Компания Сотовая Связь МОТИВ (ООО "Екатеринбург - 2000") - оператор сотовой связи.
Предоставляет услуги сотовой радиотелефонной связи на территории Свердловской области в двух стандартах: с 1996 г. по настоящее время - стандарта AMPS/D-AMPS - 800; с 2002 г. по настоящее время - стандарта GSM-1800.
Приоритетом компании является высокий уровень качества связи и обслуживания абонентов. Сотовая Связь МОТИВ стремится предоставлять услуги связи на высоком уровне качества с максимально широкими возможностями для абонентов. В основе этого лежит постоянное расширение технологических возможностей. Компания стремится быть лидером:
· в предоставлении высококачественного обслуживания, удовлетворяющего потребности и ожидания клиентов;
· по введению широкого спектра новых услуг с минимальным временем выхода на рынок и отвечающим потребностям клиентов.
Компания уделяет особое внимание качеству внедрения, поддержки и улучшения дополнительных (неголосовых) услуг для различных сегментов рынка.
Носители форменного стиля
Для анализа мною были выбраны такие носители, как визитная карточка сотрудника, рекламный щит (пример наружной рекламы) и ручка (сувенирная продукция).
Мною были опрошены специалисты отдела маркетинга и рекламы и технического отдела компании «Мотив» и два абонента, пользующихся услугами оператора сотовой связи «Мотив».
Специалист технического отдела, Елена Кубасова: «Фирменный стиль компании призывает к созданию оранжевого настроения, к активному общению. Оранжевый фирменный цвет – жизнеутверждающий, который способен превратить скучный и серый день в праздничный и яркий. А три стрелы, летящие в одну цель – для целеустремленных людей».
Ведущий специалист отдела маркетинга, Александр Веселов: «Мы хотим, чтобы наши абоненты ассоциировали нашу компанию с позитивными моментами в жизни. Краски, кляксы, брызги – яркие проявления порывов радости. В фирменном стиле мы заложили идею обновления – это свежесть, бодрость. Да и любой носитель рекламы увидишь – сразу настроение поднимается».
После опроса работников компании меня очень взволновал вопрос, касающийся фирменных цветов и значения логотипа, а именно архетипа стрелы. Но, к сожалению, даже специалисты отдела маркетинга не смогли ответить на мои вопросы, честно сказав, что они не знают, что означают стрелы в логотипе и почему основной цвет оранжевый. Мне стало интересно, и я решила разобраться с этим сама. Но о цвете и трех стрелах чуть позже.
Что касается абонентов, то и у них ответы были разными. По их словам, проезжая в транспорте мимо наружной рекламы компании «Мотив», ее невозможно не заметить, так как яркий оранжевый цвет бросается в глаза и выделяется на фоне остальных. Яркие брызги и радостные лица на рекламных щитах настраивают на позитив. Еще абонентами было замечено, что три стрелы, летящие в одну цель в фирменном логотипе компании «Мотив», заряжают энергией.
После того, как я показала абонентам носители ФС, представленные мною выше в работе, я получила вот такие ответы:
- по визитке
Татьяна: «Белый фон – неяркий. Логотип напоминает снежинку. Трудно разобрать, что это три стрелы. Ну, в принципе, визитка хорошо смотрится».
Анна: «Визитка оформлена плохо. Между логотипом и ФИО сотрудника слишком много места. И, вообще, на ней много текста. Дизайн какой-то неяркий».
- по ручке
Татьяна: «Сразу видно, что это фирменная ручка. Оранжевая, яркая, выделяется среди остальных».
Анна: «Хороший дизайн ручки, но простой. Текст «Екатеринбургская сотовая связь» на оранжевом фоне слишком мелкий».
- по рекламному щиту
Татьяна: «Мне нравится. Этот ребенок вызывает радость, улыбку, вдохновение. Добрая такая реклама».
Анна: «Неплохо. Но ребенок слишком много места занимает, а название самой компании где-то там внизу в оранжевой краске. Слишком много ее. Лично я не сразу заметила название «Мотив».
Анализ полученной информации
Очень удивило, что работники компании не знают, в чем смысл логотипа компании и почему именно оранжевый цвет. Но сотрудники понимают, в чем заключается деятельность компании. Они предлагают настроиться своим клиентам на позитив, быть активными, решительными и бодрыми. А клиентом может быть кто угодно: и дети, и взрослые.
Очень понравился ответ абонента, который заметил, что логотип напоминает снежинку. Хорошее замечание. Когда я впервые увидела логотип компании «Мотив», я тоже сначала подумала, что это снежинка, пока со временем не пригляделась и не поняла, что это три стрелы, летящие в одну цель. Ответы абонентов значительно отличаются. У каждого свое видение.
Что касается меня, то я считаю, что визитка оформлена хорошо, не учитывая оформление текста по ГОСТу. То есть, дизайн хороший. По поводу ручки - согласна. В этом случае я бы сделала надпись «Екатеринбургская сотовая связь» более крупным шрифтом. Рекламный щит, считаю, выполнен хорошо.
Анализ названия, цвета и архетипа стрелы
В названии «Мотив» заложен глубокий смысловой оттенок. Прежде всего, что такое мотив? У всякого действия, которое мы предпринимаем есть определенный мотив. Что это такое? Мотив - это то, что движет нами в момент принятия решения. Мотив - это то, что побуждает нас к тому или иному действию. По Ожегову, мотив - это "побудительная причина, повод к какому-либо действию". Это нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Так вот для каждого участника взаимодействия мотивом общения служит другой человек, его партнер по общению.
Считается, что оранжевый цвет - один из самых благоприятных для психотерапевтического прогноза цветов. Это цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, цвет энергии и силы. Он оказывает благотворное действие на психику человека, снимая напряжение в конфликтах. С другой стороны, он вытесняет другие цвета. Можно даже сказать, что это «кричащий» цвет. По Максу Люшеру, если к чистому желтому добавляется возбуждающий красный и полученный цвет приближается к оранжевому, то основное значение желтого (раскрытие и установление контактов) повышается в сторону активной интенсивности. Благодаря красному, желтый становится полнее и весомее. Он выражает стихийное, сладострастно-радостное ощущение и переживание. Красный и желтый «понимают» друг друга как два «эксцентричных» цвета, они — пара «горячих коней», стремятся к «завоеваниям» новых территорий. Но желтый «безалабернее» красного, у него нет конкретной цели, кроме как постоянного движения. Его нельзя «удовлетворить», он готов бежать бесконечно от чего угодно и куда угодно. Поэтому Люшер связывает с ним понятие «холостого хода», иллюзорные надежды, вечно удаляющийся горизонт. Желтый придает красному экспансивность, а красный «направляет» желтый к реальным достижениям.
Оранжевый цвет символизирует развитие, направленность на успех, активность, действие, завоевание, наступление. Как самый кричащий он занимает господствующее положение в ряду других цветов либо благодаря своему позитивному преобладанию над ними, либо из-за негативного эффекта вытеснения других цветов (в зависимости от положения оранжевого цвета в контексте позитивного и негативного полюсов символического значения).
Теперь о стрелах. Стрела символизирует движение к цели, а в более общем случае - любые перемены или влияния. В нашем динамичном и перенасыщенном символикой мире стрелы - чуть ли не рекордсмен по численности среди прочих знаков. Стрелки указывают нам направления движения, предписывают и предостерегают, а иногда собираются в стаи и тогда в качестве сетевых графиков организуют работу учреждений, заводов и корпораций... Графически стрела представляет энергию, целенаправленный порядок и преодоление пространства. Приступим к систематизации архетипов направлений:
Слева направо = ось времени, переход от прошлого через настоящее к будущему, от задачи к результату, от обстоятельств к цели как желаемому будущему состоянию. Перспектива. Ось абсцисс в декартовской системе координат также идет в этом направлении. Вероятно, следование взглядом слева направо связано в нашем подсознании со стереотипом понимания, сборки смысла.
Сверху вниз = естественное направление движения тел под действием силы тяжести. Вверху шире кругозор, поэтому спуск вниз означает сужение кругозора. Движение вниз, обозначаемое соответствующей стрелкой, выражает переход от причины к следствию, от решения к исполнению.
Снизу вверх = повышение статуса, расширение кругозора.
Будучи взяты вместе, два последних направления образуют стрелку справа налево и вверх. Архетип её смысла состоит в реставрации, т.е. восстановлении начал. А также понимание хода событий по оставленным следам. Эта стрела могла бы выражать дух Шерлока Холмса или следопыта.
Стрела справа налево и вниз выражает самое ужасное - регресс, деградацию и распад, старение и смерть. Но не будем слишком сгущать краски. Разборка машины на запчасти для ремонта других машин также попадает в символику этой стрелы. Вспоминается сразу фраза героя из книги «Колыбельная» Чака Паланика – «конструктивная деструкция». Так вот это конструктивная деструкция - разрушение для подготовки нового созидания - позитивный смысл такого символа.
Теперь, связав значения оранжевого цвета и смысл логотипа, хочется сказать, что цвет и логотип очень друг другу подходят по смыслу, по своему смысловому посылу. Смысл этих трех стрел очень глубокий, но не каждый это поймет. Даже на сайте компании я не нашла ничего, что объясняло бы значение элементов фирменного стиля.
Рекомендации
Проведенная не так давно имиджевая кампания и обновление фирменного стиля заметно сказались как на абонентах компании «Мотив», так и абонентах других операторов сотовой связи. В основном все отзываются положительно. Но есть и негативные отзывы по поводу избытка кричащего цвета на носителях ФС. Некоторых обилие оранжевого цвета вызывает раздражение. Опираясь на мнение других, и, учитывая свой анализ, существенных рекомендаций предложить не могу, поскольку советовать нечего – итак все хорошо, за исключением одного. Есть, на мой взгляд, существенный недостаток. После проведения имиджевой кампании и изменения фирменного стиля, серый цвет исчез. Остались только оранжевый на фоне белого, либо белый на фоне оранжевого. Но не везде это обновление было произведено. Например, на входной группе главного офиса компании до сих пор одна из стрел серая. Сайт компании так же не модернизирован, хотя прошло уже больше 5 месяцев со дня обновления. Компании «Мотив» в этом случае я бы посоветовала оперативно действовать и срочно модернизировать абсолютно все носители фирменного стиля. Такая небрежность к срокам обновления фирменного цвета может ввести в заблуждение и повлиять на имидж самой компании.