составляющих, как профессиональные взгляды и ценности. Но так как и он является представителем общества, традиции присутствуют и в его мировоззрении рекламиста.
Во-первых, каждый специалист по рекламе должен обладать широким кругозором, знать и учитывать в своей рекламной деятельности особенности различных этнических и религиозных общностей. Даже приветствие, которое обязательно необходимо для установления контакта с потребителем, в разных культурах выражено по-разному. Например, протянутая левая рука будет отрицательно воспринята странами Средней Азии и Ближнего Востока, т.к. считается «нечистой». Традиционный для американцев и большинства европейцев жест «ОК» (круг, образованный большим и указательным пальцем) в Японии считается неприличным. Так же необходимо усчитывать правильность использования цвета, который во многих культурах считается частью ритуала: в Индии и Китае символика цвета строго канонизирована. Так белому цвету в Китае придается большое значение, мистический смысл, он является визуальным отображением философских понятий. Поэтому использование цвета в рекламе должно идти с учетом традиционных смыслов, отраженных в мировоззрении потенциального потребителя. Нужно помнить и о том, что в различных куль-турных общностях тем или иным ритуалам может уделяться большая или меньшая значимость, некоторые ритуалы возводятся в ряд священных: в Китае огромное значение имеет церемония погребения, так в других культурах может быть священна брачная церемония. Специалисту следует избегать нарушения традиций в рекламе или неэтичного их изображения, высмеивания, т.к. это может оскорбить принципы, ценности, нарушить привычные убеждения и взгляды потребителей разных культур, что отрицательно скажется как на восприятии рекламы и конкретного товара, так и на отношении к самому рекламисту, и в некоторых случаях даже стать причиной межнациональных, религиозных или культурных конфликтов.
Во-вторых, специалист по рекламе должен учитывать то, что под дейст-вием социальной памяти и общественного мнения в сознании человека формируется общее представление об этических нормах и правилах общественной жизни и их несоблюдение, а порой и специальное нарушение (например, в креативной рекламе), может вызвать зачастую негативную реакцию. Поэтому важно осознавать значимость того или иного ритуала для общества, которому адресована та или иная реклама, т.е. специалист по рекламе сам должен обладать знаниями о правилах приличия, различать этичное и неэтичное, заниматься самосовершенствованием так же в плане образования и культуры.
Но самое важное, специалист по рекламе должен избегать диалектики в соотношении его личного и профессионального мировоззрения. Важно нахо-дить компромисс между индивидуальными и специальными убеждениями и представлениями, уметь по-разному смотреть на окружающий мир, согласовывать профессиональные взгляды на вещи с его личными, как представителя общества, в котором он существует, взглядами, чтобы находить общие ценности в личностной и профессиональной рекламной сфере, соответствовать им. Чтобы использовать ритуалы в рекламной деятельности, нужно знать их и использовать на уровне индивида – тогда будет реально оценить применения ритуала с точки зрения потребителя, что важно, так как помогает наладить необходимый контакт с адресатом рекламного сообщения. Возможность смотреть с двух разных позиций – индивида и профессионального рекламиста – даёт более полную и целостную картину мира, помогая избежать ошибок в профессиональной сфере.
Мировоззрение специалиста по рекламе должно существовать в гармонии с мировоззрением человека как личности. Опыт традиций в жизни человека как индивида помогает в профессиональной деятельности специалиста по рекламе, помогая учитывать мнение по восприятию церемоний и ритуалов в рекламе её адресатом. Для правильности употребления ритуального в рекламе, рекламист должен обладать широким кругозором и понятием этичного/неэтичного, чтобы избежать несоответствия рекламы традициям этнических и религиозных групп, оскорбления национального или культурного мировоззрения.
3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части:
В данной работе я рассмотрела некоторые факты биографии отца Конфуция и его личную биографию и пришла к выводу, что возможными предпосылками появления темы ритуала в его учении стала именно история семьи, память предков, а так же общая ситуация в стране.
В учении Конфуция большое место ритуал занимает именно благодаря его этической заставляющей: он имеет огромный мистический смысл, выражающийся в связи с Небом, древностью, природой и потусторонним миром предков.
Высказывания Конфуция учат людей терпению, доброму отношению друг к другу, в них заложено стремление к всеобщей гармонии.
Ключевыми словами ритуального являются "традиция", "этикет" и "церемония".В контексте ритуального он рассматривает сыновнюю почтительность и человеколюбие, как важные составляющие традиций. Так же большую роль играет ритуал в управлении государством, которое строится на соблюдении этикета.
Я думаю, что гипотеза, выдвинутая в начале работы подтвердилась, т.к. память предков, имевшая значение для Конфуция, была отражена в фактах из биографии его родителей и общем культурном прошлом Китая, и основа ритуала по Конфуцию - этический смысл.
1) Конфуций. Изречения. М.:Изд-во МГУ, 1999. (Раздел “Сыма Цянь. Старинный род Конфуция”). http://teologia.ru/www/biblioteka/ethik/konf.htm
2) Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука. Изд. ф. «Восточная литература», 1993
3) «Лунь юй» http://www.philosophy.ru/library/asiatica/china/lun_yu/0.html
4) http://ec-dejavu.ru/r/Ritual.html
5) http://yangshen.ru/?p=1601
6) http://konfuchiy.narod.ru/text_1.html
7) http://www.confucianism.ru/