Главная » Студентам » Сдача работ по предметам » Аналитическая работа по философии » Принятые аналитические работы по философии » Символика православного храма как отражение христианской картины мира

Символика православного храма как отражение христианской картины мира

1.2 Аннотация к работе

Аналитическая работа
Шангиной Елены
Факультет: связи с общественностью и реклама
Группа: 101
Куратор: д. ф. н. Быстрова Татьяна Юрьевна
В современном мире довольно часто возникают конфликты из-за разных ми-ровоззренческих позиций людей. Мировоззрение каждого человека форми-руется во многом на основе его модели мира. Это и есть та система коорди-нат, в которой живет человек.
Христианская модель мира уникальна. Ее отличительными чертами является то, что Бог - это первоначало мира, то, что все живое стремится к нему, а зна-чит, стремится к самосовершенствованию, и многое другое.
Разные модели мира существенно отличаются друг от друга, что хорошо видно на примере, разобранном во второй главе работы.
Таким образом, умение находить точки соприкосновения необходимо каж-дому, а в особенности оно необходимо специалисту по связям с обществен-ностью

2. Введение 2.1. Цель работы

На сегодняшний день в мире наблюдается высокий уровень конфликт-ности между людьми. Это отражается как на бытовом, так и на политическом уровне. И если бытовые конфликты, с которыми сталкивается каждый из нас в повседневной жизни, не нанесут непоправимого урона, то политические конфликты могут иметь серьезные последствия для многих людей.
Существует много факторов, которые могут вызвать политический конфликт, и не последним таким фактором является столкновение разных мировоззренческих позиций. На мировоззрение человека влияют не только его принципы и убеждения, но и религия, которая формирует определенную модель мира. Таким образом, возникает проблема осознания того, в какой системе координат мы живем. Иными словами, нам нужно понимать, что со-бой представляет именно христианская модель мира.
Наиболее ярко эта модель отражена в символике православных храмов, так как мировоззренческие характеристики наилучшим образом отражаются в искусстве, в том числе и в архитектуре. Иными словами, здесь мы сталки-ваемся с изоморфизмом, когда малое (храм) подобно большому (космосу).
Целью данной работы является выявление отличительных особенно-стей христианской модели мира.
Предмет: символика православных храмов
Объект: христианская модель мира
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть символику православных храмов;
• выявить те символы, которые наиболее полно отражают христиан-скую модель мира;
• сопоставить христианскую и рациональную модели мира;
План работы
1. Введение
2. Глава I. Православный храм и его основные символы
• история возникновения православного храма
• внутренняя символика православного храма как от-ражение христианской модели мира
• внешняя символика православного храма как отра-жение христианской модели мира
3. Глава II. Сравнительный анализ христианской и рацио-нальной модели мира

2.2. Какой конкретный материал вы анализируете в работе: Указать, какой или чей имидж анализируется.

В работе проводится анализ внутренней и внешней символики православного храма, в результате которого выделяются особенности христианской модели мира. Далее осуществляется сравнительный ана-лиз христианской и рациональной модели мира для выявления именно отличительных черт христианской модели.

2.3. Основной источник информации по теме

В статье Олега Стародубцева "Символика православных храмов" наиболее полно раскрыто значение храмовых символов. Однако автор в большей степени делает акцент на церковном значении символики, почти не раскрывая ее философского смысла.

2.4. Гипотеза исследования

Если проанализировать символику православных храмов и, в результате анализа, выделить отличительные черты хри-стианской модели мира, то на основе полученных знаний можно будет выстроить наиболее эффективный канал коммуникации.

3. Основная часть 3.1. Часть 1 (обязательная теоретическая часть) 3.1.1 Название части: Православный храм и его основные символы

3.1.2 Текст части

История возникновения православного храма.

Первые правила, по которым строились и расписывались христианские храмы, возникли еще во времена Ветхого Завета. Однако, начиная с IV века, символика храма начинает приобретать более глубокий смысл, и ей уделяет-ся все больше внимания. Наиболее полно значение храмовой символики рас-крывается в IV – VIII веках святыми отцами Симеоном Солунским, Макси-мом Исповедником, Андреем Критским и другими.
Символика христианского храма формировалась постепенно. Ветхоза-ветная скиния, прообраз христианского храма, воплощала в своем устройстве идею всего мира. Она была построена по образу, увиденному Моисеем на го-ре Синай.
Символика ветхозаветной Церкви выражала предощущение прихода Спасителя, поэтому ни скиния, ни храм Соломона, который был построен по ее образу, не могли выразить идею Церкви во всей полноте. Целостное зна-чение храм приобретает лишь с пришествием в мир Спасителя, с наступле-нием христианской эпохи.
Информации о символике первых христианских храмов сохранилось немного, так как храмы в первые три столетия христианства встречались дос-таточно редко. Только в IV веке, после того, как римский император Кон-стантин объявил о свободе вероисповедания христианские храмы стали час-тым явлением.
Ветхозаветные храмы имели форму корабля, базилики (рис.1). Внутри такие храмы выглядели как обычное четырехугольное помещение с окнами навер-ху, поэтому в них было много света и воздуха. Несколько рядов колонн раз-деляли пространство на отделения – нефы (корабли). При входе в базилику строился портик (небольшой выступ), а на противоположной стороне – апси-да (закругление).
Такая форма храма имеет символическое значение: церковь для ве-рующих должна быть таким же надежным прибежищем, каким был Ноев ковчег во время потопа (рис. 2).
Со временем получили распространение другие формы храма:
Например, в V веке начинают строиться храмы в форме креста (Крест Христов является Основой Церкви). В это же время впервые в символике храма появляются такие немаловажные детали как свод и купол (рис. 3).
Чуть позже возникают круглые и восьмигранные храмы.
Круг есть символ вечности, который говорит о нерушимости Церкви (рис. 4).
С момента принятия христианства на Руси начинает формироваться собственная церковная архитектура, непохожая на византийскую. Одной из ее отличительных особенностей является устройство купола в виде пламени свечи (рис.5).
Иными словами, внешний вид христианского храма сформировался не сразу, так как каждая эпоха вносила свои неповторимые черты в его облик.

Внутренняя символика храма
как отражение христианской модели мира

Христианский храм – «книга для неграмотных». На Руси его умел «чи-тать» каждый верующий человек, вне зависимости от того, был ли он обучен грамоте. Каждый элемент, каждая деталь внутреннего убранства храма имеет свое скрытое значение.
Стены храма «толкуются как закон Божий».
Низ стены символизирует землю, и здесь раньше изображали донато-ров (заказчиков, на чьи деньги сооружался или расписывался храм), царей (как символ незыблемости благословенной власти) и канонизированных свя-тых (их изображают и сегодня). Наверху стены отражены события земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов.
Так как храм - это модель мира, то каждая его стена соответствует од-ной из стран света. Стены храма строились одинаковыми в длину так, что внутреннее пространство приобретало форму куба. Такой стиль характерен для древних церквей, таких как новгородские, московские, киевские церкви.
Восточная часть храма символизирует область света и райского бла-женства, потому что на Востоке находился рай, из которого были изгнаны Адам и Ева.
Алтарь (см. рис. 6) - это самая важная часть храма. Слово «алтарь» (alta aru) переводится с латинского языка как «высокий жертвенник». Алтарь – главная святыня храма, место, где восседает на престоле с апостолами Хри-стос.
Алтарь самая главная часть Православного Храма. В алтарь могут входить лишь священнослужите-ли и лица мужеского пола, участвующие в Богослужениях.
Средняя часть храма символизирует мир тварный, но уже обожен-ный, освященный, оправданный. Это и есть в полном смысле «новое небо» и «новая земля».
«По словам св. Максима Исповедника, как в человеке соединяются на-чало телесное и начало духовное, причем последнее не поглощает первого и не растворяется в нем, но оказывает на него свое одухотворяющее влияние, так что тело становится выражением духа, так и в храме алтарь и средняя часть входят во взаимодействие. При этом первый просвещает и руководит вторую, и средняя часть становится чувственным выражением алтаря. При так понимаемом их соотношении восстанавливается нарушенный грехопаде-нием порядок вселенной, то есть восстанавливается то, что было в раю и что совершится в Царстве Божием» .
Таким образом, преграда между алтарем и средней частью не разделя-ет, а объединяет две части храма. На Русь преграда перешла уже в форме иконостаса, который является сложным символом.
Иконостас (см. рис. 7) состоит из пяти рядов икон и служит алтарной преградой, разделяющей два мира: мир видимый (сам храм) и мир невиди-мый (алтарь). По мнению П. А. Флоренского, иконостас – это не просто «кирпичи, камни, доски», «иконостас есть сами святые» . Флоренский счита-ет, что, если бы духовное зрение молящихся было развито сильнее, «то ника-кого другого иконостаса кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его … в храме и не было бы»2. Называя иконостас «костылем духовности», Флорен-ский акцентирует внимание на том, что его назначение заключается не в со-крытии чего-то важного от верующих, но в указании на «тайны алтаря», ина-че алтарь совсем исчезнет из сознания толпы.
«В иконостасе сверху вниз идут пути Божественного откровения и осуществления спасения. В ответ на Божественное откровение снизу вверх идут пути восхождения человека: через принятие евангельского благовестия (евангелисты на царских вратах), сочетание воли человеческой с волей Бо-жией (образ Благовещения здесь и есть образ сочетания этих двух воль) через молитву, и, наконец, через причащение осуществляет человек свое восхож-дение к тому, что изображает деисисный чин (четвертый ряд икон), – к един-ству Церкви» .
Западная сторона храма символизирует «страну мертвых». На этой стороне обычно хоронили почивших. Традиционно росписи в западной части храма отображают мрачные образы пророчеств и Страшного Суда. Однако есть исключения из правил. Например, в храме св. Софии в Киеве на запад-ной части храма изображены светские сцены забав и игрищ. Они напомина-ют верующим о суетности мирской жизни.
Общую идею храма выражает иконография его средней части. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь в ее совокупности, в ее истории и перспективе – от начала первозданной Церкви до Страшного суда – конца ее бытия – по эпохам.
Притвор – символ мира необновленного, еще лежащего во грехе, даже сам ад. Поэтому притвор находится в западной части храма, противополож-ной алтарю – символу рая. Здесь стоят оглашенные, те, кто готовится войти в Церковь, стать ее членами, и кающиеся, находящиеся под епитимьей, то есть те, кого Церковь не допускает к причащению святых таин. Они находятся между Церковью и миром. Они не изгоняются из храма и могут пребывать в нем до определенного момента, но не могут участвовать во внутренней жиз-ни Церкви, ее таинствах.
Своды, купол. Так как средняя часть храма является символом преоб-раженного тварного мира, «нового неба» и «новой земли», то есть Церкви, то в куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель.
Первоначально, именно свод, возвышающийся над главной частью храма, символизировал небо, простирающееся над четырьмя сторонами све-та. Но впоследствии символическую роль неба стал выполнять купол.
Сам храм считается телом Церкви, а его купол – вместилищем божест-венной премудрости. Поэтому в таких ранних христианских храмах, как Спа-со-Преображенский собор в Чернигове, купол напоминает череп, голову.
Столпы выполняют не только техническую функцию (поддержка ку-пола храма), но и несут символическое значение. На столпах изображены апостолы, подвижники, мученики – люди, которые всю жизнь распространя-ли, утверждали словом и делом христианскую веру. Именно они являются истинными столпами Церкви.

Внешняя символика храма
как отражение христианской модели мира

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, кото-рые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как зна-мением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находит-ся полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере во Христа.
Разное количество куполов (глав) имеет свой символический смысл:
• Один купол символизирует единство Бога.
• Две купола соответствуют двум началам во Иисусе Христе – бо-жественному и человеческому.
• Три купола означают Святую Троицу (Отец, Сын и Святой Дух).
• Пять глав символизируют Иисуса и четырех евангелистов.
• Тринадцать глав означают Иисуса Христа и двенадцать апосто-лов.
• Двадцать пять глав могут обозначать похвалу Пресвятой Богоро-дице.
• Тридцать три главы символизируют число земных лет Иисуса Христа.

Что касается формы купола, то с XVI века на смену «шлемовидному» завершению древнерусского храма приходит «луковичное». Такая форма ку-пола напоминает увенчанный крестом огненный язык, заостряющийся квер-ху. Внутри храма луковичный купол выполняет символическую роль неба и остается статичным. Однако снаружи купол своим видом создает иллюзию движения, устремленности ввысь. Это противоречие имеет свое объяснение. Внутренняя архитектура церкви выражает собою идеал мирообъемлющего храма, в котором обитает Сам Бог и за пределами которого ничего нет; есте-ственно, что тут купол должен выражать собою крайний и высший предел вселенной, ту небесную сферу, ее завершающую, где царствует Сам Господь. Но в действительности над храмом есть настоящий небесный свод, который своей недостижимостью напоминает нам о необходимости постоянного стремления к самосовершенствованию через религиозный подъем и пламен-ное горение. Этим объясняется устройство купола в виде пламени свечи, уст-ремленного вверх. Между наружным и внутренним образами существует взаимосвязь, так как только благодаря религиозному горению небо сходит на землю и проводится внутрь храма, становясь его куполом.

3.1.3 Выводы

Итак, перечислим еще раз особенности христианской модели мира:
• Основой этой модели является Бог.
• Христианский мир имеет четкие границы, отраженные в архитек-туре храма. Притвор символизирует ад, который является нижней границей мира, а верхнюю границу - завершающую небесную сферу, символизирует купол.
• Все живое в мире христиан стремится к Богу, так как было созда-но по его образу и подобию.
• В христианском мире человек, служа Богу, теряет свою само-стоятельность.
• Согласно христианской модели мира, человек социален, так как находится среди братьев и сестер по вере.

3.2. Часть 2 (обязательная практическая часть) 3.2.1 Название части: Сравнительный анализ христианской и рациональной модели мира

3.2.2 Текст части

В первой главе христианская модель мира была рассмотрена через призму скрытых символов православного храма. Однако для более полного отражения ее отличительных особенностей проведем сравнительный анализ двух моделей мира: христианской и рациональной, как наиболее характерной для нашего времени.
В первой части работы уже говорилось о том, что Бог в христианской модели мира является первоначалом, центром мира. Это отражено в органи-зации храма: «пространственное ядро Храма намечается оболочками: двор, притвор, самый Храм, алтарь, престол, антиминс, чаша, Святые Тайны, Хри-стос, Отец» . Бог для христиан – это источник жизни, это всеобъемлющая точка. Таким образом, мир христиан сжат и определен. Совсем иным являет-ся мир рационалистов. Так как вселенная бесконечна, в рациональной модели границы мира существенно расширены.
В христианской модели все происходит только по велению Бога. Одна-ко в рациональной модели все происходящее объясняется с точки зрения фи-зических законов. Например, для христианина солнце с утра встает, потому что на то есть Божья воля. А для рационалиста, очевидно, что восход солнца обусловлен вращением планеты Земли вокруг своей оси.
Что касается антропологического аспекта, в христианской модели мира человек создан по образу и подобию Божьему. Поэтому целью жизни хри-стианина является самосовершенствование (то есть желание приблизиться к Богу) через отречение от мирских благ. Это желание отразилось в лукович-ном завершении храма, символизирующем религиозный подъем и устрем-ленность ввысь. В рациональном мире, напротив, материальное подавляет духовное. Иными словами, одна из важнейших ценностей христианского ми-ра – духовность, не характерна для рационального мира.
У христиан одним из способов самосовершенствования является труд. «Да воздастся тебе по заслугам твоим» - следуя этому принципу, христианин много работает сам и, таким образом, совершенствуется духовно. В совре-менном мире человек уподобляется животному и живет одними инстинкта-ми, что повышает уровень агрессии людей. У такого человека низкая чувст-венность, которая выражается в его неспособности испытывать чувства выс-шего порядка, например, такие как любовь, будь то любовь к Богу или дру-гому человеку.
Кроме того, люди, согласно христианской модели мира – существа со-циальные, так как они являются братьями по вере. В рациональной модели, напротив, каждый человек индивидуален, а следовательно одинок и асоциа-лен.

3.2.3 Выводы

После проведения сравнительного анализа, можно сделать вывод о том, что модели мира существенно разнятся между собой, что приводит к полярно разным мировоззренческим позициям людей. Это еще раз подтверждает не-обходимость понимания таких отличий в мировоззрении, что позволит со-кратить количество конфликтов в нашей жизни.

3.3 Часть 3 (не обязательная часть) 3.3.1 Название части:

3.3.2 Текст части

3.3.3 Выводы

4. Заключение 4.1 Текст заключения

Целью данной работы было выявление особенностей христианской мо-дели мира. Для достижения этой цели в первой главе рассмотрены те симво-лы, которые наиболее полно отражают христианскую модель мира.
Прежде всего, представлена краткая история возникновения и особен-ности символики древнерусских храмов. Далее при помощи анализа основ-ных внутренних и внешних символов храма описаны отдельные черты хри-стианской модели мира.
Во второй главе для более полного отражения ее отличительных черт был проведен сравнительный анализ христианской и рациональной модели мира.
Рассмотренная в данной работе проблема представляется весьма акту-альной сегодня. Зная об особенностях своего мировоззрения, любой человек сможет непредвзято относиться к тем, кто придерживается противополож-ной точки зрения по каким-либо вопросам. Таким образом, появится воз-можность избежать многих конфликтов, возникающих из-за разногласий по поводу религиозных, этнических, расовых проблем.
Более того, в таком случае у любого появится возможность выстраи-вать эффективные каналы коммуникации с другими людьми. Иными слова-ми, осознание собственной мировоззренческой позиции и позиции другого человека может способствовать установлению взаимопонимания между людьми.
В современном – многонациональном, полиэтническом обществе уме-ние находить точки соприкосновения необходимо всем, а в особенности лю-дям, работающим в сфере связей с общественностью.

4.2 Список литературы

Флоренский П. А. Иконостас [электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.vehi.net/florensky/ikonost.html
Стародубцев О. Символика православного храма [электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/061214101726.htm
Еремина Т. С. Русский православный храм. История. Символика. Пре-дания. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 480 с.