Главная » Студентам » Сдача работ по предметам » Аналитическая работа по философии » Принятые аналитические работы по философии » Анализ символики картины мира как инструмент эффективного выстраивания процесса коммуникации.

Анализ символики картины мира как инструмент эффективного выстраивания процесса коммуникации.

1.2 Аннотация к работе

Для выстраивания процесса коммуникации PR-специалисту необходимо понимать мировоззренческую систему субъекта общения. Но при этом для выстраивания общения необходимо «прочитать» человека до момента вербальной коммуникации. Принципы изоморфизма позволяют понять человека через его предметное окружение, на их основе может быть разработан алгоритм анализа человека через его предметное окружение.

2. Введение 2.1. Цель работы

Разработка рекомендаций по анализу картины мира человека относительно его предметного окружения на примере готического собора.

2.2. Какой конкретный материал вы анализируете в работе

В данной работе собран и проанализирован материал по картине мира средневекового человека, отраженной и закрепленной в готическом соборе.

2.3. Основной источник информации по теме

Основным источником, используемым в данной работе, является книга «Осень средневековья», автор – Йохан Хёйзинга. В ней подробно дается культурно-исторический контекст, позволяющий воссоздать картину мира и картину жизни средневекового человека. Преимущество этой книги заключается в том, что она содержит расшифровку основных символов, используемых в период позднего средневековья и обозначающих тот или иной элемент картины мира. Однако обилие примеров из области культурной и бытовой жизни усложняет процесс восприятия книги и извлечения необходимого материала из общего текста.

2.4. Гипотеза исследования

Гипотеза основания: готический собор представляет собой систему символов, обозначающих основные элементы средневековой картины мира, расположенные в строгом соответствии с моделью католического мира и человека. При этом, в рамках данной работы под символом понимается изобразительное выражение абстрактного понятия, носящего, чаще всего, характер ситуации (любовь, смерть), либо обозначающий нематериальное явление (небо, Бог).
Гипотеза следствия: при аналитическом сопоставлении средневековой картины мира и системы готического собора возможно выявить некие закономерности, позволяющие воссоздать картину мира человека, изоморфную модели универсума, по его предметному окружению, что позволит наиболее эффективно выстроить процесс коммуникации.

3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: Глава I. Готический собор как модель микрокосмоса человека.

3.1.2 Текст части

1.1 Картина мира средневекового человека
Средневековье – эпоха доминирования религии во всех сферах жизни. Вера преобладает над разумом, любая наука либо объявляется ересью, либо становится прислужницей церкви, а догматы христианства соблюдаются строже, чем законы. Именно это приводит к формированию достаточно специфичной картины мира, присущей средневековому человеку.
Модель мироздания этого периода теоцентрична. Центральной является идея креационизма, гласящая, что мир создан Богом, а человек есть всего лишь тварь, неспособная приблизиться к Творцу. Бог представляется некой «всеобъемлющей точкой», находящейся одновременно и в центре универсума (космоса), и в каждом его элементе. Он не столько личность, сколько субстанция, порождающая мир. Бог имеет идеальный замысел, который реализуется в материи. Но материя не однородна – разные виды ее обладают разной степенью сопротивления. Та материя, которая очень тонка, почти нематериальна, легко поддается реализации божественной идеи, а та, что груба и тяжела, противостоит одухотворению, а потому греховна.
Вообще материальная характеристика наделяется этическим смыслом. Отсюда проистекает жесткое деление человека на тело и душу: тело материально, оно изначально греховно, душу же можно и нужно сохранять от греха, она является частью замысла Бога. В этом контексте, цель человеческой жизни – в служении Всевышнему, т.е. в выполнении определенных обрядов, через которые человек, имеющий сильную веру, способен постигать мир и, тем самым, приближаться к Творцу. Дуализм человеческой природы приводит к вечному конфликту человека с самим собой.
Важной частью картины мира средневекового человека является эсхатология – представление о конечности истории. В рамках этой теории протекания исторического процесса дается трактовка деградации человечества от райского периода до вероятного Страшного суда. Для того чтобы избежать конца света, человечество должно преодолеть материальное, телесное. Тенденция стремления к нематериальному небу становится доминирующей.
Мировосприятие человека эпохи средневековья обладает рядом специфических черт. Во-первых, оно диалектично. С одной стороны, материальное дóлжно преодолеть, с другой – человек все же остается природным существом. Во-вторых, теоцентризм, в частности тезис о мире, разумно устроенном Богом, в котором ни один процесс не происходит вне божественной идеи, приводит к некой пассивности, инфантильности и определенному фатализму («на все воля Господа, мы лишь рабы»). В-третьих, вся средневековая философия пронизана ощущением конечности жизни. Тема жизни и смерти является основополагающей для формирования внутреннего мира человека. В-четвертых, «средневековое сознание не могло выражать и воспринимать душевные движения не прибегая к персонификации» [7]. Это приводит к тому, что любой элемент картины мира наделяется определенным символом. Таким образом, при планировании предметной среды средневековый человек окружал себя системой символов, за каждым из которых подразумевалась определенная часть картины мира.

1.2 Система готического собора
Феномен готического собора появился во Франции во второй половине XII века. Периодизация готики (но не средневековья) такова: вторая половина XII – первая четверть XIII – ранняя готика, XIII в. зрелая (высокая) готика, XIV – XV вв. – поздняя (пылающая) готика.
Готический собор производит неизгладимое впечатление на каждого, кто его видит. На первый взгляд обилие декора и архитектурных элементов (башни, акбутаны, контрфорсы и пр.) может выглядеть как хаотично выросшие стебли растений. Но на самом деле, в соборе нет ничего случайного и спонтанного. В его основе лежит четкая идеологическая программа, составляемая ученым-богословом. В нее закладываются основные тезисы назначения собора (кому посвящен, в каком месте строится), подкрепляемые догматами христианства. Таким образом, в этом шедевре средневекового зодчества изначально закладываются основы христианского мировоззрения.
В архитектурном плане готический собор представляет собой прямоугольную базилику с алтарной апсидой, ориентированной на восток. Такое расположение обусловлено тем, что на востоке восходит солнце, а значит, там находится Бог, которому посвящена алтарная апсида. Апсидный свод символизирует свод небесный, который над пересечением нефа и трансепта олицетворяет единство трех ипостасей Всевышнего, а значит, единство мира.
Западный же фасад обращен к земной жизни. Он богато декорируется витражами и скульптурными композициями, изображающими святых, королей или воплощение пороков и добродетелей (т.к. сознание средневекового человека персонифицировало практически любое абстрактное понятие), а так же мифологических существ типа химер и горгулий. Фасад венчали обычно две башни, истончающиеся к верху. Наибольшую ценность западный фасад представляет с точки зрения наглядности системы устройства собора.
Условно собор можно разделить на три яруса (см. рис. 1). Подвальный ярус самый нижний, он не виден прихожанам. В подвале обычно размещались складские помещения, мастерские, кухни и прочие подсобные помещения. Этот ярус нежилой, как правило, с толстыми стенами, массивными сводами и без окон. В системе координат средневековой картины мира подвальные помещения являлись символом «нижнего мира». При сопоставлении же с внутренним миром человека, подвал служит образом некоего «двойного дна» души, в котором скрыты самые низменные мысли и инстинкты человека.
Средний ярус – наземный – это само тело собора. Он начинается от земли и заканчивается крышей базилики. Этот ярус отличается большим количеством скульптурных композиций, изображающих земных царей или мифологических существ. Именно этот уровень собора служит символическим обозначением материальной части человеческой природы: тело собора приравнивается к телу человека. Стены изобилуют изображениями воплощенных в определенные образы пороков, добродетелей, чувств и мыслей. Яркие витражи создают внутри собора почти неземную, фантастическую атмосферу. Пламенный красный или насыщенный ультрамарин, льющийся сквозь цветные стекла, воспроизводили буйный праздник земной жизни человека средневековья, не лишенный, при этом, религиозной ноты.
Важное место в декоре «земного» яруса занимают скульптуры, так или иначе несущие символику преходящего. К примеру, скульптуры «плакальщиков» являются отражением осознания конечности жизни и неизбежности расплаты за грехи, совершенные при жизни. Иногда в барельефах на стенах собора изображались «Пляска Смерти» или картины «Страшного суда». Эти и другие memento mori сопровождали посетителя собора, куда бы он ни обратил свой взор. Однако персонифицированного образа смерти в средневековой картине мира все еще нет. Нет его и в декоре среднего яруса. Смерть могла быть изображена в нескольких вариантах: аппокалиптический всадник, эринния с крыльями летучей мыши, либо скелет с косой или луком и стрелами. Именно развившийся ars moriendi (искусство умирания) создавал атмосферу той красочной жути и мрачной святости, которой наполнена душа человека средневековья.
Еще одной важной частью «телесного» яруса является момент реализации идеи Всевышнего. Водостоки, оформленные в виде горгулий и химер, скульптуры пороков и демонов изображают ту часть материи, которая противостоит воплощению божественного замысла. Полноценная модель мира (как и модель человеческой души) должна содержать в себе островки зла как моменты «недораспространенности» добра. И готический собор успешно реализует эту задачу.
Средний ярус имеет огромное значение в качестве элемента модели внутреннего мира средневекового человека. Он несет в себе дух «материализма» (телесной, природной жизни) и, как следствие, демонстрирует невозможность для человека избавиться от мыслей о теле.
Третий ярус готического собора – башенный. Кроме двух фасадных башен, на одной из которых находилась колокольня, в этот ярус входили многочисленные фиалы и пинакли, покрывавшие крышу базилики подобно лесу. Стрельчатые башни возносились вверх и там истончались, заканчиваясь шпилями. В этом полностью проявлялось стремление к нематериальному небу, ставшее смыслом жизни человека эпохи средневековья.
На башенном («небесном») ярусе невозможно найти то количество декора, что на «земном». Все украшение сводится к резьбе по камню, нет ни одной детали, которая позволила бы говорить об излишествах. Отсутствие конкретных, пластических, зримых образов подчеркивает отсутствие материи в небесном, божественном, в проявлении идеи Всевышнего.
В башнях находились комнаты монахов, аскетичные, практически без материальных удобств. Этот пример ярко демонстрирует положение религии, а точнее церкви, в системе мира средневекового человека. Кроме того, по представлениям об устройстве человека духовное также находилось над телесным.

3.1.3 Выводы

Таким образом, Можно сказать, что готический собор представляет собой полноценную модель христианского мира, легко переносимую на внутренний мир человека при помощи законов изоморфизма.
Структура собора является некой матрицей оценки предметов, явлений, поступков и всего остального, что окружает человека, а также и самого человека. Это универсальная система онтологических, антропологических и этических координат, закрепленная в трехмерном пространстве.

3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: ГлаваII. Разработка рекомендаций по анализу картины мира человека относительно его предметного окружения.

3.2.2 Текст части

2.1 Технократическое мировоззрение XXI века
Современный человек значительно отличается от человека эпохи войны Белой и Алой роз. В сегодняшнем поликультурном, поликонфессиональном пространстве трудно выявить какую-либо единую картину мира. В данной работе будут рассмотрены максимально обобщенные современные западные онтологические и антропологические представления.
Западная картина устройства мира построена не на теоцентризме, хотя присутствие Бога не исключается и религия не исчезает из жизни человека. Основа мира покоится на наличии неизменных и объективных естественных законов, по которым развивается вселенная (в отличие от универсума, управляемого Богом). И, хотя на сегодняшний день вера по-прежнему занимает вполне устойчивые позиции в рамках мировоззрения, основополагающим является тезис о том, что вселенная трансцендентна, истина постигается научными методами, а не через божественное озарение.
Именно научно-технический прогресс, точнее философия технократии и сайентизма, а так же связанная с НТР глобализация послужили основой формирования мировоззрения современного западного человека. Смысловая доминанта в нем смещается в сторону активно развивающейся материальной стороны жизни.
Особое место в этом процессе занимают культ техники и культ тела. Достижения в области электроники позволили по максимуму облегчить и оптимизировать процессы жизнедеятельности. Сегодня человек не мыслит себя вне технологической сферы жизни, а потому стремится обзавестись как можно большим количеством приспособлений. При этом техника, вернее, ее наличие, становится для человека не средством достижения цели, а самой целью. Таким же целеполагающим становится и процесс достижения физической красоты. Культ тела предполагает и определенную шкалу этической оценки материальных свойств. Если в эпоху средневековья духовное занимало место куда более высокое, чем материальное, то на сегодняшний день шкала оценки стала почти диаметрально противоположной.
Тем не менее, так же, как и в средние века, в современном мире масс медиа и полупроводников изоморфизм не теряет своей актуальности. Подобие естественнонаучных законов макро- и микроуровней (звездные и атомные системы) поддерживает идею о подобии строения мира на всех уровнях. Поэтому на сегодняшний день предметное пространство человека организуется, как и в средневековье, согласно представлению человека о себе и о мире.
Стоит заметить, что мышление современного индивида обладает некоторыми особенностями. Одной из таких особенностей является понятийное мышление. Если человек XIV века мыслил персонифицированными образами, то человек века XXI мыслит понятиями. Символы, обозначающие эти процессы, предметы, или предметные ситуации весьма упрощены, по сравнению с символикой средневековья, так как в потоке информации, обрушивающейся на сегодняшнего человека, практически невозможно воспринимать и расшифровывать сложные образные символы.
Еще одна специфическая черта мышления – смешение в нем религиозного и техногенного. В различных сферах жизни и жизненных ситуациях человек может демонстрировать различные картины мира и представления о человеке. К примеру, в личной жизни западного человека (особенно жителя католической Европы) преобладает религиозная модель мира (не в чистом виде, конечно), тогда как профессиональная сфера предполагает материально-технологическую систему координат. При наложении друг на друга, религиозное и техногенное мировоззрение зачастую вступают в конфликт.
2.2 Проблема разработки рекомендаций по анализу картины мира человека относительно его предметного окружения.
У PR-специалиста зачастую возникает потребность в «чтении» человека до момента вербальной коммуникации. Рассмотренные в первой главе на примере готического собора принципы изоморфизма могут послужить основой для разработки неких рекомендаций по анализу внутреннего мира человека через его предметное окружение. Оно представляет собой систему символов, обозначающих элементы картины мира присущей данному человеку.
Совокупность этих символов является неотъемлемой частью имиджа индивида. Под имиджем в данном случае подразумевается непосредственно или преднамеренно создаваемое впечатление, от которого от которого напрямую зависит восприятие личности другими индивидами [6]. Таким образом можно сказать, что человек может располагать символы в предметном пространстве как подсознательно, так и преднамеренно.
К сожалению, для разработки конкретного набора рекомендаций необходимо проанализировать систему значений символики современной картины мира, что в рамках данной работы не позволяют сделать временной и текстовый объемы. Кроме того, система современной символики дуалистична: с одной стороны, присутствуют элементы религиозного мировоззрения, с другой – элементы технократической системы. Поэтому существует вероятность перехода символов из одного разряда значений в другой, что усложняет задачу их трактовки и представляет собой отдельную область для исследований.
Наиболее общей рекомендацией по анализу мировоззрения человека через его предметное окружение может служить следующий алгоритм.
1. Выделение наиболее ярких символов, присутствующих в предметном окружении человека, с которым Вам как специалисту необходимо выстраивать процесс коммуникации, их трактовка.
2. Оценка расположения этих символов в пространстве относительно друг друга и человека. Как правило, чем ближе символ к человеку (его рабочему месту), тем более важен для него элемент картины мира, стоящий за этим символом. Кроме того, пространство традиционно делится на три яруса (более подробно это рассмотрено в предыдущей главе), каждый из которых соответствует определенной части внутренней структуры человека (к примеру, ид, эго и суперэго). По ярусному расположению можно выстроить целостную картину мира, присущую данному человеку, и его систему ценностей.
3. Наложение полученных значений на сферу, относительно которой будет выстраиваться общение (промышленность, торговля и пр.), и определение того, какие символы входят в обсуждаемую сферу и какое место они занимают в системе ценностей человека. Выявив эти взаимосвязи, можно предположить, какая тактика выстраивания процесса коммуникаций будет наиболее эффективной.
Конечно, данный алгоритм является только обобщением материала, полученного в процессе анализа готического собора как модели микрокосмоса человека. Общие правила изоморфизма, выведенные из этого анализа, предполагают знание значений символов современной картины мира. Однако, ее двойственность значительно усложняет задачу трактовки современной символики.

3.2.3 Выводы

Потребность PR-специалиста "прочитать" человека до момента вербальной коммуникации может быть реализована путем анализа предметного окружения того, с кем необходимо выстроить процесс общения. Для этого необходимо понимание законов изоморфизма, а так же знание значений символов, за которыми стоят определенные элементы современной картины мира. Основной же алгоритм, предполагающий оценку расстановки и отношения символов в пространственной среде человека, является доступным для большинства специалистов в сфере коммуникаций.

3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части:

3.3.2 Текст части

3.3.3 Выводы

4. Заключение 4.1 Текст заключения

Заключение.
Целью данной работы являлась разработка рекомендаций по анализу картины мира человека через его предметное окружение на примере готического собора. Для ее достижения были рассмотрены основные принципы изоморфизма, выделяемые при сопоставительном анализе средневековой картины мира и системы готического собора.
Первичный алгоритм был разработан с опорой на выявленные принципы, но требует значительных корректив, которые связаны с проблемными ситуациями, обусловленными неоднозначностью современной картины мира «западного человека». Исследование значения символов, существующих сегодня, не удалось осуществить в рамках данной работы, так как поднятая проблема оказалась достаточно широкой. Работа может быть продолжена в рамках курса имиджелогии.
В силу того, что разработку алгоритма завершить не удалось, предложить кому-либо данную работу достаточно сложно. Практическая часть имеет не очень высокую ценность и может быть представлена только на рецензию с целью подтверждения актуальности выбранной темы.

4.2 Список литературы

1. Вейс Г. История культуры народов мира/ Пер. с англ. – М.: Ниола 21-ый век, 2001. – 357 с.
2. Воротников А.А. История искусств/ А.А. Воротников – Минск: Харвест, 1999. – 732 с.
3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств/ Н.А. Дмитриева – М.: Дашков и Ко, 2000. – 566 с.
4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство/ Т.В. Ильина – М.: АСТ, 1998. – 412 с.
5. Любимов Л. Искусство западной Европы/ Л. Любимов – М.: Славянский дом книги, 2002. – 598 с.
6. Сборник тезисов IX Межвузовской студенческой конференции «Стратегические коммуникации»/ отв. ред. Т.Г. Федотовских – Екатеринбург.: Изд-во уральского гос. ун-та. – 2009. – 218 с.
7. Хёйзинга Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах./Отв. ред. С.С. Аверинцев. – М.: Наука, 1988. – 538 с.
8. Холлингсофт М. Искусство в истории человека/ Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2003. – 326 с.

4.3.1 Рисунок 1