Шевелевой Ксении, 501 гр.
О компании«Автоцентр МС» - официальный дилер Skoda и ТагАЗ на Урале. Компания также занимается сервисным обслуживанием марок концерна VW (Skoda, VW, Audi, Seat) и автомобилей Hyundai сборки ТагАЗ, продажей оригинальных запасных частей и аксессуаров.
«Автоцентр МС» существует уже более 13 лет. Сначала компания занималась металлопрокатом, отсюда и название: МС – Металлоснабжение (и сейчас название одного из юридических лиц, входящих в компанию, - «Предприятие МС»).
Автобизнес как направление начали развивать с 1998 года, все началось с продажи автомобилей Daewoo.
Сегодня у компании 2 шоурума – «Автоцентр МС» в Екатеринбурге и автосалон «Карро» в Верхней Пышме. «Карро» позиционируется для потребителя как самостоятельное юридическое лицо, и для него планируется разработка самостоятельного фирменного стиля.
Особенность компании в том, что отношения с потребителем – априори длительные. Приобретая машину, человек остается в компании как минимум на период гарантии, а это 2 года или 100 000 км пробега. Важно установить с ним доверительные и дружеские отношения, наладить индивидуальную работу, чтобы взаимодействие с компанией было позитивным.
Характеристика фирменного стиля компанииФирменный стиль компании существует неизменно с 2001 года.
Его элементы: логотип, фирменное написание.
Носители фирменного стиля:- внутренние и внешние бланки;
- рекламные материалы (за исключением материалов с символикой Skoda, т.к. SkodaAuto запрещает размещение логотипов дилера рядом со своими) (образец - рис.2);
- одежда рабочего персонала;
- вывески и знаки (образец - рис.3);
- указатели и баннеры внутри помещений компании;
- визитные карточки;
- золотые значки у руководителей подразделений;
- флаги перед шоу-румами (образец - рис.1);
- корпоративное издание;
- внутренние информационные материалы;
- печатные материалы для клиентов (приглашения, буклеты, флаеры, анкеты).
Фирменные цвета компании – синий и белый, их стараются придерживаться в оформлении помещений, вывесок, форме персонала. Иногда встречается логотип в красном цвете, иногда в голубом. Раньше позволяли себе подобные цветовые вариации.
Цветовое решение очень грамотное, хотя и очень распространенное сегодня. Свет белого и гармония, покой, стабильность, восстанавливающая сила синего - одно из наиболее удачных цветовых сочетаний. Можно сказать, что белый цвет настраивает на контакт, а синий успокаивает и погружает в себя, при этом синего не настолько много, чтобы вогнать человека в депрессию. Нужно заметить, что там, где требуется большой масштаб логотипа, используется синее начертание букв и белый фон, тогда как там, где надо выделить логотип среди других цветов в небольшом масштабе, используется инверсия: белое начертание в синем прямоугольнике с закругленными углами.
На мой взгляд, достаточно удачное решение для автомобильной компании. Автомобили подсознательно связаны у многих с некоторым риском, да и конкуренция в автобизнесе сильна, и синий цвет слегка сглаживает агрессивность и динамику контекста. В то время как белый свидетельствует об открытости и готовности пойти на контакт. Белый большинством людей воспринимается позитивно.
Логотип компании документально не зафиксирован. Иногда это просто буквы МС с орбитой вокруг, иногда надпись заключается в квадрат с закругленными углами. Шрифт четкий, рубленый, с четко определенными границами. Динамику придает закругленность «С» и своеобразная «орбита», края которой не замкнуты. Взгляд зацепляется за орбиту и возвращается к надписи, создается ощущение движения, но вместе с тем какой-то закольцованности, искусственного ограничения. Незамкнутость орбиты – хорошая черта, это возможность выхода.
Если рассматривать вариант с прямоугольником, то здесь можно найти отсылку к архетипичной форме квадрата, которая означает твердость, стабильность, уверенность и все земное. Прямоугольник еще больше приземляет квадрат, но закругленные углы придают динамику и смягчают жесткую форму. В сочетании с полукругом «С» и орбитой это придает всему лого ощущение движения. А движение – суть любого автомобиля и в этом его ценность.
Положительные черты данного фирменного стиля:
- оптимальное сочетание цветов;
- запоминаемость;
- легкость тиражирования на различных носителях;
- оригинальность по сравнению с конкурентами;
- архетипичность.
Для того чтобы определить, как воспринимается фирменный стиль внутренними и внешними группами общественности, я побеседовала с несколькими сотрудниками и несколькими клиентами компании.
Мнение сотрудниковОриентировочные вопросы для интервью с сотрудником:1) Какой вы видите компанию? Как вы ее воспринимаете? С чем она ассоциируется?
2) Что помогает ее деятельности и что мешает?
3) Что значит для вас символика компании?
4) С удовольствием ли вы пользуетесь этой символикой и носите ее?
Данил, менеджер отдела продаж запасных частей, в компании работает более 3 лет:- Самый главный плюс и сила компании – ее коллектив. Многие здесь именно потому и работают, люди классные и профессиональные. Что касается логотипа, то ничего, по-моему, особенного. Когда я на него смотрю, у меня сразу чувство чего-то «своего», я вижу не сочетание букв там или цветов, а свою компанию и людей, с которыми работаю. С удовольствием ношу фирменную одежду и горжусь, что здесь работаю. Даже на машину себе наклейку сделал во все заднее стекло – «Автоцентр МС». И еще: мне логотип больше в сине-белом варианте нравится. В красном как какой-то знак «Стоп» выглядит…
Людмила Леонидовна, начальник юридического отдела, в компании работает более 10 лет:- Сейчас в компании все идет наперекосяк! Если бы каждый ответственно выполнял свою работу и отвечал за нее, не было бы стольких жалоб от клиентов! Фирменный знак что-то значил раньше, лет 6 назад, когда мы за идею работали, и для нас этот логотип символизировал принадлежность к какой-то общности. Когда на 10-летие заказали эти золотые значки с логотипом, мы с такой гордостью их носили! А сейчас люди даже не понимают смысла ходить в фирменной одежде. А в целом мне нравится наш логотип. Он четкий, понятный, цвета приятные.
Елена, начальник отдела маркетинга, в компании работает более 7 лет:- Фирменный стиль разрабатывался давно и буквально «на коленке», надо было к сертификации сообразить. Но получилось здорово: четко, красиво, удобно. Логотип не перегружен лишними элементами, легко воспринимается. Единственное – не несет информации о специфике нашей деятельности, но оно получилось и к лучшему: когда сменили профиль, не пришлось менять ФС. Вот этот овал вокруг букв мне напоминает почему-то дорогу. Это как такой путь, которым мы идем, и он не закончен. Настораживает то, что дорога вроде как кольцевая. И сегодняшняя ситуация в компании – это как раз такой замкнутый круг, своеобразный кризис. Не думаю, конечно, что в этом вина фирменного стиляJ И кольцо можно рассматривать как просто поворот…
Мнение клиентовОриентировочные вопросы для интервью с клиентом:1) Охарактеризуйте, пожалуйста, организацию. Какой вы ее видите?
2) Что вы чувствуете, глядя на логотип компании?
3) С чем компания ассоциируется?
4) Приятно ли получать сувенирную продукцию с символикой компании? Пользуетесь ли вы ей?
Сергей, клиент компании более 10 лет:- Привык уже к МС настолько, что не представляю, где еще могу обслуживаться. Вроде открыли «Карро», и вроде это тоже МС по сути-то, но съездил туда – нет, не то. Я лучше здесь, ребят уже всех знаю, они меня знают, мы уже и решаем все быстро, без лишних слов. Человечно относятся. Не сказал бы, что логотип вызывает какие-то эмоции. Хотя вижу где-нибудь этот знак – и все равно обращаю внимание, глаза зацепляются, получается, даже подсознательно фиксирую, что где-то вы мелькаете. Сувенирку храню, хотя ее не так уж много и было-то…
Дмитрий, клиент компании с марта 2007 года:- Нормальная компания, опыт большой. Здесь как-то надежнее, чем у новичков. Смысла не вижу к конкурентам ехать, даже если в МС какой-то негатив появляется. Лучше вас никто не сделает все равно. В значках особой сути не вижу, ну подарили мне папку МС, и как-то параллельно. Вот если бы там шкодовская символика была – другое дело. Я даже глядя на шкодовский шильдик на руле радуюсь. И МС у меня как-то прежде всего со Шкодой и ассоциируется, вы ж не сами по себе, а как дилер, поэтому для меня на первом месте Шкода, а потом уже МС.
Выводы и рекомендации по использованию и улучшению фирменного стиля компанииПрежде всего, есть очевидные выводы: унификация использования фирменного стиля по цвету. Если сине-белый – то сине-белый, потому что иначе логотип не воспринимается как принадлежащий именно этой компании.
В остальном, как мне кажется, ФС оптимален. Да, есть недостаток – отсутствие указания на профильную деятельность компании, которая вдобавок не отражена в аббревиатуре. Но учитывая то, что большинство клиентов привыкли к данному названию, менять его будет нецелесообразно. Можно только поиграть с расшифровкой, что мы и пытаемся делать, но пока подходящего варианта не было найдено. Раньше расшифровывали как «Мобильность и Сервис», но сейчас от этого отказались.
Сотрудники ощущают принадлежность к компании и охотно используют элементы фирменного стиля, и это главное. Можно расширить применение фирменного стиля и изготавливать больше «долгоиграющей» сувенирной продукции, вроде листочков для заметок, ручек, календарей и пр. Тогда у тех, кого Людмила Леонидовна упрекает в отсутствии чувства принадлежности к компании, стиль вызовет по меньшей мере привычку, а затем и принятие.
А для клиентов действительно это вторично, а первичен фирменный стиль бренда, будь это Skoda или Hyundai.
Рис.1. Флаг "Автоцентра МС" перед шоурумом SkodaРис.2. Баннер "Автоцентра МС" Рис.3. Вывеска-указатель перед сервисом "Автоцентра МС" Рис.4. Логотип с указанием профиля деятельности Рис.5. Логотип в сокращенном варианте, с прямоугольником и инверсией цветов Рис.6. Логотип с прямоугольником и инверсией цветов, в более темном варианте