Выбранная для анализа компания:
Издательский Дом ЮНИВЕР ПРЕСС
О компании:
Издательский дом Юнивер Пресс основан в 1998 году. Его первый проект - журнал «Современный дом и офис» на сегодняшний день признан самым популярным интерьерным журналом в Екатеринбурге. С 2006 года он шагнул за границы региона и стал успешным сетевым российским проектом. На условиях франшизы журнал издается в 13 городах России суммарным тиражом более 100 000 экз.
Вслед за журналом «Современный дом и офис» за эти годы в издательстве родилось еще несколько проектов: каталог «Весь Интерьер», модный журнал о дизайне и архитектуре «ЛеТабуре», журнал успешных покупок «Цена Вопроса» и другие.
Кроме издательской деятельности Юнивер Пресс выступил организатором и учредителем таких проектов, как ежегодный международный фестиваль архитектуры и дизайна «Евразийская Премия» и «Ежегодная Неделя высокой интерьерной моды в Екатеринбурге». Это мероприятия вызвали широкий общественный резонанс. Значение их трудно переоценить в профессиональной среде архитекторов, дизайнеров, декораторов, а также среди представителей интерьерного ритейла.
Выбранные мною носители фирменного стиля:
Подготовительный этап:
Изначально мне не хотелось ограничиваться в своем исследовании беседой с двумя-тремя людьми, ведь на благо Издательского дома трудится больше 50 сотрудников, и мне было интересно изучить их как «один большой организм». Я решила провести небольшое анкетирование. Всего было опрошено 27 человек. Отдельно хочу прокомментировать вопрос номер 6 - выяснение существования корпоративной культуры в Издательском доме. Во-первых, тема внутрифирменной культуры мне близка. А во-вторых, фирменный стиль - это, как известно, элемент корпоративной культуры. Мне кажется, выявление достоинств и недостатков фирменного стиля надо начинать с понимания уровня внутрифирменных отношений компании. Фирменный стиль же не только транслируется во внешнюю среду, но и является объединяющим фактором для членов коллектива.
Анкета для внутренней аудитории (сотрудников) компании:
Основная внешняя целевая аудитория Юнивер Пресс - это читатели журналов. Особенность здесь состоит в том, что, в первую очередь, они видят фирменный стиль не самого Издательского дома, а его продукции: журналов и каталогов. Они не бывают в офисе компании, они могут не заходить на сайт компании и не общаться с сотрудниками Издательского дома. Они просто хотят получать интересную им информацию. Поэтому я попросила описать впечатления от корпоративного сайта Юнивер Пресс представителя читательской аудитории и менеджера одного из рекламно-информационных сайтов, с которым сотрудничает Издательский дом.
С шеф-редактором Издательского дома я предпочла побеседовать лично.
Результаты:
Анкетирование
1. Известные элементы фирменного стиля Юнивер Пресс.
20 человек указали логотип издательского дома, 15 фирменные цвета. Дальше дело пошло сложнее: единицы назвали слоган, шрифт, бланк как носитель фирменного стиля.
2. Значение названия Издательского дома.
Большинство из опрошенных (10 человек) не знают значение слов «Юнивер Пресс». Многие отвечали на этот вопрос с пометкой «я догадываюсь...», «наверно...», «предполагаю...».
5 человек дали ответ: «Универсальная пресса».
4 человека сделали акцент на слове «Юнивер»: universum = Вселенная.
Еще были названы следующие ассоциации: необъятный, идеальный, современный, растущий, основной, юный, мировой, объединенный.
3. Идея логотипа Юнивер Пресс.
Больше всего мыслей я получила из ответов на этот вопрос. Подсчитывать голоса здесь я даже не представляю уместным, могу лишь перечислить некоторые полученные варианты: объединение /единство, стройность, счастье, гармония, уверенность, творчество, стиль, изобилие, письменность, партнерство /сотрудничество, вечное, доброе, разумное, серьезное, целеустремленность, современность, развитие, профессионализм.
4. Впечатления от корпоративного сайта.
16 человек отметили, что Издательский дом представляет себя через свой сайт как крупная, серьезная и солидная организация.
7 сделали упор на информативность портала.
3 человека обратили внимание на актуальность тематики изданий, которые предстают на этом сайте.
8 человек затруднились ответить.
3 респондента написали, что в первую очередь, «хромает» дизайн сайта, его исполнение как визуального канала коммуникации.
5. Нравится ли фирменный стиль /нет.
Да - 15 человек, нет - 7, затруднились дать четкий ответ - 2.
6. Есть ли корпоративная культура в организации /нет.
Да - 9 голосов, нет - 14, и да и нет (!) - 2, без ответа оставили это вопрос тоже 2.
7. Фирменные цвета Юнивер Пресс.
Синий - 27 ответов (все опрошенные), голубой - 15, белый - 13. Единицы дали ответы: ультрамарин, бирюзовый, фиолетовый, морской волны.
Беседа с представителями внешней целевой аудитории
Сильной разницы во мнениях я не наблюдала.
Основное меню простое и содержит стандартные пункты, но это только плюс для корпоративного сайта. Очень хорошо проработана схема региональных партнеров. Легко считывается фирменный синий цвет и раздражает оранжевый баннер справа). Недочет - большое количество рекламных баннеров, приходящихся на сравнительно небольшую площадь. При более вдумчивом рассмотрении сайта начинает нравиться навигация, т.к. присутствует вся необходимая информация. В целом наглядно и по-деловому.
Мнения разошлись по поводу главной страницы сайта. Читатель журнала «Современный дом и офис»: «Не сразу понятно, чей сайт, в виду изобилия логотипов проектов ИД» Менеджер рекламно-информационного портала: «Главная страница сайта информативна, и не перегружена. Приятно, что сразу можно понять, какие основные издания выпускает Юнивер Пресс».
Беседа с шеф-редактором Издательского дома
Шеф-редактор Юнивер Пресс - это один из основателей Издательского дома. То есть этот человек, грубо говоря, знает «правильные» ответы на те вопросы, которые я задавала в анкете всем остальным сотрудникам. Название Юнивер Пресс действительно происходит от universum (Вселенная). На логотипе ИД ибисы как символ благоденствия, благополучия. Символ парный - две птицы, что означает семейственность, комфорт, партнерство. Графическое исполнение почерпнуто из Египетской мифологии. Фирменные цвета - синий, белый, голубой. Они отражены в первую очередь в логотипе ИД
Выводы
Чего я хотела добиться своими вопросами - в первую очередь единства мнений. Если сами сотрудники не понимают свой фирменный стиль или корпоративную культуру, то что говорить уж о том, как поймет внешняя аудитория. Самое главное, что я поняла - у компании есть ресурсы, чтобы создать не просто грамотный, удобный фирменный стиль, не просто корпоративную культуру, но даже корпоративную религию (я в свое время, видимо, Йеспера Кунде перечитала). Жалко, что нет четкой программы реализации этих ресурсов. Когда я вижу такие компании, первая мысль, которая приходит мне в голову: «Ну это все надо делать!!!» Появляется желание активных действий какое-то.
Что касается непосредственно фирменного стиля. Во-первых, мне кажется, что не хватает самих носителей фирменного стиля. Например, сувенирной продукции, внутреннего оформления офиса, полиграфии и т.д.. Во-вторых, среди существующих носителей не хватает упорядоченности, опять же единства. Да, за 10 лет существования в ИД появилось много проектов, которые успешны на сегодняшний день. Но это не должно означать сложность или запутанность, это должно значить системность, комплексность подхода - к своей работе, к партнерам, друг к другу. Курс на universum!