В современном мире довольно часто возникают конфликты из-за разных мировоззренческих позиций людей. Мировоззрение каждого человека формируется во многом на основе его модели мира. Это и есть та система координат, в которой живет человек.
Христианская модель мира уникальна. Ее отличительными чертами является то, что Бог - это первоначало мира, то, что все живое стремится к нему, а значит, стремится к самосовершенствованию, и многое другое.
Разные модели мира существенно отличаются друг от друга, что хорошо видно на примере, разобранном во второй главе работы.
Таким образом, умение находить точки соприкосновения необходимо каждому, а в особенности оно необходимо специалисту по связям с общественностью.
На сегодняшний день в мире наблюдается высокий уровень конфликтности между людьми. Это отражается как на бытовом, так и на политическом уровне. И если бытовые конфликты, с которыми сталкивается каждый из нас в повседневной жизни, не нанесут непоправимого урона, то политические конфликты могут иметь серьезные последствия для многих людей.
Существует много факторов, которые могут вызвать политический конфликт, и не последним таким фактором является столкновение разных мировоззренческих позиций. На мировоззрение человека влияют не только его принципы и убеждения, но и религия, которая формирует определенную модель мира. Таким образом, возникает проблема осознания того, в какой системе координат мы живем. Иными словами, нам нужно понимать, что собой представляет именно христианская модель мира.
Наиболее ярко эта модель отражена в символике православных храмов, так как мировоззренческие характеристики наилучшим образом отражаются в искусстве, в том числе и в архитектуре. Иными словами, здесь мы сталкиваемся с изоморфизмом, когда малое (храм) подобно большому (космосу).
Целью данной работы является выявление отличительных особенностей христианской модели мира.
Предмет: символика православных храмов
Объект: христианская модель мира
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть символику православных храмов;
• выявить те символы, которые наиболее полно отражают христианскую модель мира;
• сопоставить христианскую и рациональную модели мира.
В работе проводится анализ внутренней и внешней символики православного храма, в результате которого выделяются особенности христианской модели мира. Далее осуществляется сравнительный анализ христианской и рациональной модели мира для выявления именно отличительных черт христианской модели.
В статье Олега Стародубцева "Символика православных храмов" наиболее полно раскрыто значение храмовых символов. Однако автор в большей степени делает акцент на церковном значении символики, почти не раскрывая ее философского смысла.
Если проанализировать символику православных храмов и, в результате анализа, выделить отличительные черты христианской модели мира, то на основе полученных знаний можно будет выстроить наиболее эффективный канал коммуникации.
3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: Православный храм и его основные символы.
История возникновения православного храма.
Первые правила, по которым строились и расписывались христианские храмы, возникли еще во времена Ветхого Завета. Однако, начиная с IV века, символика храма начинает приобретать более глубокий смысл, и ей уделяется все больше внимания. Наиболее полно значение храмовой символики раскрывается в IV – VIII веках святыми отцами Симеоном Солунским, Максимом Исповедником, Андреем Критским и другими.
Информации о символике первых христианских храмов сохранилось немного, так как храмы в первые три столетия христианства встречались достаточно редко. Только в IV веке, после того, как римский император Константин объявил о свободе вероисповедания христианские храмы стали частым явлением.
Ветхозаветные храмы имели форму корабля (базилики). Такая форма храма имеет символическое значение: церковь для верующих должна быть таким же надежным прибежищем, каким был Ноев ковчег во время потопа.
Со временем получили распространение другие формы храма:
Например, в V веке возникают круглые и восьмигранные храмы.
Круг есть символ вечности, который говорит о нерушимости Церкви.
С момента принятия христианства на Руси начинает формироваться собственная церковная архитектура, непохожая на византийскую. Одной из ее отличительных особенностей является устройство купола в виде пламени свечи.
Иными словами, внешний вид христианского храма сформировался не сразу, так как каждая эпоха вносила свои неповторимые черты в его облик.
Внутренняя символика храма
как отражение христианской модели мира
Христианский храм – «книга для неграмотных». На Руси его умел «читать» каждый верующий человек, вне зависимости от того, был ли он обучен грамоте. Каждый элемент, каждая деталь внутреннего убранства храма имеет свое скрытое значение.
Стены храма «толкуются как закон Божий».
Низ стены символизирует землю. Наверху стены отражали события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов.
Так как храм - это модель мира, то каждая его стена соответствует одной из стран света.
Восточная часть храма символизирует область света и райского блаженства, потому что на Востоке находился рай, из которого были изгнаны Адам и Ева.
Алтарь - это самая важная часть храма. Слово «алтарь» (alta aru) переводится с латинского языка как «высокий жертвенник». Алтарь – это центр храма, его главная святыня.
Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже освященный, оправданный.
«По словам св. Максима Исповедника, как в человеке соединяются начало телесное и начало духовное, причем последнее не поглощает первого и не растворяется в нем, но оказывает на него свое одухотворяющее влияние, так что тело становится выражением духа, так и в храме алтарь и средняя часть входят во взаимодействие. При этом первый просвещает и руководит вторую, и средняя часть становится чувственным выражением алтаря. При так понимаемом их соотношении восстанавливается нарушенный грехопадением порядок вселенной» .
Таким образом, преграда между алтарем и средней частью не разделяет, а объединяет две части храма. На Русь преграда перешла уже в форме иконостаса, который является сложным символом.
Иконостас состоит из пяти рядов икон и служит алтарной преградой, разделяющей два мира: мир видимый (сам храм) и мир невидимый (алтарь). По мнению П. А. Флоренского, иконостас – это не просто «кирпичи, камни, доски», «иконостас есть сами святые» . Флоренский считает, что, если бы духовное зрение молящихся было развито сильнее, «то никакого другого иконостаса кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его … в храме и не было бы»2. Называя иконостас «костылем духовности», Флоренский акцентирует внимание на том, что его назначение заключается не в сокрытии чего-то важного от верующих, но в указании на «тайны алтаря», иначе алтарь совсем исчезнет из сознания толпы.
Западная сторона храма символизирует «страну мертвых». На этой стороне обычно хоронили почивших.
Притвор – символ мира необновленного, еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противоположной алтарю – символу рая.
Своды, купол. Первоначально, именно свод, возвышающийся над главной частью храма, символизировал небо, простирающееся над четырьмя сторонами света. Но впоследствии символическую роль неба стал выполнять купол.
Сам храм считается телом Церкви, а его купол – вместилищем божественной премудрости. Поэтому в таких ранних христианских храмах, как Спасо-Преображенский собор в Чернигове, купол напоминает череп, голову.
Внешняя символика храма
как отражение христианской модели мира
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо.
Что касается формы купола, то с XVI века на смену «шлемовидному» завершению древнерусского храма приходит «луковичное». Такая форма купола напоминает увенчанный крестом огненный язык, заостряющийся кверху. Внутри храма луковичный купол выполняет символическую роль неба и остается статичным. Однако снаружи купол своим видом создает иллюзию движения, устремленности ввысь. Это противоречие имеет свое объяснение. Внутренняя архитектура церкви выражает собою идеал храма, в котором обитает Сам Бог и за пределами которого ничего нет; естественно, что тут купол должен выражать собою завершающую небесную сферу, где царствует Сам Господь. Но в действительности над храмом есть настоящий небесный свод, который своей недостижимостью напоминает о необходимости постоянного стремления к самосовершенствованию через религиозный подъем и пламенное горение. Этим объясняется устройство купола в виде пламени свечи, устремленного вверх. Между наружным и внутренним образами существует взаимосвязь, так как только благодаря религиозному горению небо сходит на землю и проводится внутрь храма, становясь его куполом.
Итак, перечислим еще раз особенности христианской модели мира:
• Основой этой модели является Бог.
• Христианский мир имеет четкие границы, отраженные в архитектуре храма. Притвор символизирует ад, который является нижней границей мира, а верхнюю границу - завершающую небесную сферу, символизирует купол.
• Все живое в мире христиан стремится к Богу, так как было создано по его образу и подобию.
• В христианском мире человек, служа Богу, теряет свою самостоятельность.
• Согласно христианской модели мира, человек социален, так как находится среди братьев и сестер по вере.
3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: Сравнительный анализ христианской и рациональной модели мира.
В первой главе христианская модель мира была рассмотрена через призму скрытых символов православного храма. Однако для более полного отражения ее отличительных особенностей проведем сравнительный анализ двух моделей мира: христианской и рациональной, как наиболее характерной для нашего времени.
В первой части работы уже говорилось о том, что Бог в христианской модели мира является первоначалом, центром мира. Это отражено в организации храма: «пространственное ядро Храма намечается оболочками: двор, притвор, самый Храм, алтарь, престол, антиминс, чаша, Святые Тайны, Христос, Отец» . Бог для христиан – это источник жизни, это всеобъемлющая точка. Таким образом, мир христиан сжат и определен. Совсем иным является мир рационалистов. Так как вселенная бесконечна, в рациональной модели границы мира существенно расширены.
В христианской модели все происходит только по велению Бога. Однако в рациональной модели все происходящее объясняется с точки зрения физических законов. Например, для христианина солнце с утра встает, потому что на то есть Божья воля. А для рационалиста, очевидно, что восход солнца обусловлен вращением планеты Земли вокруг своей оси.
Что касается антропологического аспекта, в христианской модели мира человек создан по образу и подобию Божьему. Поэтому целью жизни христианина является самосовершенствование (то есть желание приблизиться к Богу) через отречение от мирских благ. Это желание отразилось в луковичном завершении храма, символизирующем религиозный подъем и устремленность ввысь. В рациональном мире, напротив, материальное подавляет духовное. Иными словами, одна из важнейших ценностей христианского мира – духовность, не характерна для рационального мира.
У христиан одним из способов самосовершенствования является труд. «Да воздастся тебе по заслугам твоим» - следуя этому принципу, христианин много работает сам и, таким образом, совершенствуется духовно. В современном мире человек уподобляется животному и живет одними инстинктами, что повышает уровень агрессии людей. У такого человека низкая чувственность, которая выражается в его неспособности испытывать чувства высшего порядка, например, такие как любовь, будь то любовь к Богу или другому человеку.
Кроме того, люди, согласно христианской модели мира – существа социальные, так как они являются братьями по вере. В рациональной модели, напротив, каждый человек индивидуален, а следовательно одинок и асоциален.
После проведения сравнительного анализа, можно сделать вывод о том, что модели мира существенно разнятся между собой, что приводит к полярно разным мировоззренческим позициям людей. Это еще раз подтверждает необходимость понимания таких отличий в мировоззрении, что позволит сократить количество конфликтов в нашей жизни.
3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части:
Целью данной работы было выявление особенностей христианской модели мира. Для достижения этой цели в первой главе рассмотрены те символы, которые наиболее полно отражают христианскую модель мира.
Прежде всего, представлена краткая история возникновения и особенности символики древнерусских храмов. Далее при помощи анализа основных внутренних и внешних символов храма описаны отдельные черты христианской модели мира.
Во второй главе для более полного отражения ее отличительных черт был проведен сравнительный анализ христианской и рациональной модели мира.
Рассмотренная в данной работе проблема представляется весьма актуальной сегодня. Зная об особенностях своего мировоззрения, любой человек сможет непредвзято относиться к тем, кто придерживается противоположной точки зрения по каким-либо вопросам. Таким образом, появится возможность избежать многих конфликтов, возникающих из-за разногласий по поводу религиозных, этнических, расовых проблем.
Более того, в таком случае у любого появится возможность выстраивать эффективные каналы коммуникации с другими людьми. Иными словами, осознание собственной мировоззренческой позиции и позиции другого человека может способствовать установлению взаимопонимания между людьми.
В современном – многонациональном, полиэтническом обществе умение находить точки соприкосновения необходимо всем, а в особенности людям, работающим в сфере связей с общественностью.
Флоренский П. А. Иконостас [электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vehi.net/florensky/ikonost.html
Стародубцев О. Символика православного храма [электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/061214101726.htm
Еремина Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 480 с.