Анализ фирменного стиля Уральского государственного университета им. А.М.Горького
1. Описание организации
УрГУ - это государственное учреждение высшего профессионального образования федерального подчинения. Его основными задачами являются:
2. Носители фирменного стиля
К таким элементам можно отнести сайт организации (http://www.usu.ru/), корпоративную газету - Уральский университет, выставочные стенды, зачетку, студенческий билет, удостоверение сотрудника, читательский билет.
Однако для анализа были выбраны: корпоративная газета, студенческий билет, удостоверение сотрудника и читательский билет. Такое решение обусловлено частотой использования этих предметов фирменного стиля.
Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению выбранных носителей. В первую очередь стоит отметить присутствие логотипа компании. Он представляет собой такой своеобразный домик: колонны в виде арки, внизу черта (основание) и сверху крыша. Равноудаленные друг от друга колонны, расположенные под одной крышей, отсылают к эпохе античности. Она, в свою очередь, ассоциируется с гармонией, выдержанностью. Такое качество университета как стабильность, фундаментальность заложено в нижнем элементе логотипа. Одним словом, графическое исполнение логотипа отражает миссию УрГУ.
Относительно корпоративных цветов можно говорить о преобладании синего (голубого): поскольку сайт, зачетки, студенческий билет и большинство номеров газеты выполнены в этом цвете. Исключением являются удостоверение сотрудника и читательский билет. Но, я думаю, этот «казус» был сделан исключительно из функциональных соображений (чтобы не путаться при оформлении документов). Однако, несмотря на отличительные черты последних носителей, они также имеют золотой логотип УрГУ. В самой простой интерпретации золотой означает роскошь, яркость, традиции, что в принципе может соответствовать позиционированию организации. Но не стоит относить золотой к корпоративным цветам УрГУ. Этот факт подтверждают данные, полученные в ходе опроса студентов и преподавателей вуза.
3. «Сотрудники и клиенты компании»
Как сотрудников, так и клиентов можно разделить на несколько типов. Начнем с сотрудников организации. В УрГУ их можно разделить на управленческий состав (ректорат), преподавательский состав и остальные сотрудники. Для выполнения анализа фирменного стиля был выбран преподавательский состав, поскольку именно этот тип сотрудников напрямую взаимодействует с клиентами организации. В свою очередь клиентов разделим на реальных (студентов) и потенциальных (абитуриентов).
Теперь необходимо выяснить, что значат выбранные носители для сотрудников и клиентов, и вообще идентифицируют ли они их с самой компанией. Для этого представителям преподавательского состава были заданы следующие вопросы:
Вопросы для студентов/абитуриентов включали в себя следующие параметры:
В итоге, опрос преподавательского и студенческого состава показал, что фирменными цветами УрГУ люди считают синий (голубой) и белый. При ответе на второй вопрос, респонденты называли не все элементы логотипа, забывая нижнюю черту. Что касается носителей, с которыми опрашиваемые сталкивались, то в их число попали: зачетки, студенческий билет, удостоверение сотрудника, сайт, выставочные стенды.
В качестве основного мотива при выборе места работы или учебы стал престиж и статус университета. Преподавательский состав выделил этот момент также в качестве одного из стимулов работы, но он оказался не на первом месте, в отличие от материальных стимулов.
4. Рекомендации
Прежде чем приступать к разработке рекомендаций, необходимо отметить, что как таковой фирменный стиль университета сложился стихийно. Корпоративные цвета никто не разрабатывал, не идентифицировал их значение с философией университета. По воле случая характеристики синего цвета хорошо подходят к стратегии УрГУ. Однако я уверена, что синий (голубой) цвет является фирменным цветом не только УрГУ, но и многих других вузов Екатеринбурга. Вот здесь и встает проблема «выделиться среди остальных». Координальное изменение корпоративного цвета университета не вариант, т.к. он уже прочно вошел в сознание и ассоциативные ряды сотрудников и студентов. Выходом из ситуации может быть введение дополнительного цвета, например золотого. Поскольку золотой по своему значению отражает такой элемент миссии УрГУ как обеспечение высокого качества обучения. Но мало принять решение о добавлении еще одного цвета, необходимо закреплять его в сознании сотрудников и студентов.
Следующая проблема, «всплывшая наружу» после проведенного опроса, связана с неточным воспроизведением составных частей логотипа. Парадоксальная ситуация получается: несмотря на высокую частоту столкновения с логотипом, люди не могут детально его воспроизвести. Видимо, необходимо усилить количество «столкновений». Для этого можно использовать логотип не только на документах, но и, к примеру, в аудиториях. Последние также можно выкрасить в фирменные цвета университета, что позволит решить и первую проблему.
Другой вариант выхода из этих ситуаций - использование сувенирной продукции: ручки с логотипом и фирменными цветами. К тому же ручки - это необходимый и полезный, с функциональной точки зрения, атрибут любого студента. Их кстати можно раздавать на выставках и ярмарках образования. Они будут прекрасно дополнять другой раздаточный материал, а в целом получится хороший синергетический эффект.
Не стоит забывать и то, что у вуза помимо логотипа есть еще гимн, герб и флаг, которые в принципе входят в состав элементов фирменного стиля. Однако об их существовании мало кто знает, поэтому в анализе они не были рассмотрены. Но при дальнейшем формировании фирменного стиля УрГУ их стоит учитывать.