Идея работы - рассмотреть четыре момента суждения о вкусе:
1) Первый момент суждения вкуса по качеству
2) Второй момент суждения вкуса - по его количеству
3) Третий момент суждения вкуса - по отношению к целям, которые принимаются в них во внимание
4) Четвертый момент суждения вкуса - по модальности благорасположения к предмету
"Критика способности суждения" - одно из основных произведений в истории философии. Замечательный немецкий философ дал в своей работе глубокую и исключительную разработку важнейших проблем: индивидуальность, своеобразие сферы эстетики, ее различие с нравственностью, и со всеми другими видами деятельности человека; "гения" проблемы и творческой мысли, фантазии. "Критика способности суждения" всегда привлекала внимание и русских мыслителей и иностранных.
Почему мною выбрана тема «О вкусе»? Я взялась за рассмотрение данной темы потому, для нас невероятно важен вопрос вкуса! Интересно узнать, посему некоторые любят одно, а другие совсем иное. Эта тема актуальна, потому что сегодня она дает богатую возможность для раздумий в философской области, искусства и красоты. А особенно это важно для составителей глянцевых журналов, так как в наши дни там можно наблюдать тихий ужас! Поэтому, эта тема важна для рекламиста.
Я думаю, что мою работу можно предложить сайтам, посвященным И.Канту, где собраны его афоризмы, биография, мысли, сочинения о нем. Например, сайт http://www.aphorism.ru/author/a1790.shtml.
Для написания данной работы мне очень помогла статья М.А. Булатова, он очень доступно и понятно описал основные моменты учения И. Канта о вкусе, мне было очень легко и понятно читать его статью. Так же мне помогла книга Арсения Гулыги «Жизнь замечательных людей».
Анализирую книгу И. Канта "Критика способности суждения"
Для написания данной работы мне очень помогла статья М.А. Булатова, он очень доступно и понятно описал основные моменты учения И. Канта о вкусе, мне было очень легко и понятно читать его статью. Так же мне помогла книга Арсения Гулыги «Жизнь замечательных людей».
Кант характеризует суждение вкуса четырьмя моментами.
3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: О И.Канте
«Почти весь свой век он прожил в одном городе - Кенигсберге, он никогда не покидал пределов Восточной Пруссии. Он не искал славы, не добивался власти, не знал ни деловых, ни любовных треволнений. Он не был женат.
Внешняя жизнь И. Канта текла размеренно и однообразно, может быть, даже монотоннее, чем у людей его рода занятий. Этого не скажешь о жизни внутренней, о жизни его духа. Здесь происходили удивительные свершения. Рождались дерзновенные идеи, крепли, вступали в единоборство с другими, гибли или мужали в борьбе.
Почти все разновидности современного философствования так или иначе восходят к Канту. Его идеи подверглись трансформации, но продолжают жить.
Канта сравнивают с Сократом. Ибо философия его человечна. Эллинский мудрец впервые низвел философию с небес, утвердил на земле, отвлекся от космоса и занялся человеком. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает и о вселенной, но главное для него - человек. Кант размышлял о законах бытия и сознания с одной только целью: чтобы человек стал человечнее. Чтобы жилось ему лучше. Чтобы не лилась его кровь, чтобы не морочили ему голову утопии и иллюзии. Кант все называет своими именами.
Кант вовсе не был затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни - галантен. Просто у него рано возник всепоглощающий жизненный интерес - философия, и этому интересу он сумел подчинить все свое существование. Жить для него значило работать, в труде он находил главную радость. Жизнь Канта – пример единения слова и дела, проповеди и поведения. Он умер со спокойной совестью, с сознанием исполненного долга».
Арсений Гулыга
-
3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: "Вкус - это способность судить о прекрасном".
"Вкус - это способность судить о прекрасном".
Согласно Канту, суждение вкуса характеризуется четырьмя моментами:
1) Первый момент суждения вкуса по качеству
2) Второй момент суждения вкуса - по его количеству
3) Третий момент суждения вкуса - по отношению к целям, которые принимаются в них во внимание
4) Четвертый момент суждения вкуса - по модальности благорасположения к предмету
«Первый момент касается качественной специфики эстетического суждения. Он представляется так: "Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным". Кант глубоко прав, стараясь отделить сферу эстетического от познания, практики, морали и т. д. Эстетическое суждение, поэтому, "не есть познавательное суждение". Для теории познания, исследующего объект, неважно, какие чувства испытывает исследователь. Важен сам предмет. Сам предмет называется прекрасным, однако через удовольствие, вызываемое им, а не прямо. Чтобы её понять, надо привести определение интереса, даваемое Кантом: "Интересом называется удовольствие, которое мы связываем с представлением о существовании предмета". Кант не отрицает существования предмета, но непосредственное суждение вкуса определяется не им, а представлением (изображением) через вызываемое им чувство удовольствия. Однако справедливо отрицая, что интерес является определяющим основанием суждения вкуса, Кант говорит: "Но отсюда не следует, что после того как оно уже дано как чистое эстетическое суждение, с ним нельзя связывать какой-нибудь интерес". И Кант пишет два параграфа по этому вопросу: § 41 "Об эмпирическом интересе к прекрасному", где доказывает, что "прекрасное вызывает эмпирический интерес только в обществе", и § 42 "Об интеллектуальном интересе к прекрасному", где устанавливает связь вкуса с моральным чувством человека.
Пример: Суждение вкуса должно быть равнодушным к самому существованию вещи. Оно полностью исключает практический интерес, который непосредственно связан с самим этим существованием. Суждение вкуса бескорыстно, свободно от практического интереса. Этот смысл принципа «незаинтересованности» суждения вкуса великолепно понял Гёте, который говорил: «…воззрение, что каждое творение существует для самого себя и что пробковое дерево растет совсем не для того, чтобы было чем закупоривать бутылки,—это у меня общее с Кантом, и я очень рад, что на этом мы сошлись».
Иногда его понимали как требование полного равнодушия к выбору предмета изображения в искусстве. Но такое понимание ошибочно. Кант считает специфическим для вкуса равнодушие не к тому, каков предмет, а равнодушие к вопросу: существует ли в реальности предмет, изображенный в произведении искусства? (Например, существовал ли герой литературного произведения или же он только порождение художественного вымысла?) Важно не существование (или несуществование) предмета (или героя). Важна способность изображения — и в случае, если предмет (герой) существует, и в случае, если он не существует, — доставлять чувство удовольствия. По разъяснению В.Ф.Асмуса, "это особенно ясно, если предмет, изображённый в художественном произведении, есть предмет заведомо фантастический. Вопрос о том, существовал ли в действительности Вий, не имеет значения для эстетического суждения о рассказе Гоголя". Если мы узнаем, что человек по имени Мюнхаузен существовал в действительности или что прототипом Робинзона Крузо был реальный человек, то это может вызвать удивление, но не увеличивает и не уменьшает красоты произведений Распе и Дефо.
Второй момент суждения о прекрасном - количественный - формулируется так: "Прекрасное есть то, что без понятий представляется как объект всеобщего удовольствия". Хотя удовольствие как основание суждения о красоте предмета субъективно (ибо его испытывает не объект, а субъект), однако, как уже разъяснялось, оно возникает на основе гармоничной настроенности духовных способностей человека, благодаря тому, что мышление и воображение приходят в соответствие, обоюдно друг друга возбуждают. Согласно Канту, это соответствие, будучи ощущаемым, и вызывает удовольствие.
Пример: Кант отделил прекрасное от хорошего и доброго. И приятное, и прекрасное, и доброе (хорошее) нравятся нам, но каждое – особым образом. Приятно то, что нравится чувствам, оно всегда зависит от существования предмета и всегда соединено с интересом к нему. Наслаждение, доставляемое приятным, всегда только субъективно (шоколад). Добрым мы в отличие от прекрасного называем то, что ценим и одобряем (присутствует разум, заинтересованность). Из трех видов удовольствия хорошее (доброе) и приятное базируются на личных чувствах, поэтому субъект охотно соглашается с другими, несов-падающими с ним мнениями о данном предмете - остается верной поговорка: «О вкусах не спорят». «Приятное и доброе ощущают и животные, лишенные разума, красоту - только люди».
Третий момент раскрывает отношение суждения вкуса к целям. Кант, во-первых, исключает из красоты то, что возбуждает и трогает, хотя они имеют значение, чтобы привлечь к ней ещё неразвитый вкус; во-вторых, отграничивает от неё полезность; в-третьих, различает красоту и совершенство - согласие вещи с понятием, которое определяет, какой должна быть вещь. Поэтому Кант различает два вида красоты - свободную и прикладную (привходящую). Первая нравится сама по себе, необусловленно (цветы, поляны и т. п.), вторая связана с понятием, чем должна быть вещь (такова красота человека, лошади, дворца). Суждение о первой есть чистое суждение вкуса, о второй - прикладное.
Пример: Например, человек ставит цель - получить удовольствие от античной статуи "Лаокоона", так чтобы она выступила для него как прекрасный предмет. Эта цель может не реализоваться, если ему не хватает культуры, чтобы воспринять красоту. С другой стороны, если последняя есть, он будет чувствовать удовольствие от этого произведения, даже не ставя перед собой никакой цели. Поэтому не от цели зависит эстетическое восприятие. Допустим, далее, что речь идёт об объективной цели, скажем, что скульптура Афины Паллады, которая была создана с практической религиозной целью, потому что древние греки поклонялись этой богине. Но эта цель исчерпала себя вместе с исчезновением древнегреческой религии, но чувство удовольствия от этого произведения искусства не исчезло, а потому красота статуи определяется не ею (не целью).
Четвёртый момент суждения вкуса Кант определяет так: "Прекрасно то, что познаётся без [посредства] понятия как предмет необходимого удовольствия". Эта необходимость не теоретическая (основывающаяся на научных понятиях) и не моральная (категорический императив), а эстетическая: она основывается не на понятиях, а на "общем чувстве" (Gemeinsinn) "(под этим понимается не внешнее чувство, а действие, возникающее из свободной игры наших познавательных способностей)". Но существует ли оно? Кант отвечает: да, потому что познание обладает всеобщей сообщаемостью (можно передать знание другому человеку), потому что все обладают воображением и рассудком. Их расположение может иметь различные пропорции, среди которых есть и такая, которая наиболее благоприятна для познания; она воспринимается чувством, а не понятием. Так как познание вообще сообщаемо, то сообщаемо и это расположение. Но это расположение (соответствие) познавательных сил вызывает чувство удовольствия. Поэтому надо предположить общее у всех людей чувство. Оно и есть то условие, которое необходимо вызывает чувство красоты при восприятии предметов. И Кант в разделе о дедукции эстетических суждений подробно развивает глубокую теорию "О сообщаемости ощущения", "о вкусе как некотором виде sensus communis (общего чувства)" (§§ 30-42), без которой феномен эстетического будет субъективным и случайным, а не необходимым, как есть на деле и как доказывает Кант. На этих чертах вкуса Кант построил "диалектику эстетической способности суждения". Антиномия эстетического, как и остальные антиномии, состоит из тезиса и антитезиса. Тезис гласит: суждение вкуса не основывается на понятиях, иначе можно было бы о нём диспутировать (решать с помощью доказательств). В общем, о вкусах не спорят. Антитезис утверждает: суждения вкуса основываются на понятиях, иначе нельзя было бы о них спорить (притязать на необходимое согласие других с данным суждением). Решение антиномии состоит, согласно Канту, в том, что эстетическое суждение не строится на логически точных понятиях - и в этом рациональный смысл тезиса. Но эстетическое имеет отношение к рассудку, ибо суждение соотносит воображение и мышление; поэтому оно имеет общую основу во всех людях и о нём можно спорить. И сама антиномия и её решение Кантом рациональны».
М.А. Булатов
«Все сводится к понятию вкуса - к тому, что вкус есть способность судить о предмете в его отношении со свободной закономерностью воображения. Поскольку в суждении вкуса воображение должно рассматриваться в его свободе, оно берется не как репродуктивное, подчиненное законам ассоциации, а как продуктивное и самодеятельное (как источник произвольных форм возможных созерцаний); и, хотя при схватывании данного предмета чувств оно связано с определенной формой объекта и, следовательно, не пребывает в свободной игре (как в полете фантазии), все-таки вполне можно понять, что предмет может дать ему именно такую форму, которая содержит соединение многообразного, какое воображение, будь оно свободно предоставлено самому себе, создало бы в согласии с закономерностью рассудка вообще. Однако то, что воображение свободно и вместе с тем все-таки само закономерно, то есть обладает автономией, есть противоречие. Ибо закон дает только рассудок. Если же воображение вынуждается действовать по определенному закону, то его продукт по своей форме, то, каким он должен быть, определяется понятиями; но тогда благорасположение вызовет, как показано выше, не прекрасное, а доброе (совершенство, правда, только формальное), и суждение не будет суждением вкуса. Следовательно, закономерность без закона и субъективное согласование воображения и рассудка без объективного согласования, при котором представление соотносилось бы с определенным понятием предмета, совместимы только со свободной закономерностью рассудка (которая называется также целесообразностью без цели) и со своеобразием суждения вкуса.
Вряд ли человеку нужен вкус, чтобы почувствовать большее благорасположение к кругу, чем к небрежному наброску, к равнобедренному и равноугольному четырехугольнику - большее, чем к косоугольному, неравнобедренному, как бы скрюченному; для этого достаточен обычный рассудок и совсем не нужен вкус. Там, где очевидно намерение судить, например, о величине площади или сделать понятным в делении отношение частей друг к другу и к целому, необходимы правильные, причем наиболее простые фигуры; и благорасположение возникает здесь не непосредственно от вида фигуры, а при мысли о возможности использовать ее для осуществления различных намерений. Комната, стены которой образуют косые углы, сад такого же типа, вообще всякое нарушение симметрии, будь то в животных (если они, например, одноглазы), в зданиях или клумбах, нам не нравится потому, что это нецелесообразно, не только практически для определенного использования этих вещей, но и для суждений о них, исходя из самых различных намерений;
Подобное не происходит в суждении вкуса, которое, если оно чисто, непосредственно связывает предмет благорасположения или его отсутствия с созерцанием предмета, не руководствуясь возможностью использовать его или какой-либо целью».
И. Кант
«Человек умирает, мысль остается. Мысль обретает самостоятельную жизнь. Пробуждает мысль других. Становится достоянием многих. Мысль идет вглубь, взрывая новые пласты бытия, подчиняя их воле и разуму тех, кому жить, кому дерзать, кому нести ответственность. Бессмертие философа в том, что он успел сказать, что было услышано, понято, подхвачено, осуществлено»
А. Гулыга
-
3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части:
Категория вкуса является одним из сложных вопросов философской теории. В современном мире вопрос о вкусе занимает не последнее место. Является ли Вкус понятием прежде всего индивидуалистического общества? Как проявляется вкус в коллективистическом обществе, которое стремится унифицировать не только мысли, чувства и поступки людей, но и их вкусы и даже внешний вид. Является ли вкус понятием морали или эстетики? В связи с тем, что эта тема является очень обширной, понятие вкуса не может быть однозначным.
"Вкус - это способность судить о прекрасном" – так И. Кант определяет понятие вкуса, не опираясь на разум, ум, а на чувство неудовольствия или же наоборот, удовольствия. «Чувство гармонии в игре душевных сил» - основа вкуса, поэтому понятие вкуса каждый составляет для себя сам, но все равно ориентируется на свойственное для многих «общее чувство». Вкус опирается непосредственно на чувство, а не на рассуждение.
Задаваясь вопросом о том, прекрасная ли вещь, мы имеем в виду не то значение, которое эта вещь значит для нас, мы имеем в виду, какая она есть сама по своей природе, в каком виде она представляется нашему пониманию.
Следовательно, эстетический вкус есть способность рассуждать о предмете на основе не благорасположения к нему или наоборот благорасположения, независимо от всякого интереса.
Немецкие просветители рассматривали себя в качестве своеобразных миссионеров разума, призванных открыть людям глаза на их природу и предназначение, направить человечество на путь одухотворяющих истин. Надо думать не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре их внимания - проблемы наилучшего общественного устройства, разработка программ общественных преобразований, максимально соответствующих человеческой природе. Характерный признак немецкой классической философии - исторический оптимизм. Он основывается на представлении о разумности человека, на убеждении, что в человеческой природе масса прекрасных, положительных задатков. Что касается пороков, дурных поступков, страстей, то они преодолимы, изживаемы. Нет такой стороны человеческой натуры, которую нельзя облагородить, следуя меркам разума. Отсюда идея прогресса как возможность бесконечного совершенствования человека и человечества в целях поиска наилучших форм человеческого существования.
Безусловно, существует множество точек зрения, всяческих теорий по этому поводу. Но именно изучение данной проблемы позволяет преобразовывать мир по законам красоты.
Реклама в XXI веке играет важную роль во всех сферах жизни общества. Она входит в социальную среду, определяет стандарты мышления и социального поведения. Реклама предлагает человеку систему ценностей и приоритетов, модель поведения и отношение ко всему происходящему, создание стереотипов, образ мыслей и мироотношение, даже манеру одеваться, говорить, проводить досуг и так далее. Реклама - это все-таки некоторое произведение искусства, которая приглашает следовать тем эстетическим и этическим эталонам, которые используются в ней. Поэтому в своей профессиональной деятельности мы должны ориентироваться на высокие стандарты вкуса. Понятию хорошего вкуса противостоит не понятие плохого вкуса, а понятие отсутствия вкуса.
1) Кант И. Критика способность суждения / И. Кант. – М. : Аспект-пресс, 2006. – 512, [1] с.
2) М.А. Булатов. Немецкая классическая философия: Кант, Фитхе, Шеллинг. Основные черты эстетики И. Канта
3) Мусский И.А. 100 Великих мыслителей / И. А. Мусский. – М. : Вече, 2002. – 681, [1] с.
4) Гулыга А. В. Жизнь Замечательных Людей: Кант / А. В. Гулыга. – М. : Молодая гвардия, 1995. – 320, [1] с.
5) Ивин А.А. Философия истории: Учебное пособие / А. А. Ивин. - М.: Гардарики, 2000.
6) Асмус В. Ф. ПРОБЛЕМА ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ В УЧЕНИИ КАНТА ОБ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ И В ЭСТЕТИКЕ / В. Ф. Асмус. – М. : Мысль, 1966.