Главная » Студентам » Сдача работ по предметам » Аналитическая работа по философии » Принятые аналитические работы по философии » УЧЕНИЕ Р. ДЕКАРТА О ЧЕТЫРЕХ ПРАВИЛАХ МЕТОДА (ПО РАБОТЕ «РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ»)

УЧЕНИЕ Р. ДЕКАРТА О ЧЕТЫРЕХ ПРАВИЛАХ МЕТОДА (ПО РАБОТЕ «РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ»)

1.2 Аннотация к работе

Данная работа представляет собой исследование четырех правил метода, разработанного Рене Декартом для эффективного направления собственного разума и умения отличать истинное от ложного, а также выявление актульности представленного метода для современных специалистов по связям с общественностью, доказательство эффективности его использования в сфере PR.

2. Введение 2.1. Цель работы

В современном обществе человек зачастую теряет способность максимально эффективно использовать возможности своего мозга по причине засилия техники и искусственного разума, облегчающих жизнь людей. По той же причине люди теряют мотивацию и стимул к работе, к развитию, к новым открытиям. Налицо необходимость изменения сложившейся ситуации, и достичь такого улучшения можно, прибегнув к учению Рене Декарта, который разработал свой метод и его правила, соблюдение которых позволяет применять человеческий разум наилучшим из доступных способов.
Однако способность ясно мыслить и находить истину важна не только для всего современного общества в целом, но и для специалистов в разных профессиональных сферах в частности. Если рассматривать учение Рене Декарта в профессиональном ключе, нужно отметить, что в рассуждениях философа явственно прослеживается необходимость умения отступаться от непроверенных мнений и с помощью предложенного метода отличать истинное от ложного, подвергать любую информацию сомнению. С точки зрения работы специалиста по связям с общественностью именно такой подход мог бы считаться действительно профессиональным, потому что использование его позволило бы оперировать исключительно достоверными, проверенными фактами. Таким образом, изучение четырех правил метода и их применение в PR-деятельности сможет обеспечить необходимую компетенцию специалиста.
Цель работы: выявить суть предложенного Декартом метода и его актуальность для специалиста по связям с общественностью в современной социокультурной ситуации.
Задачи:
• изучить работу Р.Декарта «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»;
• проанализировать критическую литературу по данной теме;
• установить связь между описанным Р.Декартом методом и профессией PR-специалиста в современном обществе;
• структурировать материал;
• оформить результаты исследования.
Объект исследования – работа Рене Декарта «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках».
Предмет исследования – четыре правила метода, изложенные Декартом в его работе.
В ходе исследования мной был выдвинута следующая гипотеза: использование метода, созданного Р.Декартом, увеличит компетентность и профессионализм современного специалиста по связям с общественностью.
Для достижения цели работы мной были использованы как теоретические, так и эмпирические методы: были изучены необходимые факты о предмете исследования, после чего был проведен анализ и последующая систематизация информации; также были использованы методы конкретизации и обобщения.

2.2. Какой конкретный материал вы анализируете в работе: Указать, какой или чей имидж анализируется.

Анализируется работа Рене Декарта "Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках".

2.3. Основной источник информации по теме

Основным источником информации (кроме первоисточника) стала статья Т.М.Тузовой "Рассуждение о методе". Преимущество данного источника в том, что автор цитирует многие высказывания Декарта и понятным языком разъясняет их, четко выделяя наиболее важные моменты. Таким образом, сущность представленного Декартом метода раскрывается и становится максимально ясной читателю. Недостатком же показался тот факт, что в источнике представлено недостаточное количество рассуждений автора, не очень ясна его собственная позиция и взгляды на актуальность декартовского метода.

2.4. Гипотеза исследования

В ходе исследования мной был выдвинута следующая гипотеза: использование метода, созданного Р.Декартом, увеличит компетентность и профессионализм современного специалиста по связям с общественностью.

3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: Краткая биография Р.Декарта и характеристика его философского мировоззрения

3.1.2 Текст части

Рене Декарт, величайший мыслитель Франции, философ, математик, естествоиспытатель, основатель новоевропейской философии, является представителем философии Нового Времени (1600-1850). Эта эпоха ознаменована сближением наук о природе с практической жизнью и появлением новых инструментов познания, а также тем, что философия стремится приобрести черты научного знания. Человек в это время начинает понимать себя как активное, деятельное существо, а главным видом его активности становятся познание и целеполагающая деятельность. В мыслях многих людей в Европейских странах, начиная с XVI столетия, происходит переворот. Возникает ориентация на решение практических задач и стремление сделать науку средством улучшения жизни. Для этого требовалось не только накопление знаний, но и перестройка существующего мировоззрения, внедрение новых методов научного исследования. Основы научного метода складывались в ходе наблюдений и экспериментального изучения. Эти основы выделялись в области механики и техники. Именно в этой области обнаруживалось, что решение разнообразных конкретных задач предполагает в качестве необходимого условия некоторые общие методы их решения.
Основу научного прогресса в начале XVII века составили достижения эпохи Возрождения. В это время складываются все условия для формирования новой науки. Рене Декарт соединил интерес к математике с интересом к физическим и астрономическим исследованиям. Он отверг схоластическую ученость, которая, по его мнению, делала людей менее способными к восприятию доводов разума и игнорировала данные повседневного опыта и все знания, не освященные церковной или светской властью.
Сам Декарт, характеризуя свою философию, писал, что вся философия подобна дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике.
Рене Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью. Начальное образование Декарт получил в иезуитском коллеже Ла Флеш, где познакомился с Мареном Мерсенном, будущим координатором научной жизни Франции. Религиозное образование, как ни странно, только укрепило в молодом Декарте скептическое недоверие к тогдашним философским авторитетам. Позже он сформулировал свой метод познания: дедуктивные (математические) рассуждения над результатами воспроизводимых опытов.
В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) — сначала в революционную Голландию, затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе. Помимо прочего, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству.
По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому в 1628 году Декарт был вынужден переехать в Голландию, где провёл 20 лет. Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы, изучает самые различные науки — от медицины до метеорологии.
Вскоре одна за другой появляются великие книги Декарта:
 «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» (1637)
 «Размышления о первой философии…» (1641)
 «Начала философии» (1644)
В 1649 году Декарт, измученный многолетней травлей за вольнодумство, поддался уговорам шведской королевы Кристины (с которой много лет активно переписывался) и переехал в Стокгольм. Почти сразу после переезда он серьёзно простудился и вскоре умер. Предположительной причиной смерти явилась пневмония. Существует гипотеза об его отравлении, выдвинутая немецким ученым Айки Пизом, поскольку симптомы болезни очень сходны с симптомами при остром отравлении мышьяком [9].
К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в «Индекс запрещенных книг», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.
Философия Рене Декарта была дуалистической, т.е. он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась в принципе не разрешимой в его философии. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. Таким образом, при умелом применении нет пределов могуществу разума.
Характерной чертой философского мировоззрения Декарта являются скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции, а так же самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно, существую» — лат. Cogito, ergo sum). Всё это характерно для направления философии, идеи которого восходят к Декарту, - картезианства.
Исходной точкой рассуждений Декарта является «сомнение во всём». Скептицизм и стремление к математической точности знаний - два различных выражения одной и той же черты человеческого ума: напряженного стремления достигнуть абсолютно достоверной и логически непоколебимой истины.

3.1.3 Выводы

Таким образом, Декартом был найден первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания — не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. И от нее, по мнению Р.Декарта, можно пойти далее к построению новых истин.

3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: Суть четырех правил метода и их актуальность в практике PR-специалиста

3.2.2 Текст части

«Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках» - произведение Декарта, в сжатом виде представляющее основные темы, вопросы и положения его философии, методологии, морали и естествознания. Написанное на французском языке, оно появилось в 1637 в Лейдене (вместе с трактатами "Диоптрика", "Метеоры" и "Геометрия" как естественнонаучными приложениями, иллюстрациями познавательных возможностей разработанного автором метода рационального познания). Его латинский перевод, несколько расширенный, измененный и просмотренный Декартом, вышел в 1644 году в Амстердаме [6]. В данном учении Декарт предложил метод, который, как он утверждал, позволяет справиться с любой проблемой, поддающейся решению, с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов.
Эта изящная по стилю работа, написанная точным языком, изобилует замечаниями, в которых запечатлелся богатый жизненный опыт автора, знание общества, людей и их поведения. "Рассуждение" сжато и выразительно излагает историю научного развития философа, принципы и методы его учения. Работа состоит из шести частей. В первой представлены различные соображения относительно наук; во второй – основные правила метода, найденного автором; в третьей — некоторые из правил морали, извлеченных автором из этого метода; в четвертой — доводы, с помощью которых он доказывает существование Бога и человеческой души, которые составляют основание его метафизики; в пятой можно будет найти последовательность вопросов физики, какие он рассмотрел, и, в частности, объяснение движения сердца и рассмотрение некоторых других трудных вопросов, относящихся к медицине, а также различие, существующее между нашей душой и душой животных; и в последней — указание на то, что, по мнению автора, необходимо для того, чтобы продвинуться в исследовании природы дальше, чем это удалось ему, а также объяснение соображений, побудивших его писать.
Поскольку моя работа посвящена именно четырем правилам метода, необходимо наиболее подробно рассмотреть вторую главу «Рассуждения» - «Главные правила метода». Сам Декарт четко обозначил, в чем заключалось намерение написания учения и какая задача стояла перед ним прежде всего: «...мое намерение состоит…только в том, чтобы показать, каким образом старался я направить свой собственный разум»; «Я же всегда имел величайшее желание научиться различать истинное от ложного, чтобы лучше разбираться в своих действиях и уверенно двигаться в этой жизни» [3]. Таким образом, основной целью создания четырех правил метода стало желание Р.Декарта отличать истину от заблуждения и уметь верно применять собственный разум. По сути, компетентный специалист в области связей с общественностью в своей профессии должен преследовать ту же цель: в обязанности работника отдела PR неизбежно входит информирование общественности и СМИ о происходящих в компании событиях, и предоставляемая им информация должна быть прежде всего достоверной, истинной. Это одна из причин актуальности разработанного Декартом метода для современных специалистов.
По Декарту истинный метод познания должен сочетать в себе достоинства логики, геометрии и алгебры. Философ был уверен в том, что вместо большого количества правил достаточно всего четырех, но лишь при условии, что он будет соблюдать их постоянно, без единого отступления. Итак, правила метода таковы:
1) Первое правило - правило очевидности - сформулировано следующим образом: «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению» [3]. Это не просто правило, а фундаментальный нормативный принцип, именно потому, что всё должно сводиться к ясности и отчетливости, в этом и заключается очевидность. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие. Интуиция – это не вера в шаткие свидетельства человеческих чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, а прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем даже сама дедукция. Таким образом, в этом правиле речь идет об отчетливой идее, присутствующей в уме, и об уме, открытом этой идее; о действии, которое служит себе и основой, и подтверждением, т.к. оно опирается именно на взаимную прозрачность интуитивного действия, достичь которую – цель остальных трех правил.
2) Второе правило – «делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить» [3]. Это олицетворение аналитического метода, который только и может привести к необходимой очевидности, т.к. посредством расчленения сложного на простое светом разума изгоняется двусмысленность. Простота, достижимая путем разделения сложного на элементарные части до пределов возможного, необходима для интуиции, интуитивное действие – для очевидности, а она, в свою очередь, нужна для четкой определенности в нахождении истины. Однако этого правила было бы недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, а не прочную связь, создающую из них общее целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез, отраженный в следующем правиле.
3) Третье правило – правило упорядоченности: «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу» [3]. Этот тезис говорит о том, что следует опять соединить элементы, в которых живет одна сложная реальность. Здесь имеется в виду синтез, который должен отталкиваться от элементов абсолютных, независимых от других, продвигаясь к элементам относительным и зависимым, освещая сложные связи; имеется в виду также восстановление порядка путем построения цепочки рассуждений от простого к сложному, не без связи с действительностью. Может показаться, что в результате этого правила получается тот же предмет, который был в самом начале, однако в действительности это уже реконструированный комплекс, ставший понятным и прозрачным под воздействием светлого разума.
4) Наконец, четвертое правило – «делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено» [3]. В последнем правиле метода Декарт подчеркивает, как важно контролировать все этапы работы. Перечень контролирует полноту анализа, а обзор – корректность синтеза. Только наличие постоянных проверок проделанных действий и промежуточных выводов обеспечат в результате определение непреложной истины.
Вышеизложенные правила подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которое распадается любое строгое исследование. Они являются моделью знания именно потому, что ясность и отчетливость защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений. С этой целью - как при решении сложных проблем, так и при выяснении непонятных явлений - следует выделить простые элементы, далее неделимые, чтобы потом полностью высветить их лучом разума. Таким образом, чтобы продвигаться вперед, не делая ошибок, следует, по мнению Декарта, повторять в любом исследовании процесс упрощения и строгого сцепления частей - операции, типичные для геометрии. Такая модель дает в общей форме отказ от приблизительных или несовершенных, фантастических или только похожих на правду понятий, которые ускользают от этой необходимой упрощающей операции. Необходимо начинать с простейшего и двигаться к более сложному, заимствовать всё лучшее из алгебры и геометрического анализа и исправлять недостатки одного с помощью другого.
Соблюдение представленных Декартом правил метода позволило бы современному PR-специалисту четко структурировать всю получаемую информацию, приучить себя к четкому алгоритму действий и анализу происходящего, сделать свою деятельность как можно более эффективной засчет лучшего использования возможностей собственного разума. К тому же, пользуясь декартовским методом, специалист был бы более подкован в нахождении достоверных фактов и не оказался бы обманутым благодаря умению отличать истинное от ложного.

3.2.3 Выводы

Рене Декарт писал: «Что больше всего удовлетворяло меня в этом методе - это уверенность в том, что с его помощью я во всем пользовался собственным разумом если не в совершенстве, то по крайней мере как мог лучше. Кроме того, пользуясь им, я чувствовал, что мой ум мало-помалу привыкает представлять предметы яснее и отчетливее» [3]. Таким образом, рассмотренные мной правила лежат в основе метода, позволяющего постепенно увеличивать знания и довести их до максимально высокой степени, и использование такого метода обеспечило бы более эффективную работу специалиста по связям с общественностью, его большую компетентность и профессионализм.

3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части:

3.3.2 Текст части

3.3.3 Выводы

4. Заключение 4.1 Текст заключения

Рене Декарт создал уникальный метод, позволяющий отличать истину от заблуждения и верно направлять свой разум. В ходе проведенной работы мне удалось выявить, что использование такой методики актуально и полезно не только для всех любознательных и стремящихся к знаниям людей, но и для современных специалистов в сфере связей с общественностью.
Цель работы была достигнута посредством выполнения таких задач, как изучение оригинального текста, анализ критической литературы, установление связи между правилами метода Декарта и работой PR-специалиста.
Выдвинутая в начале работы гипотеза была доказана в ходе исследования: действительно, PR-специалист, соблюдая правила декартовского метода, сможет достичь большего профессионализма. Подвергая всё сомнению, избегая поспешности и предубеждений в своих суждениях, добиваясь упорядоченности мыслей и постоянно проверяя верность проделанного, работник отдела связей с общественностью сделает свою деятельность наиболее эффективной, сможет с максимальной выгодой использовать собственный разум и всегда отличать достоверную информацию от ложной.
Рене Декарт – первый философ Нового Времени, нашедший столь логичный и удобный способ направлять человеческий разум, развивать его, стремиться к совершенству и ясности во всём. Он оставил всем последующим поколениям учение о созданном им методе, и современному PR-специалисту, несомненно, стоит обратить внимание на это грандиозное наследие и воспользоваться им в своей профессиональной деятельности.

4.2 Список литературы

1. Асмус В.Ф. Декарт. / В.Асмус. - М.: Высшая школа, 2006. – 336 с.
2. Бессмертие философских идей Декарта. Материалы Междунар. конф., посвящ. 400-летию со дня рождения Рене Декарта. – М.: 1997. – 181 с.
3. Декарт Р. Сочинения : в 2 т. Т. 1 : пер с лат. и фр. / сост., ред. и примеч. В.В. Соколова. - М.: Мысль, 1994. – 633 с.
4. Ляткер Я.А. Декарт. / Я.Ляткер. - М.: Мысль, 1975. – 198 с.
5. Матвиевская Г.П. Рене Декарт. / Г.Матвиевская. – М.: Наука, 1975. – 270 с.
6. Тузова Т.М. Рассуждение о методе [Электрон. ресурс] – 16 марта 2009. – Режим доступа: http://www.history-time.net/history/
7. Фейербах Л. История философии. Ренэ Декарт : в 3 т. Т. 1 / Л.Фейербах. - М.: Мысль, 1974. – 544 с.
8. Фишер К. История новой философии. Декарт Его жизнь, сочинения и учение / Куно Фишер. – СПб.: Мифрил, 1994. – 560 с.
9. Шаров А. Покушение на мысль. / А.Шаров. // Наука и жизнь. – 1999. - №4.