Главная » Студентам » Сдача работ по предметам » Аналитическая работа по философии » Принятые аналитические работы по философии » Влияние чань – буддизма на искусство Китая»

Влияние чань – буддизма на искусство Китая»

1.2 Аннотация к работе

Стр.
1. Введение. 3
2. Что такое буддизм и чань- буддизм. 4
3. Виды искусства и специальный ритуал. 5
4. Два основных вида искусства. Их отличия. 6
5. Влияние чань – буддизма на современное искусство. 8
6. Чаньская история. Её анализ. 10
7. Чань – буддизм в картинах. 11
8. Вывод. 13
9. Заключение. 14
10. Список литературы 16

2. Введение 2.1. Цель работы

Мною была выбрана тема реферата «Влияние чань – буддизма на искусство Китая». Предметом работы является проявление буддизма в искусстве Китая.

В настоящее время буддизм распространился по всему миру и представлен множеством разновидностей, среди которых большую роль играют ответвления буддизма, укоренившиеся на базе различных
национальных западных культур. Непреложным фактом является сегодня и то, что идеи буддизма оказывают значительное влияние на многие стороны жизни западного общества, что объясняется привлекательностью буддийской философской системы и практики для различных слоев населения. С конца XIX в. и на протяжении всего XX столетия наблюдается постоянно растущий интерес западной общественности к буддизму. Буддизм оказал влияние так же и на культуру стран Запада и Востока. Я считаю эту тему актуальной в наше время и в нашем обществе так как к сожалению ни каждый знает что такое буддизм и как он повлиял на искусство стран Востока.

Буддизм в живописи Китая – предмет работы.

Цель моей работы – выявить какую-то линию соприкосновения между буддизмом и искусством.
Задачами является поиск данных и систематизация информации по проявлению чань – буддизма. Обобщение по проведенному исследованию и выводы.

2.2. Какой конкретный материал вы анализируете в работе

"Тем, кто охвачен враждою и страстью,
Нелегко постичь это ученье.
Страсти предавшись, тьмою объятые,
Они не поймут того, что тонко,
Что глубоко и трудно для постиженья,
Что против теченья их мысли".

Винайя - питака

Я хотел бы сказать несколько слов о буддизме и чань - буддизме в частности.
Буддизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии на основе идей Будды Шакьямуни. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах : о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания.
Чань(дзень) буддизм - (созерцание, медитация ) ,это особый тип миропереживания, целостного восприятия мира. Последователи чань бродили по стране, занимались каллиграфией и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни.

2.3. Основной источник информации по теме

книга

2.4. Гипотеза исследования

Прежде всего, нужно сказать, и вряд ли кто-то будет с этим спорить, что любая значительная религия с продолжительной историей непременно имеет какие-то связи с эстетикой, с искусством. Буддизм не является исключением в данном случае, можно утверждать, что во всех странах, где существовал или существует буддизм, как Индия, Китай, Япония, Тибет, страны Юго-Восточной Азии – во всех этих странах буддизм играл очень важную роль при определении сюжетов живописных произведений и в искусстве вообще.
Одним из наиболее распространенных видов искусства в буддийских странах является настенная живопись. Произведения искусства, дошедшие до наших дней, доносят до нас прежде всего горячее желание художников выразить какие-либо буддийские истины и свою горячую приверженность к буддизму. Ведь как авторов этих произведений искусства, так и тех, кто финансировал создание или изготовление скульптур или фресок, не столько интересовало то, чтобы увековечить при их помощи свои имена, сколько они хотели просто выразить свое понимание, свое переживание буддизма.
Что касается таких видов искусства, как, допустим, миниатюры в буддийских сутрах, то в данном случае художники, работавшие с таким материалом, непременно были приверженными последователями буддизма. Они должны были неоднократно и очень внимательно прочитать и изучить текст того или иного произведения, той или иной сутры под руководством наставника, чтобы полностью пережить и проникнуть в содержание учения, которое было выражено в этом источнике.
На самом деле, существует специальный ритуал, который выполнялся художниками перед тем, как они начинали работу над живописным произведением. Он заключался в том, что они совершали омовение, затем переодевались в чистую одежду, мыли руки, и только после этого, предварительно выполнив определенные медитативные практики для очищения сознания, приступали к работе. Это делалось для того, чтобы то состояние сознания, то ощущение глубокого благоговения и глубокой веры по отношению к религиозному тексту, которое возникало и укреплялось в них благодаря такого рода действиям, было запечатлено и в конечном продукте их творчества, то есть произведении искусства, и читатель того или иного текста или человек, который смотрит на произведение искусства, мог непосредственно ощутить их настроение, состояние духа их авторов, глубокое благоговение по отношению к учению.


3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: 4. Два основных вида искусства. Их отличия

3.1.2 Текст части

Существуют два основных вида искусства, связанных с буддизмом. Первый вид – тот, о котором я только что говорила, когда произведения искусства создавались под воздействием благоговения, религиозных добродетелей художника. Но существует и другой вид искусства, связанный с буддизмом, – те случаи, когда художник находился под влиянием определенных идей буддизма.
Этот вид искусства был особенно популярен в Китае в VIII—IX веках при династии Тан. В частности, я имею в виду конкретного художника, имя которого Ван Вэй. Он был одним из ведущих художников, разработавших стиль живописи «горы и реки».
Отличие между искусством первого вида, мотивом для создания которого являлось благоговение или благочестие, и искусством второго вида, которое создавалось просто под воздействием каких-то буддийских идей и представлений, заключалось в том, что в первом случае все предметы изображались в реалистической манере. Это могли быть, например, здания, люди, деревья, что угодно.
Что касается второго случая, то здесь использовалась специальная живописная техника. Такие живописцы, как Ван Вэй, наносили краску на холст очень простыми движениями кисти. Это напоминает своеобразную версию китайского импрессионизма.
Так, например, если художнику нужно было изобразить луну, он не просто рисовал луну, он рисовал облака и оставлял пустое место, так, чтобы наше воображение восполнило отсутствие луны и мы увидели ее там, где на самом деле ее нет на картине, но где она должна быть по замыслу художника.
Если художник собирался изобразить большой монастырь, допустим, где-нибудь в горах, то он не изображал его полностью и в реалистической манере, но рисовал среди гор лишь верхнюю часть, маленькую верхушку пагоды. Дело в том, что в Китае пагода существует только в больших монастырях. Поэтому для китайца вполне естественно, увидев верхнюю часть пагоды, подумать, что он просто не видит большого монастырского комплекса. Таким образом, эта маленькая деталь на самом деле говорит о гораздо большем, о том, что на картине непосредственно не изображено.
Допустим, что художник захотел изобразить дорогу, но вместо того чтобы нарисовать ее, он просто, изобразив все окружающее, оставил небольшие участки бумаги или холста не закрашенными – это и была дорога.
Подобные приемы в живописи получили свое развитие при династии Сун, когда некоторые художники для изображения большого озера, вместо того чтобы рисовать озеро и берега вокруг него, использовали следующий прием: они рисовали речные водоросли, а среди них очень маленькую лодочку и, таким образом, соотнося размеры лодки с размерами самой картины, зритель понимал, что озеро является очень большим, так что границы озера и вовсе не обозначены на картине.
Когда художник хотел изобразить заснеженные вершины гор, то вместо снега он рисовал отпечатки следов животных, людей на этом снегу. И по глубине этих отпечатков можно было судить о глубине снега. А самого снега на рисунке не было.
В основе всех этих традиционных технических приемов, которые использовались в живописи, связанной с чань - буддизмом, лежал один интересный принцип: существование передавалось через пустоту, через незаполненность и наоборот.

3.1.3 Выводы

ниже

3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: 5. Влияние чань – буддизма на современное искусство

3.2.2 Текст части

Теперь я хотела бы поговорить о том, как чань - буддизм и буддизм в целом может оказывать влияние на современное искусство, которое уже не является традиционным.
Буддизм в целом придает очень большое значение мудрости и состраданию. Мудрость – это прозрение тех закономерностей, которые существуют в возникновении явлений. И мудрость говорит нам о том, что все явления характеризуются двумя особенностями.
Первая особенность – это то, что все явления происходят под воздействием определенных причин и условий, они являются причинно обусловленными. И поскольку причин и условий очень много, то стоит какой-либо из этих причин и условий измениться, как изменяется и общий характер самих явлений. Все эти причины и условия очень тесно связаны между собой. Другая характеристика всех явлений заключается в том, что поскольку все они зависят от множества условий, а эти условия постоянно меняются, то соответственно меняется и характер явления в целом. Таким образом, все явления, все вещи в этом мире непостоянны, изменчивы, лишены собственной, постоянной и неизменной сущности. Человек, который не осознает того, что явления подвержены двум этим закономерностям, не понимает истинной сущности происходящего, и это неизбежно приводит к страданиям, поскольку человек живет не в реальном мире, а в мире своих искусственных представлений, не соответствующих действительному положению вещей.
Если человек заблуждается и не видит истинной сущности вещей, он склонен воспринимать как постоянные те вещи, которые не являются таковыми, и воспринимать как некую личность или как некое «я» самого себя и других людей, хотя на самом деле в мире нет ничего постоянного, в том числе и постоянной личности или постоянного «я» у людей, и постоянной сущности – у вещей и явлений.
Впрочем, человек, который обладает пониманием двух этих особенностей существования, а именно пониманием непостоянства и пониманием действия причин и условий, избавляется от восприятия непостоянных вещей как постоянных, и его жизнь становится избавленной от различных тревог, волнений, разочарований; таким образом, он достигает освобождения.Но несмотря на то, что он сам свободен, он не забывает и о других людях, он испытывает сострадание к ним и стремится избавить их от страданий. Такой человек в буддийском понимании обладает мудростью и состраданием.
В данном случае эти истины буддизма выражаются при помощи слов, но в чань –буддизме было не принято опираться на слова. Существовали и другие способы выражения положений буддизма, в частности, при помощи движений тела и различных жестов.


3.2.3 Выводы

ниже

3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части: 6. Чаньская история. Её анализ. 10 7. Чань – буддизм в картинах

3.3.2 Текст части

Существует знаменитая чаньская история, которая как раз выражает идею мудрости и идею сострадания чань - буддизма. Однажды знаменитый чаньский наставник Нань-чуань покинул свой монастырь и отправился куда-то по делам. По возвращении он увидел, что монахи из западного крыла монастыря спорят с монахами из восточного крыла. Когда он спросил, в чем причина спора, они ответили, что спорят из-за кошки. Монахи западного крыла утверждают, что кошка принадлежит им, а монахи восточного крыла не согласны с этим. И теперь наставник должен каким-то образом разрешить их спор. Наставник взял топор для рубки дров в одну руку, в другую руку взял кошку и разрубил ее пополам. Одну половину он отдал монахам западного крыла, другую – монахам восточного. Монахи были совершенно ошарашены таким поворотом событий, и среди них разгорелся новый спор о том, почему наставник проявил такое отсутствие сострадания по отношению к бедной кошке. В это время в монастырь вернулся один из старших учеников Нань - чуаня и спросил, что же произошло. И прежде чем наставник успел что-то сказать, все остальные монахи начали очень громко кричать: «Наставник только что убил кошку!» И когда этот старший ученик Нань - чуаня узнал, что монахи спорили из-за кошки, а Нань - чуань разрубил ее пополам, он снял свои туфли, поставил их себе на голову и вышел.
Все три события, являются отражением совершенно перевернутых представлений, когда то, что правильно, воспринимается как неправильное, и наоборот. Монахи спорят из-за кошки, само по себе это уже глупость, это бессмысленно. Наставник, движимый состраданием к монахам, и желая показать, что их представления неправильны, ошибочны, убивает кошку, что, вообще-то, монахам делать нельзя. Старший ученик наставника снимает с ног туфли и кладет их себе на голову для того, чтобы еще раз показать монахам, что они заблуждаются, что их представления неправильны, и подчеркнуть сострадание и доброту наставника, который старался показать им это.

Поскольку именно современное западное искусство подвергается влиянию чань -буддизма и буддизма в целом, то это не обязательно должна быть живопись в традиционном китайском стиле «горы и реки». Те же самые идеи и представления можно передавать множеством различных способов и при помощи множества различных техник.
Вне зависимости от того, отражает ли картина какие-либо идеи чань-буддизма или его дух, главным является то, что картина, которая действительно проникнута духом Чань или воплощает в себе идеи Чань, непременно должна оставлять ощущение, что в ней присутствует некое прозрение, сострадание и определенная стабильность или успокоенность.
Что касается картин, то в их кажущейся простоте заключена множественность возможных превращений и изменений. Во всех тех случаях, когда произведение искусства воплощает в себе прозрение, сострадание и стабильность, или свойство тишины или спокойствия, и тем не менее содержит в себе множественность потенциальных значений или многозначность, оно как раз является воплощением духа чань - буддизма.
Существует современное картина - реалистическое изображение поля битвы во время сражения – побоище, устроенное японскими солдатами в китайской деревне в Нанкине. Это было великое произведение искусства. Первоначально картина потрясает, кажется, что она оказывает очень большое воздействие на того, кто смотрит на нее.
Но вглядываясь в неё некоторое время, в сознании, в душе возникло ощущение спокойствия. И хотя картина изображает побоище. тем не менее ее цель – выражение идеи сострадания. Художник написал её для того, чтобы на глазах людей появились слезы, чтобы в их сознании пробудилось сострадание. Картина изображала побоище, и убийцами были японские солдаты, а погибали обычные люди, не имевшие отношения к армии, женщины и дети. Однако эта картина не вызывает ощущение ненависти по отношению к японцам.
В картине была выражена идея человечности, все те, кто изображен на ней, являются людьми и, таким образом, эта картина отражает сущность человека. Сознание тех, кто убивал, было омрачено неведением, они заблуждались, а те, кто умирал, испытывали страдание и боль. И то и другое заслуживало сострадания и понимания.
Художник, написавший эту картину, последние пять лет активно занимался медитацией и изучал буддизм. Таким образом, искусство становится чаньским по духу не в тех случаях, когда соблюдается какая-то определенная тематика произведений, или техника, или стиль – это может быть и сюрреализм, и реализм и абстрактное искусство, – но скорее когда это произведение передает дух чань - буддизма.



3.3.3 Выводы


В школе Чань была разработана уже целостная эстетическая концепция, в которой были окончательно стерты границы между жизнью и творческой деятельностью, что и позволило перенести на нее все принадлежащее чаньскому учению религиозно-философские положения Идеи чань вдохновляли мирные искусства, такие, как театр , искусство аранжировки цветов (икебана), чайная церемония, архитектура и, особенно, монохромная живопись тушью на бумаге так называемая дзэнга («дзэнска картина», известная так же как суми-э, «картина тушью», или суйбокуга — «живопись тушью и водой»). Буддизм является неотъемлимой частью искусства Китая. Отличительной особенностью учения Чань является признание возможности внезапного постижения истины через интуитивное - спонтанное, внезапное и мгновенное - "озарение" ("просветление"), которое охватывает адепта как бы произвольно и совершенно неожиданно для него самого. Хотя данное учение уходит корнями в индо - буддийскую традицию, общепризнано, что его возникновению в равной степени способствовали и национальные китайские философские и религиозные представления, в первую очередь даосизм. Поэтому чаньские эстетические идеи есть, по сути дела, стадиальной новый вариант даосских художественных воззрений и установок в их трактовках, утвердившихся в "Ветре и потоке". Они тоже распространялись на все виды творческой деятельности, включая поэзию, но эффективнее всего сказались на живописном искусстве.

4. Заключение 4.1 Текст заключения

В своей работе я раскрыла понятие буддизма и чань – буддизма. Поняла ,что в сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и В интеллектуальной сфере буддизма устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика так называемого созерцательного размышления (медитации), результатом которого является переживание целостности бытия (неразличения внутреннего и внешнего), полная самоуглубленность. Практика созерцательного размышления служит, таким образом, не столько средством познания мира, сколько одним из основных средств преобразования психики и психифизиологии личности личности . Провела связь данного учения и искусства Китая, а так же современного искусства. Человек лишь познавший искусство буддизма способен творить свой шедевр (шедевр в смысле картины или скульптуры , так и в смысле - жизнь). А другой человек постигает это искусство , глядя на готовый шедевр первого.

Проделав эту работу и сделав анализ по ней , я поняла , что эту тему невозможно раскрыть в 8 страницах. Она бесконечна и актуальна.

Более того можно провести связь между PR и учением буддизма.
Буддизм – это учение познания себя. Оно помогает человеку взглянуть на себя с другой стороны , найти компромиссы. Так и любой PR специалист помогает людям прийти к копромиссам, решить задачи по средствам договорённости и детального изучения проблемы.
Так же существует утверждение, что постижение истины не требует исключительных условий, повлекло за собой признание любого, даже самого обыденного и невзрачного, на взгляд простых людей, предмета быть источником вдохновения и объектом художественного освоения. . А значит, художественное произведение должно создаваться экспромтом, что называется "на одном дыхании", без изучения натуры, эскизных набросков и тому подобных предварительных усилий и подготовительных работ. Нона самом деле перед творением работы человек должен достичь нирваны , следовательно постичь учение буддизма. Что касается PR, то довольно часто специалисты делают вид , что переговоры или организационные мероприятия были проведены экспромтом, заявляют об этом публично а на самом деле никто и не подозревает, что они прошли долгий путь кропотливой работы, организации, достижение согласованности


4.2 Список литературы

1. Кочетов А.Н. Буддизм. М. ,Политиздат, 1968.
2. Беттани и Дуглас. Великие религии Востока. Ч. I. М., 1899.
3. Познавательный журнал «Вокруг света»