В данной работе рассмотрены некоторые, на мой взгляд, существенные моменты в эстетической теории В.С. Соловьева, которая остается актуальной и на сегодняшний день. В работе рассматриваются понятия символа и Первосимвола, трактуется смысл искусства, исходя из теории Владимира Сергеевича. Знакомясь с идеями, которые предлагает философ еще в XX веке, мы можем найти решения проблем современности.
ХХI век вступил в свои права почти десятилетие назад. Сейчас мы живем в эпоху бездуховных, меркантильных интересов и отношений, думаю, мало кто поспорит с этим. Сегодня никого не удивить сценами насилия и убийств, иногда приобретающих массовый характер, неоправданной жестокостью, тягой к материальным ценностям, отсутствием духовного начала в самих людях.
А между тем, иногда стоило бы задуматься о таких вещах как красота, добро, истина, которые еще в античной Греции были выделены как первоосновы общества. В настоящее время нам не хватает этих основ, они постепенно теряют значимость в нашей жизни.
Казалось бы, какое дело PR-специалисту до высоких, духовных вещей? Его главная цель – достичь согласия организации с ее общественностью, извлечь выгоду. На первый взгляд, для достижения этой цели никакая эстетика не нужна.
Однако я считаю, что современным PR-щикам как раз и не достает этого ощущения прекрасного, потому что одним из важнейших аспектов PR-деятельности является общественный смысл отношений, про который, к несчастью, нередко забывают современные специалисты, готовые любыми средствами достичь желаемой цели.
Почему нам интересен именно символ? Потому что в сфере рекламы и PR символические образы нашли себе довольно широкое применение. Но, к сожалению, сейчас нередко встречаются символы, которые либо несут какой-то отрицательный смысл, либо вообще его не содержат.
Владимир Соловьев - один из первых русских философов, выстроивших собственную систему. Часто он обращался и к вопросам красоты, природы, эстетики. Часть его работ посвящена русским символистам и символизму в целом.
Цель данной работы: рассмотреть ключевые положения эстетической теории Владимира Соловьева и показать их актуальность.
Думаю, свою работу я могу предложить русскому гуманитарному интернет-университету (www.vusnet.ru) или порталам, посвященных творчеству Владимира Соловьева, где собраны как его произведения, так и работы о нем и его теориях, например, разделу сайта библиотеки русской религиозно-философской и художественной литературы (vehi.net/soloviev/).
Эстетическая теория русского символизма рассматривается на примере теории Владимира Соловьева, одного из первых русских философов, создавших собственную систему, теоретика символизма.
Основным источником на который я опиралась, изучая тему, стала статья В.В. Бычкова "Эстетика Владимира Соловьева как актуальная парадигма". В ней доступно и последовательно изложены основные положения теории Соловьева, приведены отрывки поэтического творчества Соловьева, что также помогает понять его теорию.
Идки Владимира Сергеевича Соловьева о Всеединстве, об единении человеческого с божественным должны активно использоваться сейчас, в условиях глобального духовного кризиса духовности и религиозности, зародившегося десятки лет назад и с каждым годом набирающего обороты.
3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: Понятие символа в теории символизма.
Для того чтобы дать толкование понятию символ, необходимо знать что же представляет собой русский символизм.
Принято считать, что русский символизм имеет два направления.
Первое из них представляет символизм как художественную линию, школу в искусстве, исповедующую «чистое искусство» (то есть «искусство для искусства), отвергающую всякое ощущение действительности, пусть даже и потусторонней.
Второе представляет символизм как миропонимание, философию жизни, мировоззрение, которому стал доступен иной мир, наполненный символами и тайными знаками.
Особенностью именно русского символизма является тесное переплетение двух этих направлений с преобладанием второго у ранних теоретиков и практиков символизма: В. Соловьева, Вяч. Иванова, А. Белого. Из этого можно сделать вывод о двойственности русского символизма, которая в последствии привела к «кризису». Однако, согласно Эллису , этот кризис ведет не к смерти символизма, и, следовательно, культуры вообще, а лишь к новому этапу в развитии данного течения.
Трудно определить природу символа, она совершенно особая, стоящая между человеческой и божественной сферой. Символ практически не поддается описанию, он представляет собой некоторый онто-гноселогический феномен. С одной стороны, он тесно связан с сущим, с бытием (в этом проявляется его онтологический аспект). С другой стороны, через символ человек познает сущее, узнает что-то новое (то есть, имеет место гносеологический аспект), хотя не стоит думать, что символы дают конкретного знания о чем-либо, они лишь намекают.
И все-таки, вернемся к самому понятию символ. Под символом понимается нечто среднее между материальным, чувственно осязаемым миром, и миром духа. Отсюда можно толковать символ как результат соединения этих двух стихий, но соединения на высшем, метафизическом уровне, но не на уровне материального, физического совмещения.
Символы имеют божественное происхождение, они не были созданы человеком, поэтому и не могут быть полностью разгаданными им. Человек, в зависимости от собственного уровня знаний и, исходя из собственного опыта, по-своему толкует символ.
Можно рассматривать символ как внешнюю защиту. Действительно, человек, не обладающий достаточным уровнем знаний, не сможет добраться до истинной сущности, скрывающейся за символом, в этом можно трактовать символ как препятствие. Однако основной задачей символов и символизма вообще – открывать истину тем, кто способен и готов ее познать, кто дошел до той ступени развития, на которой можно трактовать символы и через это познавать. Как бы парадоксально это не звучало, но символ открывает, защищая. Этот принцип – «сокрывая раскрывать» - был сформулирован еще Климентом Александрийским во времена поздней античности. Именно его развивали в XX веке русские символисты.
1.Эллис— литературный псевдоним Льва Кобылинского, переводчика, теоретика символизма, христианского философа, историка литературы.
В данной части рассмотрены особенности русского символизма и расшифровано понятие символа в соответствии с теорией Соловьева. Без этих знаний невозможно было бы понять ни символ Вечной Женственности, ни всю систему философа в целом.
3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: Вечная Женственность как Первосимвол.
Стоит отметить, что наряду со всеми остальными символами символисты выделяли особый Первосимвол. Одно из значений символизма можно принять как движение к этому Первосимволу, который определяет построение всех других символов в символической системе того или иного автора. Каждый символист, в конечном счете, имеет цель постигнуть именно его.
Существовали разногласия по поводу того, как нужно вести себя по отношению к Первосимволу: стремиться разгадать его или остановиться на полпути, лишь намекая на его существование. Это послужило еще одной причиной так называемого «кризиса русского символизма».
В теории символизма Первосимволом является верховный лик Вечной Женственности, Софии, Божественной Премудрости.
Эта Премудрость Божия играет особую роль в борьбе упорядочивающего и хаотического начала.
Безусловно, можно сказать, что София стоит в центре философской системы, созданной Владимиром Соловьевым. В понимании этого Первосимвола, философ опирается и на свой собственный мистический опыт (речь идет о трех софийных видениях Соловьева).
Между тем, выделяется три этапа становления данной концепции: романтическо-поэтический, философско-космогонический и космо-эсхатологический. Каждый из этих этапов не заменял предшествующий, не отрицал его, но дополнял, «накладывался на него».
Первый этап, который пришелся на 1875-1876 года, выпадает на период интенсивных духовных исканий философа. В. Соловьев увлекается спиритизмом, мистическим письмом, магией и теософией. Автор убежден, что получает откровения от Софии. Сохранилась рукопись на французском языке, выполненная в форме диалога, в котором сама София отвечает на вопросы Соловьева, излагает сущность будущей системы Владимира Сергеевича.
Второй этап приходится на 1877-1881 года и получает отражение в «Чтениях о Богочеловечестве». Третий – в работе «Россия и Вселенская Церковь».
Три явления Софии Соловьев называет самыми знаменательными событиями в его жизни. Мальчику 9 лет в храме, а потом и в двадцатитрехлетнем возрасте в Британском музее и в египетской пустыне являлся лик Софии «в пурпуре небесного блистанья», с «очами, полными лазурного огня». Со времени этих видений София стала для Соловьева ключевой фигурой в его жизни, он готов был служить ей, как слуга служит царице: «вся в лазури сегодня явилась предо мною царица моя…»
София представляет собой реализацию божественного начала, образ и подобие Бога, который является связующим звеном между составляющими жизни и Божеством. Таким образом, как и любой другой символ, Вечная Женственность обладает двойственностью, соединяя в себе и физическое и божественное начала. В мире София воплощается в образе Иисуса Христа, который имеет непосредственное отношение к Божественному, или Богоматери, Святой Девы, если рассматривать женское начало. Распространение же она получает благодаря Церкви, «Дому Иисуса».
Идеи Соловьева вдохновили многих символистов начала XX века, взять хотя бы А. Блока или А. Белого: в произведениях обоих этих авторов мы видим образ Вечной Женственности (например, стихи о Прекрасной Даме у Блока).
Для самого мыслителя София заняла главное место в качестве творческого начала космогенеза, она является вдохновителем творчества, созидания человеком. Отсюда постоянное внимание Соловьева к искусству.
В этой части раскрывается такой первосимвол, сверхсимвол как Вечная Женственность (или София), которая стоит в центре всей философской системы мыслителя. Именно через Софию, объединяющую в себе материальное и духовное, общество должно прийти ко Всеединству, взаимопроникновению все во все. Также София является для человека чем-то вроде вдохновителя на созидание, в том числе и созидание нематериальных, духовных ценностей искусства.
3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части: Общий смысл искусства.
Сущность искусства философ видел в красоте, которая воплощается в нем еще более совершенно, чем в природе: по словам Соловьева, «как человеческое самосознание относится к самочувствию животных, так красота в искусстве относится к природной красоте».
По сути, предмет в природе и предмет в искусстве производят «однородное эстетическое впечатление», недаром ведь и то, и другое мы оцениваем словом «красиво». Некоторые считают, что произведение искусства отличается от природного творения тем, что в нем отражены только характерные, самые существенные черты предмета, которые привлекли внимание творца. И все ясно, если речь идет, например, о живописи. Однако, какие черты природного отображены в той же музыке? Рассуждая над этим вопросом, Соловьев приходит к выводу о том, что между природой и искусством существует гораздо более глубокая взаимосвязь, которая заключается не в воспроизведении, а в продолжении творцом того, что уже начато природой.
Главным творением природы является человек. С одной стороны, это продукт созидания природы, с другой стороны, он сам может творить и преобразовывать, занимаясь искусством.
В качестве образцового искусства мыслитель рассматривал творчество А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, А.К. Толстого, но отнюдь не его современников – символистов и декадентов.
Конечно, можно сказать, что в узком смысле искусство в целом бесполезно: оно не несет никакой материальной пользы. С другой стороны, польза искусства состоит в том, чтобы благодаря своим красоте и совершенству усиливать действие «живого, благого и возвышенного духа».
И все же главная задача искусства – не заниматься приукрашиванием действительности, а отображать совершенное бытие в форме «ощутительной» красоты. Так, Соловьев являлся приверженцем направления чистого искусство, или как его еще называют «искусства для искусства», акцентируя свое внимание на красоте формы творчества.
Однако красота – не единственная составляющая искусства. Помимо нее, необходимы такие компоненты как добро и истина, тогда искусство становится действительно идеальным для Соловьева.
По сути, красота уже связана с добром и истиной, красота – проявление этих двух категорий. «Поэзия может и должна служить делу истины и добра на земле, - но только по-своему, только своею красотою и ничем другим», - это выражение Владимира Сергеевича можно отнести и к искусству в целом. В поэзии соединяются Добро, Красота, Истина, значит, все поэтическое будет нести в себе только пользу.
Самое главное – баланс между этими тремя категориями. Из-за чего Соловьев так критиковал современных ему символистов, творения которых, казалось бы, вышли из его теоретической основы? Он считал, что они чересчур увлеклись внешним, Красотой. Символисты разорвали органический союз Добра, Истины и Красоты, отказавшись от него только в пользу красоты, внешнего. Чем была хороша для Соловьева поэзия Пушкина? Тем, что у него красота внутренне нераздельна с добром и истиной. Что до символистов, то они вынуждены были искусственно создавать какие-то формы, символы, по содержанию не несущие в себе никакой глубокой смысловой нагрузки. Символисты и декаденты оттолкнули Соловьева, который считался их философской предтечей, прежде всего своим «подчеркнутым эстетством». В онтологии же самого философа красота – лишь часть всемирной идеи, она не отделима от двух других ее частей.
Наверное именно поэтому, В.С. Соловьев не считал себя ни поэтом-символистом, ни теоретиком символизма, который, как мы уже поняли, отождествлялся в то время с искусственным украшательством, эстетством и наигранностью.
Здесь же затрагивается вопрос и самого процесса написания произведений. Символисты пытались подчинить творчество теоретической концепции символизма, то есть разуму, хотя изначально понятно, что творчество исходит из бытия. От этого и искусственная наигранность в символистских творениях. Другое дело Пушкин, который совершенно естественно ведет привычный для своего времени образ жизни светского льва, но в моменты вдохновения преображается и пишет «настоящую поэзию». Соловьев был убежден, что поэт творит не по собственному желанию, а тогда, когда его внутренний голос смолкает, и в человеке начинают действовать какие-то высшие, божественные силы. «Поэт неволен в своем творчестве», - вот эстетическая аксиома В. Соловьева.
Анализируя примеры идеального творчества, Соловьев приходит к выводу об огромной эстетической значимости искусства. Искусство, по мнению философа, должно преображать космос и жизнь человека в целом, выражая в своих образах истинный смысл человеческой жизни и отношений. Творец должен не просто пассивно созерцать и отображать окружающую действительность, но и стремиться ее преобразовать.
Высшая цель искусства состоит в реальном полном превращении физической жизни в духовную, которая способна «одухотворять, преображать материю и воплощаться в ней».
Третья часть работы легче всего связуема с сегодняшним днем, является самой актуальной для нас, поэтому она обращает на себя особое внимание. Я считаю, что идеи Соловьева, изложенные в этой части, действительно могут помочь обществу в преодолении кризиса духовности.
Мы рассмотрели несколько ключевых моментов в эстетической теории символизма Владимира Соловьева. Его эстетика родилась в продолжение его философии Всеединства и в ответ на царящие во времена философа материалистические и начальные естественнонаучные представления. Теории мыслителя – попытка привлечь внимание к другой, на его взгляд, более насущной стороне жизни – стороне духовного осознания действительности.
Опираясь на опыт своих коллег в Европе за последние несколько десятков лет, Соловьев пытается найти выход из этого кризиса, суть которого заключалась в «бездуховности, безрелигиозности и творческой анемии большинства общества; в однобоком увлечении материально-телесными, естественнонаучными и техническими приоритетами в ущерб духовным, религиозным, художественным». По сути, то же самое происходит и в наши дни: техника завоевывает все новые и новые позиции, материальные ценности стали намного дороже культурных, естественнонаучное знание преподносится как единственно необходимое на пути к развитию общества в целом, духовность же, религия, внутренний мир человека отошли на второй план,
Выход из этого кризиса Соловьев видел только в идеях Всеединства, во Всеединстве через Софию, Мировую Душу, которая, как сказано выше, соединяла в себе как божественное начало, так и вещественное. Духовное и конкретное.
Владимир Сергеевич мечтал о перерождении общества и общественного сознания, повороте их в сторону духовного, нематериального. Главной сферой, в которой философ видел синтез материи и духа была эстетика, именно она служит для него показателем воплощения единства божественного и человеческого.
Хотя эти идеи еще до сих пор остаются до конца «не осознанными, не понятыми, не принятыми», именно в этом, по-моему, заключается актуальность эстетики Владимира Сергеевича Соловьева. Именно осознания его идей нам сегодня не хватает, чтобы из глобального кризиса духовности.
1) Бычков В.В. Эстетика Соловьева как актуальная парадигма.
2) Бычков В.В. Эстетические пророчества русского символизма.
3) Лишаев С.А. Соловьев: жизнь и метафизика.
4) Подзолкова Н.А. Эстетическое учение Владимира Соловьева.
5) Соловьев В.С. Общий смысл искусства.
7) Соловьев В. С. Русские символисты.