Ваш почтовый ящик: super-shurka@yandex.ru
1.1 Тема работы: Теория Платона о бессмертии души
В данной работе проанализированы идеи Платона о бессмертии души на основе диалогов "Федон" и "Федр". Приведены четыре аргумента: взаимопереход противоположностей, знание как припоминание того, что было до рождения человека, самотождество идеи (эйдоса) души, теория души как эйдоса жизни. Также рассмотрены этические и космогонические выводы из учения о бессмертии души и влияние теории Платона на деятельность и мировоззрение специалиста по рекламе.
2.Людям всегда хотелось знать, что происходит после того, как человек умирает. Продолжает ли его душа существовать отдельно от тела? Или же она растворяется в мире и становится ничем? Многие философы пытались ответить на этот вопрос, и каждый создавал свои собственные теории. Платон считает, что душа человека бессмертна. И, хотя она то перестает жить [на земле] - это и называют смертью, то возрождается, но никогда не гибнет. Поэтому и следует прожить жизнь как можно более благочестиво. Следующая жизнь есть отражение поступков предыдущей. Но Платон не просто утверждает сам факт бессмертия души, а конкретизирует весь цикл ее странствий после смерти тела. Свою теорию Платон вложил в уста Сократа, живущего и умирающего ради продолжения жизни в мире идей, и его учеников.
2.1. Целью данной работы является проанализировать теорию Платона о бессмертии души, выявить недостатки и показать влияние на деятельность и профессиональное мировоззрение специалиста по рекламе.
Диалоги Платона "Федон" и "Федр"
В диалогах Платона наиболее сильной стороной является очень тщательное описание всего, что происходит с душой после смерти и разделения с телом, как она обитает в мире идей. Единственный недостаток, который выделяют исследователи работ Платона, например, Алексей Федорович Лосев, это недостаточная логическая обоснованность, мифологизация и онтологизация некоторых из доказательств Платона
Часть теории Платона о бессмертии души составляют не только логические доказательства, но и основанные на мифологическом мировоззрении и вере представления о мире
3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: Анализ теории Платона н основе диалогов "Федон" и "Федр"
Рассуждения Платона о душе проходят почти через все его работы. Идеи Платона о бессмертии души можно увидеть в одном из его диалогов под названием «Федон». Этот диалог повествует о последней беседе Сократа с его учениками, но от лица Сократа рассуждает Платон. Он говорит, что большинству свойственна боязнь смерти, ведь они считают, что после расставания с телом душа уже больше нигде не существует, а уничтожается и гибнет в тот момент, когда человек умирает. Платон же считал, что после смерти душа отходит к умершим, которые гораздо лучше и мудрее живых, и к Богам, которые являются самыми мудрыми и добрыми. Вернее, он надеялся, что придет к добрым людям, а вот насчет богов он был абсолютно уверен. Он был «полон надежды», что умерших ждет новое будущее и что оно будет гораздо лучше «для добрых, чем для дурных». По его мнению, смерть – это отделение души от тела. Тогда после смерти тело существует отдельно, а душа – отдельно. В доказательство бессмертия души Платон приводит четыре аргумента.
Аргумент первый: взаимопереход противоположностей
Платон приводит в доказательство древнее учение, по которому души умерших находятся в Аиде, а побывав там, «…снова возвращаются сюда, возникая из умерших…Если бы их там не было, то они не смогли бы возникнуть…».
В диалоге «Федон» Платон высказывает диалектическую мысль, что мир состоит из противоположностей. И более того, он утверждает, что все в мире создается путем создания одной противоположности из другой. Так в разговоре с одним из учеников Кебетом, он приводит такие примеры: «когда что-нибудь становится больше, значит ли это с необходимостью, что сперва оно было меньшим, а потом из меньшего становится большим? И соответственно если оно станет меньше, то меньшим станет из большего… И слабое возникает из сильного, а скорое из медленного». А раз жизнь и смерть – противоположности, значит они возникают друг из друга. То есть как смерть может возникнуть из жизни, так и жизнь появляется из смерти. Если существует умирание, значит, по рассуждениям Платона, существует и оживание. А значит души умерших должны существовать в каком-то месте до того времени, как они попадут в новое тело. Таким местом у Платона является Аид. О нем я расскажу позже.
Аргумент второй: знание как припоминание того, что было до рождения человека
Приводя этот довод, Платон говорит о том, что все знания человека были получены им раньше, а сейчас лишь припоминаются.
По Платону души еще до того, как они попали в человеческое обличье, существовали вне тела и уже тогда обладали разумом. Таким образом, Платон доказывает существование души до тела, но остается еще недоказанным факт продолжения существования души после смерти и разделения с телом. Эта часть его рассуждений еще более интересна, ведь здесь он затрагивает важнейший и по сей день вопрос о том, что происходит с душой после смерти человека. В рассуждениях с Симмием и Кебетом он говорит: «Раз наша душа существовала ранее, то, вступая в жизнь и рождаясь, она возникает неизбежно и только из смерти, из мертвого состояния. Но в таком случае она непременно должна существовать и после смерти: ведь ей предстоит родиться снова. Значит, то, о чем вы говорите, уже доказано.» Также в диалоге «Федр» Платон говорит, что любой душе очень сложно припоминать, что находится там, в мире идей, на основе того, что он видит здесь, в нашем мире, и «мало остается таких душ, у которых достаточно сильна память». Такие души «всякий раз, как увидят что-нибудь, подобное тому, что было там, бывают поражены и уже не владеют собой, а что это за состояние, они не знают, потому что недостаточно в нем разбираются». Это очень похоже на состояние дежавю, которое хотя бы раз в своей жизни испытывал каждый человек, но не мог объяснить это ощущение, когда тебе кажется, что ты уже проживал этот момент.
Аргумент третий: самотождество идеи (эйдоса) души
По Платону все вещи можно разделить на составные (все составное и сложное по природе, «в разное время неодинаковы и неизменностью вовсе не обладают») и не составные (постоянны и неизменны). Последние он называл сущностями и говорил, что их, в отличие от составных, которые постигаются чувствами, можно постигнуть только с помощью размышления, так как они «безвидны и незримы». Так как душа не может быть познана органами чувств, она относится ко второй категории, то есть у Платона является идеей (эйдосом) и если она всю жизнь занималась истинной философией и стремилась отдалиться от тела, попадает после смерти в божественное место, в котором она достигает блаженства, потому что избавляется от всех тяжестей, присущих человеческой жизни и «впредь навеки поселяется среди богов». Но если человек всю жизнь угождал своему телу, жил его страстями и желаниями, тогда душа «разлучается с телом оскверненная и замаранная». Такая душа не стремится к новому миру, а остается бродить среди могил и надгробий. Платон даже говорит, что именно такие души иногда замечают люди в виде теней, то есть призраков. Но по Платону все эти души обязательно дурных людей. Получается, что только души истинных философов, самых добрых людей, отправляются в Аид. Остальные же скитаются среди могил за плохой образ жизни до того момента, как их пристрастие к телесному не привлечет их к новому телу. И в новой жизни они получат такие же качества, которые были свойственны им в прошлом, но предстанут, скорее всего, в новом облике. Так, например, человек, который был корыстен, властолюбив, чинил несправедливость, станет волком, ястребом или коршуном. А те, кто были философами и полностью очистились от влияния тела перейдут в род богов. Теперь пару слов о таких людях. Философ, по Платону, - это, в первую очередь, тот, что уделяет больше внимания душе, а тело для него не значит практически ничего. Его не привлекают еда и питье, «любовные утехи» и все то, что направленно на его тело. Главные чувства – зрение и слух – обманчивы, а значит и остальные тоже. То есть тело только мешает познанию истины, и чтобы получить возможность свободно размышлять, не отвлекаясь на нужды тела, необходимо прервать общение с телом. В познании бытия больше преуспеет тот человек, который отрешится «как можно полнее от собственных глаз, ушей и, вообще своего тела, ибо оно смущает душу всякий раз, как они действуют совместно, и не дает ей обрести истину и разумение». То есть при жизни достижение истины невозможно из-за огромной обузы, связанной с заботой о теле. Поэтому получается, что или знание вообще недостижимо, или достижимо после смерти. А занятия философией, которым Платон придает большое значение, призваны помочь человеку очиститься от земной «скверны», от внутренних пороков и зла. Но даже занятия философией не дают полного очищения во время жизни – оно может наступить только благодаря смерти. «Философия же, по мнению Платона, является подготовкой к смерти, умением умирать – уходить от неистинной жизни»[ А.Б. Демидов. Феномены человеческого бытия. Глава 2. Тема смерти в античной философии].
Интересно возражение одного из его учеников, Кебета, о том, как мы можем быть уверены, что после многих жизней и смены многих тел душа однажды не умирает и сама? Он говорит о том, что раз душа уже существовала где-то до жизни, это не говорит о ее бессмертии, а лишь о долговечности. Чтобы ответить на этот сложный вопрос, Платон приводит четвертый аргумент.
Аргумент четвертый: теория души как эйдоса жизни
По рассуждениям Платона, любая идея, как и форма, воплощающая ее, никогда не примет своей противоположности. Так, например, огонь при сближении с холодным либо погибнет, либо отступит, но никогда не соединится с холодным. Также и с душой. Чем бы она ни овладела, она всегда привносит в это жизнь. А противоположность жизни – смерть, а, как я уже сказала, душа как любая идея не примет своей противоположности. А то, что не примет смерти Платон называет бессмертным. Значит, душа бессмертна.
Этические выводы из учения о душе
В диалоге "Федон" Платоном детально расписан аксиологический аспект бессмертия души. Он заключается в том, что если бы душа после смерти умирала вместе с телом, дурные люди бы точно знали, что со смертью исчезнет и их порочность, а так как мы знаем, что душа бессмертна, единственный способ избавиться от бедствий – «стать как можно лучше и как можно разумнее». «Если бы смерть была концом всему, она была бы счастливой находкой для дурных людей: скончавшись, они разом бы избавлялись и от тела, и вместе с душой – от собственной порочности. Душа не уносит с собой в Аид ничего, кроме полученного воспитания и того образа жизни, который вел человек. Поэтому только от самого человека зависит, как начнется его путешествие в загробный мир. Платон перечисляет девять разрядов душ: философ, законопослушный царь, государственный деятель, гимнаст, врач, прорицатель, поэт или вообще подражатель, софист или демагог, тиран. Все эти души каждое тысячелетие воплощаются в каком либо земном теле, а затем подвергаются суду за прожитую жизнь. Возможность вернуться на небо они получают только через десять тысячелетий такого существования. Но есть и исключения: те, кто в мире идей познал «истинное бытие», падая на землю, становятся философами или любителями красоты. Такие души после трех перевоплощений уже навсегда остаются на небе вместе с богами.
Интересно то, с какой подробностью Платон описывает само путешествие в загробный мир. Здесь лучше всего это покажет цитата из диалога Федон: «Когда человек умрет, его гений, который достался ему на долю еще при жизни, уводит умершего в особое место, где все, пройдя суд, должны собраться, чтобы отправиться в Аид с тем вожатым, какому поручено доставить их отсюда туда. Обретя там участь, какую и должно, и пробывши срок, какой должны пробыть, они возвращаются сюда под водительством другого вожатого, и так повторяется вновь и вновь через долгие промежутки времени». Также Платон рассуждает о пребывании в Аиде. Он не соглашается с мнением, что дорога в Аиде проста, тогда, говорит он, не нужны были бы и вожатые. На самом деле, она извилиста и имеет много перекрестков и распутий. Если душа в прошлой жизни не потакала страстям тела и была разумна, то она спокойно следует за провожатым. А душа, привязанная к телу сначала много скитается по земле, страдает, пока приставленный к ней вожатый силой не уводит ее, но даже в Аиде от нее все «отворачиваются и бегут», не только другие души, но и вожатые. Поэтому она одна бродит по Аиду «во всякой нужде и стеснении». Пока через какое-то время она не попадает в новое тело. А чистые души обитают на небе и находят себе спутников среди богов.
Космологические выводы из учения о душе
Рассуждая о месте, в котором находится душа после смерти, Платон плавно переходит к рассуждениям о самой Земле. Земля, по его мнению, находится в небе со звездами, которое он называет эфиром. Остатки этого эфира стекают во впадины Земли в виде тумана, воздуха и воды. Он считает, что земля круглая, но все люди находятся во впадинах, а не на поверхности земли. То есть просто воздух мы считаем небом и думаем, что там находятся и движутся звезды. Но если бы кто-нибудь, по словам Платона, смог достигнуть крайнего рубежа воздуха, то он увидел бы настоящий мир. Этот мир похож на мяч, сделанный из двенадцати кусков кожи. Они окрашены так ярко, как даже не может себе представить человек. Все камни на этой земле – драгоценные, повсюду в изобилии разбросаны дорогие металлы. Там живут люди, которые никогда не болеют, а в их храмах на самом деле обитают боги и общаются с людьми.
Существует множество рек, горячих и холодных, есть также огненные реки и реки мокрой грязи. Все они начинаются внутри Земли в месте, которое называется тартаром. И в этой же пропасти они заканчиваются. Они могут опоясывать Землю несколько раз, но все равно вернутся в тартар. Одна из этих рек называется Ахеронт и течет в основном в пустынных местностях, под землей, и заканчивается озером Ахерусиадой. Туда после смерти попадают души большинства умерших и после назначенного им судьбой времени, проведенного в этом месте, они отправляются назад на Землю, чтобы снова стать живыми. Существуют еще три реки: Океан, Кокит и Пирифлегетонт. Океан – самая большая река, огибающая землю по кругу. Пирифлегетонт – река, бурлящая огнем. Кокит течет через так называемую Стигийскую страну – дикие и страшные сине-черные земли, и впадает в озеро Стикс. Впадая в него, река получает грозную силу и катится дальше.
Первое, что происходит с душами после того, как они с помощью своих проводников попадают в Аид, это суд. Если человек придерживался середины, то он отправляется к реке Ахеронту. Там они «обитают, очищаясь от повинностей, какие кто совершал при жизни, несут наказания и получают освобождение от вины, а за добрые дела получают воздаяния – каждый по заслугам». Если человек по жизни был очень плохим (совершал убийства, грабил в храмах), то его низвергают в Тартар, откуда ему уже никогда не выйти. Но если душа совершила грех, а затем всю жизнь раскаивалась, то она сначала попадает в тартар, а затем через год скитаний выносится к берегам Ахерусиады. Там они кричат и зовут тех,кому навредили или обидели и молят их о прощении. Если они прощены, они могут выйти из этих бедствий, но если же они не добились прощения их снова уносит в тартар и все повторяется, пока они не добьются прощения. Такова их кара.
Те же, кто прожили жизнь в святости, минуют все эти реки и приходят «в страну вышней чистоты и там поселяются». Именно поэтому необходимо во время жизни быть добродетельными и прислушиваться к разуму.
С помощью четырех доказательств Платон блестяще обосновывает бессмертие души и ,кроме того, описывает все качества, которыми, по его мнению, должна обладать праведная душа, чтобы попасть в мир идей и жить среди богов. Такими людьми у Платона оказываются философы. А неправедные души вечно перевоплощаются в смертных телах, неспособные постичь настоящую истину.
3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: Критические замечания к теории Платона о бессмертии души
А.Ф.Лосев в своей работе «Комментарии к диалогам Платона» не только обобщает рассуждения Платона о душе, но и выявляет несколько погрешностей в рассуждениях Платона.
1.Первый аргумент содержит в себе смешение категорий логической возможности и реальности. «Если в противоположность телесному живому существу можно мыслить нетелесное живое существо, это еще не значит, что такое нетелесное живое существо на самом деле существует". Другими словами, если по логическим рассуждениям Платона существуют две противоположности и переход между ними, то это еще не значит, что такой переход всегда фактически происходит.
2.Второй аргумент: нельзя не согласиться с рассуждениями Платона о том, что при построении знания мы не можем ограничиваться знанием только отдельных вещей, необходимо приводить их к общности. Но Платон на первый план выдвигает общее и отстраняет единичное. А ведь общее не может быть построено без единичного.К этому аргументу Лосев А.Ф. приводит пример с зеленым деревом: чтобы знать что оно зеленое, необходимо иметь представление о зелености в общем, но, в то же время, так как дерево обладает каким-то определенным оттенком зеленого цвета, т.е. «содержит в себе какой-то момент зелености, а потому неотделимо от зелености вообще».
Платон также все общие понятия возводит в ранг онтологических, не объясняя их появление. Они существуют полностью самостоятельно и независимо. Также Платон разделяет познание общего и единичного хронологически. Он говорит, что сначала мы познаем идеальное общее, а затем материальное единичное. Такое утверждение не имеет основания. Сначала, по рассуждениям Платона, мы познаем общее без единичного, а затем единичное без общего, но сам Платон утверждает, что единичное невозможно без общего, и, наоборот, общее невозможно без единичного.
Также во втором аргументе есть три утверждения принимаемые без всякого логического доказательства. Они непосредственно связаны с верой. Первое: первоначальное положение общего над единичным Платон понимает как познание этих сущностей еще до нашего рождения, то есть в потустороннем мире. Второе: из доземного познания следует и то, что мы будем познавать эти идеи и после смерти. Третье: познание вечных идей душою означает вечность и самой души.
3. Третий аргумент: Является ли душа сама эйдосом. Бездоказательно. Если согласиться с Платоном о существовании души, то она должна подчиняться и другим его размышлениям. То есть у души тоже должен быть свой эйдос, который как и любую идею нельзя ни сломать, ни сжечь, ни уничтожить. Но является ли сама душа эйдосом? Например палку можно поломать, а эйдос палки – нет, но ведь эйдос палки – это не сама палка.
4.Четвертый аргумент: «Когда тело теплое или горячее или когда оно огонь, ему присуща идея теплоты. Но вот тело начало охлаждаться и в конце концов стало холодным. Это не значит, что идея теплоты тоже стала холодной. Это значит только то, что идея теплоты здесь отошла в сторону и уступила место идее холода, оставаясь такой же противоположной идее холода, как и раньше...Значит, заключает Платон, и человеческое тело, пока было живым, было носителем души; а смерть тела не означает, что и душа умерла, а значит лишь, что идея души и жизни отошла от него и уступила место идее смерти. Следовательно, душа бессмертна.
В рассуждениях Платона есть некоторые недостатки, но они не умаляют ценности его утверждений
3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части: Влияние на специальность
Значение идей для профессионального мировоззрения и деятельности специалиста по рекламе заключается в том. что, во-первых, идею Платона о продолжении существования души, зависящего от ее поведения в прошлой жизни можно использовать в социальной рекламе, а также она может повлиять на профессиональное мировоззрение специалиста по рекламе (воздерживание от недобросовестной рекламы). Во-вторых, одно из доказательств бессмертия души, а точнее, второе, о знании как припоминании того, что было до этой жизни, можно интерпретировать в сфере рекламы, как то, что реклама помогает птенциальному потребителю вспомнить то, что он уже знал раньше. И в-третьих, космогонические выводы Платон, то есть его мифологизированный взгляд на строение Земли можно использовать в сюжетах рекламных кампаний
Теория Платона может использоваться в сфере рекламы достаточно эффективно
Сложность проблемы, поднятой Платоном, заключается в том, что никакие рассуждения в этой области нельзя проверить. Возможно некоторые рассуждения Платона и не имеют в себе четкого логического доказательства, но то, с каким пылом и искренностью Платон приводит в пример смерть Сократа, который, зная, что его душа бессмертна и после отделения от тела попадет в лучший и совершенный мир идей, нисколько не боится смерти, а принимает ее всего лишь как переходный этам между миром людей и миром богов. Эта смерть, по словам Шантепи де ла Соссей, «стала для человечества типическим примером того, как сила и независимость души, обнаруживаемые ею во время смерти, ручаются за продолжение ее существования.»
1)Платон. Диалоги
2)Иллюстрированная история религии, рус. Перев., М., 1899
3)Лосев А.Ф.Комментарии к диалогам Платона
4)Демидов А.Б.Феномены человеческого бытия.
5)http://be.sci-lib.com/article106121.html("Федон, или О бессмертии души")