Главная » Студентам » Лекции по фирменному стилю » Анализ фирменного стиля различных компаний » Анализ фирменного стиля. Осень 2007 » Аниме-кафе "J"

Аниме-кафе "J"

О компании 

Кафе "J" является предприятием общественного питания, сочетающим в себе место для завтраков, обедов и ужинов.
Год основания - 2006
Кухня: японская и итальянская
Средний чек заведения - 500р (без учета напитков)
График работы:
Вс-Чт - 10:00 - 24:00
Пт-Сб - 10:00 - 01:00
Кафе "J" позиционирует себя как первое Аниме-кафе в городе Екатеринбурге. Всего в городе работает 2 кафе под данной маркой: главное помещение по адресу Татищева 90 и филиал на Первомайской 92. Отличительной чертой заведения являются оригинально-оформленный в стиле Аниме интерьер, а также относительно невысокие цены по сравнению с предприятиями того же класса.

- Сразу же хотелось отметить один существенный недостаток: информацию по заведению пришлось собирать буквально по крупицам. Официальные данные о кафе на нескольких сайтах ограничиваются лишь следующим:

Кафе в стиле аниме.
Японская и итальянская кухня на любой вкус. Неформальная обстановка, непринужденная музыка.
Разнообразные праздники и акции.

Эксклюзивно в Екатеринбурге - кафе в стиле аниме - Кафе "J". Сюрприз для гостей: разнообразные праздники и акции. В воскресение Вас ждут с Вашими непоседливыми киндерами. Устроим праздник по предварительному заказу.

- Это свидетельствует об отсутствии продуманной информационной политики заведения, нет контакта с массовой аудиторией.

Носители ФС
Пожалуй, самыми важными как для кафе "J", так и для любого другого предприятия общественного питания, являются те носители, которые напрямую взаимодействуют с посетителями: входная группа и интерьер; форма (бэйджи) и вообще поведение и внешний вид персонала в целом (одним словом ); оформление меню; визитки; пакеты, используемые при доставке на дом; и, безусловно, логотип заведения (для кафе, ресторанов, баров более запоминаемым является именно аудиальное произношение названия, нежели его визуальное исполнение. Как говорится "у всех на слуху").

На данных носителях я и сосредоточил внимание опрашиваемых.

 Логотип кафе 

Логотип кафе

 

 Входная группа кафе

Входная группа кафе

 

Интерьер в стиле Анимэ 

Интерьер в стиле Анимэ 

 

Бэйдж сотрудника 

Бэйдж сотрудника

 

Визитка 

Визитка заведения

Мною было опрошено по 2 представителя со стороны сотрудников и посетителей, соответственно.
Особенно интересным является разрозненность в ответах "солдат из одного и того же лагеря". Так, например, один из сотрудников (Виталий Полужников, 19 лет) работает в "J" относительно недавно, он наивен, искренен, является ярым поклонником такого художественного жанра как Аниме, но в то же время он совершенно не посвящен в тонкости ФС кафе, поскольку просвещением новых сотрудников относительно ФС в этом заведении никто не занимается (отчасти это объясняется очень большой текучестью кадров). Вторая сотрудница (Железова Марина, 22 года), напротив, этакий матерый волк, работающий в кафе со дня открытия и которому уже явно поднадоела "вся эта мультяшность", она знает все недостатки и преимущества заведения как свои пять... но ее любовь к заведению и его гостям кажется врожденной. Что касается посетителей: здесь точки зрения оказались абсолютно противоположными, но тем интереснее было анализировать ответы.

Я посчитал не нужным перечислять список вопросов, задаваемых мной, поскольку не очень следил за четкостью их формулировки и последовательностью задавания, этот опрос скорее походил на беседу.

Результаты опроса

Опрос сотрудников кафе "J"
Первые же разногласия возникли на вопросе по поводу целевой аудитории кафе. Первый вариант - это заведение для студентов и активных молодых людей в возрасте до 30 лет, этакий эквивалент "Фридея". С другой стороны - кафе рассчитано на семейную аудиторию, родителей с детьми, не исключая также и молодых людей. Однако дальнейший "допрос"позволил выяснить причину разногласий: дело в том, что 1-ый опрашиваемый работал больше в филиале по адресу Первомайская 90, что совсем рядом с УПИ, это и объясняет долю студентов среди основной массы посетителей. Другой же сотрудник трудится в "J" на Татищева 92, а это довольно спокойный, тихий район.
Итак, перейдем к ФС. Фирменные цвета: розовый, коричневый нескольких оттенков. На самом деле это заявление не является однозначным, поскольку общее количество цветов, используемых в оформлении печатной продукции и самого заведения просто зашкаливает! Что касается логотипа: здесь мнения схожи - деревянное исполнение лого "J" символизирует близость к природе, стабильность, уют деревянного дома. Входная группа оформлена в стиле японских жилищ, что символизирует утонченность, изящество и передает дух Японии.

Один респондент положительно отнесся к главной героине, фигурирующей в стиле заведения - девочке по имени Джей. - "Она ассоциируется у наших посетителей с кафе "J", и вся реклама (которой кстати, катастрофически мало) строится на принципе живого разговора девушки Джей, которая наговаривает рекламное послание, якобы приглашая всех к себе в гости". В заведении есть попытки продвижения этой самой легенды о девочке Джей, Аниме-героине, послужившей основой при создании ФС кафе, однако никто так и не смог сказать определенно, кто она, и почему именно она. Визитка не понравилась никому: слово доставка выбивается из общего стиля визитки и нервирует глаз; шрифт, которым написаны адреса и телефоны плохо читается; да и цветовая гамма какая-то отталкивающая. Хотя использование розового цвета объясняется связью с японской сакурой, однако угадать цвет сакуры в полиграфии крайне сложно и уж точно этот цвет не отражен в визитке заведения.

Опрос посетителей кафе "J"
После общих вопросов о том, знают ли респонденты данное заведение, Я представил им носители ФС и опросил уже более подробно, делая упор на вопросах относительно восприятия как ФС в целом, так и его отдельных элементов.
Результаты опроса показали, что фирменный стиль заведения и название не дают представления о предоставляемых услугах. Подпись "cafe", конечно сильно облегчает понимание, однако и здесь возникают проблемы. Так например, у одного респондента логотип и входная группа ассоциируется скорее с Пабом, нежели с рестораном японской и итальянской кухни; к тому же в городе Екатеринбурге существует ряд заведений, чьи названия созвучны с нашим "Джей": Джеймс, Джек & Джил, Рози Джейн и все они являются Пабами. К тому же коричневые цвета логотипа и входная группа "под дерево" скорее характерны именно для Пабов.
Также были предположения, что это могла бы быть кофейня. Однако много положительных отзывов собрал интерьер заведения, и здесь "непоняток" о том какая кухня подается в этом месте становится гораздо меньше (НО, итальянская тематика все-таки не просматривается абсолютно!). Многим импонируют сентиментальные, брутальные, романтичные картины, развешанные на стенах. Часто упоминались термины: натуральный, уютный, теплый, нежный. Вообще, складывается впечатление о женственности кафе "J", так визитка (и меню - оно тоже розовое) вызывают особые симпатии у женской половины.
Очень положительно отнеслась к форме официанток мужская половина опрашиваемых, это объясняется чрезмерной укороченностью юбок, входящих в костюм женского персонала.

Выводы
После всего услышанного могу заключить, что ФС кафе "J" со своей задачей справляется не совсем удачно. Излишняя навороченность разными цветами сбивает с толку при попытке создать образ кафе. Розовые визитки, светло-коричневые бэйджи, зеленое и розовое меню - все это реально создает ощущение второсортного мультфильма, а вовсе не передает культуру легендарного жанра Аниме. Вообще заявка на "первое Аниме-кафе" довольно серьезна, а вот ее воплощение не совсем удалось. К тому же совершенно не понятно что делать с итальянской кухней в Аниме-кафе, на наличие которой не указывает абсолютно ничего, кроме раскрытого меню - но ведь до него надо добраться. Но все это можно объяснить малым бюджетом, выделенным на эту задумку.

Рекомендации
В данной ситуации можно предложить, окончательное разделение "кухонного производства", т.е сосредоточиться либо на кухне японской либо на итальянской, поскольку каждая из представленных кухонь абсолютно самодостаточна и требует максимум внимания к деталям. И уже исходя из выбранного направления формировать новый ФС, ну или дорабатывать старый (что-то типа ребрендинга). Сегодня кафе работает с минимальной накруткой, но обеспечивать себе клиентов только за счет цены не есть лучший вариант. Я бы остановился на идее Аниме-кафе, поскольку затея действительно интересная, поклонников жанра куча и обязательно найдутся те, кто захочет оценить и поддержат этот проект. Возможно, есть смысл ограничить цветовую гамму двумя-тремя цветами, имеющими наибольшее употребление в Аниме фильмах. Разработать печатную продукцию в единой стилистике, возможно используя перфорацию или еще чего, для предания оригинальной формы. И конечно надо более активно участвовать в коммуникации с потребителями, выходить на более серьезный уровень через статусные журналы, путем проведения активных рекламных и промо-акций.