Анализ фирменного стиля компьютерного центра «POLARIS»
Описание организации
Федеральная сеть компьютерных центров POLARIS является одной из крупнейших в России. Основана в 1998 году, вышла в лидеры розничного компьютерного рынка к авгу-сту 2003-го. В 2003 году группа компаний НТ Компьютер приобрела две розничные ком-пьютерные сети: сеть магазинов «Компьютерный мир», ранее принадлежавшую крупней-шему игроку Южного федерального округа компании «Технополис», и одну из лидирую-щих розничных сетей Москвы «Техмаркет Компьютерс». Обе эти сети вошли в объеди-ненную розничную сеть POLARIS. Это позволило расширить круг клиентов, приобрести дополнительные каналы сбыта, включая доступ на корпоративный рынок.
На сегодняшний день сеть POLARIS - это мощная структура, насчитывающая более пятидесяти магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Белгороде, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Липецке, Люберцах, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Серпухове, г. Тайга (Кемеровская область), Тольятти. Приоритетным направлением для сети являются розничные продажи, они составляют на сегодняшний день 99% от общего объема продаж. В Екатеринбурге открыто два компьютерных центра Полярис, на Ленина 99 и Челюскинцев 21.
Стоит отметить, что фирменный стиль компьютерного центра един для всех магазинов сети Полярис в каждом городе, т.е. одежда продавцов-консультантов, прайс-каталоги, оформление магазина внутри и снаружи и т.д. Анализ ФС проводится на базе магазина по адресу Ленина 99.
Носители фирменного стиля, выбранные для анализа:
1. Сайт компании
2. Каталог компании (раньше это был просто прайс-лист, недавно его переделали в более подробный каталог, на каждой странице которого присутствует логотип компании справа внизу)
3. Фирменная одежда продавцов-косультантов (они же менеджеры)
4. Фирменная одежда промоутера с конкретной рекламной акции Intel
5. Бэйдж продавца-консультанта (менеджера)
6. Вывеска на фасаде здания
7. Штендер у входа в магазин
8. Лефлет с одним сгибом о дополнительных услугах (нововведения компании)
9. Надверный указатель «на себя»
10. Вывеска при входе в магазин с указанием режима работы.
Анализ фирменного стиля
Респонденты для опроса: менеджеры торгового зала, продавцы-консультанты, клиенты различных возрастных групп.
Вопросы для сотрудников
1. Что означает логотип вашей компании?
2. Какие эмоции вызывает у вас фирменный стиль магазина?
3. Комфортно ли вам работать в предложенной одежде с символикой Полярис?
4. Чем вам нравится/не нравится фирменный стиль вашего магазина?
5. Что бы вы изменили в существующем фирменном стиле?
6. Как вы считаете, подходит ли существующий стиль компьютерному центру?
7. Какой образ зашифрован в логотипе компании?
Результаты опроса сотрудников
Логотип компании представляет собой слово POLARIS, написанное заглавными бук-вами, буквы темно-синего цвета, буква А выделена голубым цветом, над ней проведена дуга бордового цвета, над которой в свою очередь изображена звезда, тоже голубого цве-та. По данным ответов менеджеров торгового зала, логотип компании означает следую-щее. Полярис - это звезда, которая собственно и присутствует в фирменном логотипе, звезд на небе много, но такая как Полярис - одна. Этим подчеркивается индивидуальность бренда. Также звезды на небе всегда являются проводником, то есть помогают найти до-рогу, правильный путь, так и компьютерный центр помогает определиться с выбором того или иного продукта, найти верное решение. Так же эта звезда выполняет роль ударения (на мой взгляд).
У самих сотрудников ФС вызывает положительные эмоции, им приятно и комфортно работать в торговом зале с таким цветовым решением (синий, голубой, бордовый). Так же недавняя смена имиджа сотрудников (сменились рубашки, на нагрудном кармане которых есть надпись названия магазина, появились галстуки бордового цвета также с многократ-ным повторением логотипа на них) тоже оценивается ими положительно, так как их вид стал респектабельнее, представительнее. ФС сотрудникам нравится, прежде всего, цвето-вым исполнением, сменой имиджа (фирменной одежды), оформлением торгового зала. Нет таких элементов, которые сотрудники хотели бы изменить. По мнению менеджеров, данный фирменный стиль полностью подходит к компьютерному центру. Тем более удобно то, что этот ФС объединяет все центры Полярис в России, таким образом, даже иногородние могут с легкостью узнать этот магазин и зайти в него за каким-либо товаром, так как они уже с ним знакомы, доверяют; стиль обслуживания также един для всех мага-зинов, начиная с момента входа клиента в торговый зал и заканчивая выдачей товара в приемном окне.
Вопросы для клиентов
1. Нравится ли вам фирменный стиль магазина?
2. Что бы вы изменили в нем?
3. Какое впечатление производит на вас фирменный стиль компании?
4. Сыграл ли для вас какую-нибудь роль фирменный стиль магазина для выбора мес-та покупки?
5. Насколько соответствует существующий фирменный стиль магазину и его сотруд-никам?
6. Нравится ли вам фирменный цвет и логотип?
7. Какие ассоциации возникают у вас при виде элементов фирменного стиля компа-нии?
Результаты опроса клиентов
Респонденты-потребители отмечают, что им по душе ФС и оформление магазина, единственное, что бы они в нем изменили - убрать заставку с мониторов и ноутбуков, представленных в торговом зале, на заставке постоянно крутится рекламное сообщение о какой-то акции магазина, от нее у покупателей рябит в глазах. Хотя с другой стороны, это кажется им удобным способом передачи информации, но эту же самую информацию мо-жет рассказать и менеджер торгового зала.
ФС производит сугубо положительное впечатление, выделяется среди других магази-нов, покупателям также нравится и цветовое решение, так как использованы яркие, дина-мичные и, самое главное, не назойливые цвета, приятные для глаза, и новый имидж про-давцов-консультантов, так они стали выглядеть представительнее, респектабельнее, осо-бенно если поверх рубашек одевают пиджаки. ФС магазина играет роль при выборе ком-пьютерного центра, так как он узнаваем. Люди, ранее делавшие покупки в магазине на Челюскинцев, с уверенностью заходят в магазин на Ленина, ожидая, что там будет точно такое же хорошее обслуживание и качественная техника.
Фирменный стиль, по мнению клиентов, вполне соответствует данному компьютерно-му центру, он гармоничный и не слишком броский. Он представляет компьютерный центр как яркую динамично развивающуюся компанию. С одной стороны, все выполнено в дос-таточно строгом стиле, нет кричащих элементов, с другой стороны, возникает позитивный образ о магазине. Как уже было сказано, логотип узнаваем, ведь в нем присутствует на-звание, а не просто какой-либо символ или знак. Но не один из посетителей не смог объ-яснить, что значок над буквой А обозначает именно звезду, лично я как клиент тоже нико-гда не задумывалась над значением этого символа, хотя когда менеджеры объяснили мне его суть, я вспомнила, что действительно есть такая полярная звезда.
Вывод
Существующий ФС компьютерного центра Полярис одинаково нравится как клиен-там, так и сотрудникам. Он формирует у них одинаковые ассоциации о компании.
ФС отражает суть деятельности компании, но не всем эта суть понятна с первого взгляда на логотип, мне кажется это недостатком, возможное решение для его устранения - на сайте компании представить миссию или хотя бы один абзац уделить расшифровке образа, заложенного в логотипе, так же эту информацию можно разместить и на террито-рии торгового.
ФС прослеживается на очень многих носителях, начиная от входной зоны и заканчи-вая кассой. При входе клиент видит логотип штендере у входа, на вывеске, на дверных указателях «на себя» и «от себя», на вывеске с режимом работы; затем на одежде менед-жеров и ихбэйджах, на каталогах и буклетах, которые распространены по всему торгово-му залу в специальных стойках, на экранах мониторов и ноутбуков, даже на лотке для де-нег на кассе тоже находится логотип компании и какая-либо информация. Кроме того, торговый зал оформлен с учетом фирменных цветов. Таким образом, находясь в магазине, клиент постоянно видит эти носители и помнит, что находится именно в этом компьютер-ном центре, анне в каком-то другом.
Что касается недостатка, отмеченного клиентами о рябящих в глазах многочисленных заставках на экранах мониторов и ноутбуков, то, на мой взгляд, это проблему можно ре-шить предельно просто: включать эту заставку не на каждом экране, а через один или два. Таким образом, можно убить сразу два зайца: не перестанут подаваться рекламные сооб-щения о проводимых акциях или новинках, то есть информация дойдет до потребителя, и реклама не будет выглядеть слишком назойливо и мешать потребителям делать свой вы-бор.
Кроме последнего изменения в ФС я бы ничего менять не стала, мне самой он нравит-ся, я считаю, что ФС продуман грамотно, основательно и до мелочей (например, в ката-логе на обложке идет перечисления услуг компании, он выполнен в стиле вертикального списка, каждую из услуг сопровождает звезда бордового цвета, эта же звезда, только го-лубого цвета, присутствует в логотипе), он действительно присутствует на многих носи-телях, что позволяет сделать Полярис узнаваемым компьютерным центром.