Главная » Студентам » Лекции по фирменному стилю » Анализ фирменного стиля различных компаний » Анализ фирменного стиля. Осень 2007 » ОАО "СКБ-Банк"

ОАО "СКБ-Банк"

Фирменный стиль ОАО «СКБ-Банк».

Данные об организации:

СКБ-Банк был основан в ноябре 1993г. как коммерческий институт содействия коммерции и бизнесу (аббревиатура «СКБ-Банк» расшифровывается как банк содействия коммерции и бизнесу). За 17 лет своего существования Банк расширил свою сеть с одного до 81го офиса по всей России и завоевал доверие и успех как в бизнес-среде, так и в широких народных массах. Банк позиционируется как универсальное финансовое учреждение, открытое к сотрудничеству как для организаций, так и для частных клиентов: СКБ-банк предоставляет своим Клиентам равные возможности эффективного управления своими средствами и равно комфортные условия обслуживания, тщательно изучает потребности и возможности каждого Клиента, независимо от его статуса и местонахождения. СКБ-Банк предоставляет банковские услуги всего спектра, но их набор традиционен: в продуктовой линейке не найти абсолютно уникальных предложений. Такой подход к ассортиментному ряду (услуги в данном случае расцениваются как товар) обоснован позицией Банка, которая может быть сформулирована как «народный банк», то есть политика организации – клиентоориентированность и соответствие требованиям рыночной ситуации и желаниям клиентов, как действующих, так и потенциальных.    

 

Интервью с сотрудником банка (начальник управления маркетинга).

- Назовите, пожалуйста, наиболее важные для Вас элементы фирменного стиля Банка?

- Прежде всего, это логотип. По идее, он должен соотноситься у целевой аудитории с нашей организацией и вызывать устойчивые – разумеется – положительные ассоциации. Логотип Банка имеет смутную для меня лично историю: никто так и не дал мне вразумительного ответа на вопрос «откуда это взялось». Сказали только, что значит. По идее в логотипе участвуют две стилизованные рыбки, плывущие друг другу навстречу. Они символизируют встречные денежные потоки, что, в принципе, вполне удачно воплощает принцип клиентоориентированности и готовности Банка к диалогу. Если клиент не понимает, что логотип – это рыбки, он всё равно считывает смысл встречного движения, и на подсознательном уровне увязывает этот символ с  взаимовыгодностью отношений с СКБ-Банком. От себя могу добавить только то, что геометрическая форма этих рыбок отражает точность проводимость операций, а чистота линий – безупречную деловую репутацию. А это безумно важно для такого учреждения как банк: финансовые организации с подмоченной репутацией быстро идут ко дну, а нам такой сценарий не очень нужен))

- Как насчёт цветового решения? Фирменный цвет СКБ – тёмно-зелёный. Какой смысл, по-Вашему, несёт этот цвет? Почему он?

- Мне сложно дать объективный ответ: когда формировался фирменный стиль, меня здесь не было. Я считаю, что выбор цвета легко объяснить спецификой банковской деятельности: самый важный вопрос для банка – это вопрос доверия, а зелёный – цвет спокойствия, цвет, вызывающий доверие. То, что выбран достаточно тёмный оттенок, на мой взгляд, продиктовано стремлением придать стилю «веса» и сделать его серьёзным и сдержанным. Кроме того, для русского человека деньги почему-то до сих пор зелёного цвета, несмотря на то, что доллар теряет свои позиции))

В общем, я считаю выбор цвета удачным: он серьёзный, спокойный и в принципе, традиционный для финансовой сферы. Мы же не хотим никого шокировать. Правда, по рекламной кампании уходящего года такого не скажешь…)))

- Хорошо… А что Вы можете сказать о выборе шрифтов?

- Шрифт… кажется, Pragmatica. Или не Прагматика?.. Не суть, лаконичный шрифт, легко читаемый, без засечек, без нужды зацепляющих внимание. По-моему, неплохой выбор: затруднённое начертанием восприятие ухудшает запоминание целевой аудиторией, вызывает дискомфорт и в конце концов отталкивает от брэнда в целом. Кроме того, он такой.. широкий, то есть открытый, что опять же должно вызывать ассоциации с явлением открытости, что тоже нам на руку.

Официальный шрифт Банка – Arial, и меня лично он раздражает: я не всегда могу сосредоточиться на этих узких тоненьких буковках. Они друг на друга так и наползают, мешают воспринимать смысл, а не форму написанного. Но возможно, всё дело в личной неприязни к шрифту, такое бывает. По сути, Ариал – весьма распространённый шрифт в финансовой сфере, привычный даже. Если вы покажете мне бланк какого-нибудь банка, я сильно удивлюсь, скажем, Таймсу…

Вроде о всех шрифтах поговорили. Или забыли о каком-то?

- Вообще, да, забыли. На вашем сайте на многих страницах использованы других шрифты, а именно Tahoma и Verdana. Прокомментируете?

- Прокомментирую, конечно…На мой взгляд, такое положение дел – неправильное… должно же быть стилевое единство. Надо будет поднять этот вопрос…

- Удачи Вам в этом деле. Вопрос напоследок. Охарактеризуйте в одном предложении взаимоотношения брэнда «СКБ-Банк» и фирменного стиля организации?

- По-моему, в целом фирменный стиль соответствует и концепции брэнда, и позиционированию Банка на рынке. Есть, конечно, недоработки, но пи большом желании всё можно скорректировать до идеального соотношения.

  

Интервью с клиентом Банка (Александра, 21 год).

- Вы можете сейчас вспомнить, как выглядит рекламная продукция СКБ-Банка?

- Там много зелёного цвета и такие нарисованные бабки.

- Здорово. А логотип банка припомнить можете?

- Кажется, он тоже зелёный. На нём что-то непонятное… у меня только ассоциация с черепахой Тортиллой появляется.. ничего другого сказать не могу. Вообще, до того, как я стала клиентом СКБ-Банка, я вообще не видела отличия между вывесками СКБ и Сбербанка. Нет какой-то чёткой привязки этой компании к какому-то зрительному образу.

(показываю пустой фирменный бланк и визитку клиент-менеджера)

- Какие у Вас чувства вызывает созерцание этого документа?

- Если честно, никаких особенных чувств не вызывает. Бланк как бланк, заметно, что финансовой организации: строго, ничего лишнего, ничего человеческого, геометрия сплошная. Ну так, наверное, и должно быть: не ночной клуб и не фитнесс-центр.

- Как думаете, цвет соответствует имиджу Банка?

- Вполне, он такой тяжеловатый, но деловой, собранный какой-то..

- Как бы Вы одним предложением охарактеризовали стиль Банка, не принимая в расчёт рекламные образы?

- Обычный, по-моему, стиль оформления для серьёзной организации. Но, повторюсь, никаких чётких ассоциаций с ним не возникает, и связи с СКБ-Банком тоже нет.

 

Анализ фирменного стиля.

Главными составляющими фирменного стиля СКБ-Банка я считаю логотип (как способ выражения идеи брэнда) и шрифты.

  1. анализ логотипа

Логотип СКБ-Банка создан из сложных геометрических фигур, он асимметричен и «тяжеловат».

Геометричность формы и чистота линий соответствует характеристикам брэнда, транслирующего такие ценности как точность, чистота сделок и деловая репутация. «Тяжесть» знака также оправдана спецификой организации, она передаёт взвешенность политики и надёжность этого финансового учреждения.

Семантика образа, использованного для логотипа, не вполне понятна без вдумчивого всматривания в предмет обсуждения: пока мне не сказали, что это рыбки, я считала знак чистой абстракцией, символизирующей какое-то встречное движение, что соответствует цели организации – а именно передать смысл диалога между клиентом и банком. Несмотря на трудности с идентификацией изначального образа, смысл считывается достаточно просто, а это хороший показатель.

Асимметрия знака также передаёт семантику движения, что не противоречит позиционированию: банк стремится идти в ногу со временем и соответствовать рыночной ситуации, то есть быть мобильным и современным. Таким образом, можно говорить о достаточно прочной связи логотипа с идеей брэнда, а такая целостность есть необходимое условие для эффективности этого элемента фирменного стиля.

Шрифт, использованный в логотипе банка – действительно Pragmatica, правда, слегка «растянутая». Думаю, то, что шрифт «широкий» передаёт смысл феномена открытости организации, прозрачности и, следовательно, доверия со стороны клиента.

Фирменный цвет (он же цвет лого), на мой взгляд, весьма удачен, поскольку обладает значениями спокойствия, уравновешенности и в конечном итоге вызывает чувство доверия. Как правильно заметила начальник управления маркетинга, тёмный холодный оттенок целесообразно утяжеляет: так передаётся идея стабильности, принадлежности к деловому миру с его сдержанностью, формализованностью и порядком, необходимым для финансовой компании.    

  1. анализ шрифта

В этом пункте анализу будут подвергнуты шрифты, используемые в рекламной продукции и официальный шрифт.

В рекламной продукции используются моноширинные шрифты Tahoma и Verdana. Они простые, без лишних элементов и засечек, затрудняющих восприятие. Оба шрифта выигрышны для финансовой организации, поскольку делают её «ближе к народу», упрощают задачу восприятия достаточно сложной для понимания информации. Плохо одно: шрифт должен быть один, соответственно, необходимо остановиться либо на Tahoma, либо на Verdana: их сочетание на одной странице создаёт чувство диссонанса, разобщённости стиля, которой быть не должно.

Что касается официального шрифта (Arial), то с ним ситуация неоднозначная: с одной стороны, это привычный для делового мира шрифт, с другой – он действительно затрудняет восприятие, несмотря на то, что не перегружен лишними элементами: в нём не хватает воздуха. Но если предположить, что деловому миру воздух не сильно нужен, всё в порядке. 

.