Деятельность компании
Так уж случилось в моей жизни, что я работаю в РК «Луна 2000» специалистом по рекламе и PR и посему не вижу никаких препятствий, чтобы не проанализировать противоречивый фирменный стиль данной компании. Почему противоречивый? Потому что с одной стороны он как бы есть, а с другой его опять же, как бы и нет. Вы сможете сами оценить мои суждения, увидев макеты носителей. Признаюсь сразу, для анализа были выбраны те носители, в которых не надо искать десять отличий. Они более или менее похожи. Одинаково подобранный шрифт и те же цвета, которые мы по умолчанию утвердили с дизайнером и торжественно назвали фирменными цветами компании.РЦ «Луна 2000» основан в марте 2000 года. На май 2008 года в штате РЦ числится 380 сотрудников, валовая выручка составляет 120-130 млн. рублей в год. Основные услуги, являющиеся «локомотивом» - это услуги в сфере развлечений, спорта, общественного питания, временного проживания. Привлекательным для потребителя может являться разумное соотношение цены и качества, а также средоточие целого комплекса услуг в одном месте. Есть чёткое ориентирование на аудиторию класса «rich» и «middle-rich». Система прямых продаж не построена. По мнению топ-менеджмента РЦ, совокупная доля рынка РЦ «Луна2000» составляет 20%. Отсутствие упорядоченной и системной информации по конкурентам, средняя степень конкуренции. Рекламный бюджет: 200-300 тысяч рублей в месяц. Анализ эффективности рекламы: полевое анкетирование, структурный анализ выручки.
Структура РЦ «Луна 2000»
Боулинг |
Бильярд |
Ночной клуб «NEBO» |
Гостиница |
Конференц-зал (VIP-комната) |
БРК (европейская кухня, японская кухня, ассортимент алкоголя) |
РЦ «Айсберг» (ледовый каток, детская игровая площадка, холл) |
Непроизводственные площади: служебные помещения, крыша, парковка, площадка перед РЦ «Луна 2000» |
Теннисные корты |
Подробнее: - первый в городе профессиональный боулинг (1518,7кв.м., 16 игровых дорожек);
- бильярд (412,8 кв. м., 9 «русских» столов и 2 «пула»);
- единственный на сегодняшний день в городе клубный каток, который работает круглосуточно(1 483,6 кв. м.);
- ночной клуб, где можно организовать вечер в специально выбранном стиле. (437,4 кв.м.);
- теннисные корты;
- недавно открывшийся паб;
- зал игровых автоматов;
- гостиница (36 номеров, имеются одноместные и двухместные номера).
Элементы фирменного стиляВизитка: В качестве образца представлена визитная карта одного из подразделений РК «Луна 2000» - Гостиница. Как и основная визитка компании, данная карта выполнена в фирменных цветах: желтый (оттенки от светлого до оранжевого), черный, белый. На белом фоне черным шрифтом указаны услуги Гостиницы «Луна 2000» и адресный блок. Логотип компании расположен по середине в верхней части визитки. Чуть ниже, также по центру – название подразделения и по нижнему краю визитки – адресный блок, с характерными разделительными линиями.
http://img-fotki.yandex.ru/get/52/mperevyazko.0/0_d4b8_cdcae18d_L.jpg
Билборд: Данный билборд был установлен с 1 по 30 марта и посвящен восьмому Дню Рождения РК «Луна 2000». Всего по городу было размещено 5 щитов: пересечение Сибирский тракт/Базовый, Сибирский тракт 36, Куйбышева 102, Декабристов 75, Волгоградская 31/1. Концепция рекламных сообщений в рамках промо кампании по Дню рождению РК «Луна 2000» состояла в отходе от привычной подачи фирменного стиля комплекса. Что в последствии укрепилось и стало основой большинства макетов. Яркой деталью стало отсутствие логотипа РК «Луна 2000» и белого фона на билборде.
Билборд представляет собой текст оранжевого цвета на черном фоне с логотипом в белом цвете нового паба «The Moon pub», открытие которого состоялось на Дне Рождения РК «Луна 2000». Основной целью билборда являлось абстрагирование от привычного образа в целом уже устаревшего представления «Луны 2000» и позиционирование комплекса как возрождающегося с новыми предложениями для клиентов («The Moon pub»).
http://img-fotki.yandex.ru/get/51/mperevyazko.0/0_d4b0_bf7f5b3a_L.jpg
Фирменный лист бильярд: лист выполнен в формате А4 и представляет собой бланк зеленого цвета с логотипом бильярда РК «Луна 2000» в верхнем левом углу и изображением игрока в бильярд в нижнем правом углу. Данный лист используется непосредственно на территории бильярд-центра для информирования гостей комплекса о предстоящих мероприятиях и оформления итогов турниров.
http://img-fotki.yandex.ru/get/52/mperevyazko.0/0_d4bc_e4fe3559_L.jpg
Разворот «ЕГ»: Данный модуль был размещен на разворот в глянцевой газете «Yekaterinburg guide» и представляет собой обзорную публикацию с фотоотчетом по всему комплексу «Луна 2000». В данном модуле были представлены все основные направления деятельности компании. Макет выполнен на черном фоне в фирменных цветах РК «Луна 2000» (желтый, черный, белый). На макете присутствует логотип компании и адресный блок.
http://img-fotki.yandex.ru/get/52/mperevyazko.0/0_d4b9_744d368b_L.jpg
Пригласительный: Данное приглашение было посвящено Дню Рождению РК «Луна 2000». Макет выполнен все в тех же фирменных цветах компании, единственным довольно неожиданным стало добавление цвета фуксии. Единственным не совсем логичным объяснением такому явлению стало просто желание дизайнера поиграть цветом и сделать что-то непохожее на остальные макеты. Внешняя сторона представлена логотипом компании на черном фоне в розовой обводке. Внутренняя часть выполнена на белом фоне черным шрифтом с розовыми элементами и все тем же логотипом.
http://img-fotki.yandex.ru/get/52/mperevyazko.0/0_d4b4_11e3e900_L.jpg
Карта постоянного клиента: Фирменные цвета компании можно наблюдать и на пластиковой дисконтной карте постоянного клиента РК «Луна 2000». Если посмотреть на лицевую сторону карты, то мы увидим стандартное решение в оформлении карты. Черная полоса с названием карты желтым цветом по нижнему краю, логотип компании и номер карты. Фоном является изображение глаз девушки над поверхностью луны. На оборотной стороне на белом фоне черным шрифтом указан информационный блок.
http://img-fotki.yandex.ru/get/51/mperevyazko.0/0_d4b3_4d1f1211_L.jpg
Общие качества носителей фирменного стиля:Проанализировав носители фирменного стиля РК «Луна 2000» я лишний раз убедилась, что как такового стиля нет. Внешний вид, иногда даже цветовая гамма макета напрямую зависят от настроения дизайнера и рекламщика. Захотели добавить розовый – добавили, захотели зеленый - пожалуйста! Таким образом, получается дикий сумбур в восприятии компании потребителем. Единственное, что спасает ситуацию это неизменный логотип РК «Луна 2000». От него, собственно говоря, и пляшут. И началась такая пляска совсем недавно, только в начале марта. Вот тогда и появился более или менее стабильный шрифт, стандарт оформления визиток и даже бланков (чего, о ужас, раньше не было). Сейчас можно сказать, есть утвержденный только двумя пресловутыми людьми (рекламщик и дизайнер) шрифт. Большинство макетов выполнены в черном, белом и желтых цветах с различными вариациями.
Такое положение дел, на мой взгляд, недопустимо. Необходимо все-таки создать минимальный брендбук, сделать нормальный сайт, который бы отвечал фирменному стилю компании (и очень рада, так как сейчас новый дизайн сайта находится в разработке и первые макеты показались очень даже ничего).
Неплохим решением мне кажется создание корпоративного героя. Такой герой есть только у части РК «Луна 2000» - «Айсберга» - мамонтенок. А у самой Луны нет. Думаю, что из логотипа получился бы очень милый герой.
Несмотря на то, что РК «Луна 2000» - это огромный комплекс с разными направлениями все же они должны быть объединены одним фирменным стилем, восприниматься как единое целое и не противоречить друг другу. И, то, что компания идет к пониманию этого можно увидеть по последним макетам, которые собственно, и представлены в данном анализе фирменного стиля.
Опрос среди сотрудников:Опрос проводился среди административных сотрудников компании, которые непосредственно в своей ежедневной деятельности сталкиваются с носителями фирменного стиля: начальник отдела развития РК «Луна 2000», директор барно-ресторанного комплекса, директор катка «Айсберг», арт-директор ночного клуба.
Вопросы выглядели следующим образом:
По результатам опроса были сделаны следующие выводы:
В целом сотрудники идентифицируют себя с компанией. Отражают фирменный стиль и позиционирование РК «Луна 2000». Сотрудникам кажется привлекательным логотип (который уже существует 8 лет). По цветовой схеме тоже особых разногласий нет. Единственное пожелание – это добавить голубой цвет и в макетах периодически заменять черный фон на белый. А в связи с приближением лета сотрудники выразили пожелание видоизменять фирменный стиль в соответствии с сезоном, добавляя те или иные элементы и цветовые гаммы. Поскольку деятельность сотрудников административного состава компании связаны с большим потоком информации, деловых встреч и переговоров, то в своей повседневной работе они хотели бы пользоваться вещами с символикой РК «Луна 2000». Первое место по количеству голосов занял ежедневник, второе – ручка и третье – кружка, чтобы во время чаепития сотрудники могли чувствовать себя единым целым.
Опрос среди клиентов:Опрос проводился среди гостей РК «Луна 2000» в рамках маркетингового исследования в феврале 2008 года. Помимо вопросов касающихся качества обслуживания, ценообразования и предпочтении СМИ, исследование затрагивало и аспект фирменного стиля компании. Были заданы следующие вопросы:
По результатам опроса были сделаны следующие выводы:
Большинство гостей РК «Луна 2000» (67%) чувствуют себя комфортно и удовлетворены уровнем обслуживания, следовательно, образ желанных гостей уже сформирован среди целевой аудитории компании. В первую очередь, РК «Луна 2000» ассоциируется у гостей с комплексом выходного дня, где можно провести время большой компанией или семьей. По мнению респондентов, название и логотип компании вызывает ощущение отдаленности, неизведанности и на этом фоне привлекательности. Логотип компании соответствует представлению о ярком, желтом и интересном отдыхе далеко от дома.
Опрошенным был представлен макет из журнала «Екатеринбург Гайт», на котором ярко видны фирменные цвета компании. Именно сочетание лунного логотипа на черном фоне вызывает ощущение узнаваемости образа (природности), посему изначально формируется лояльность к фирменному стилю компании. Но опять же, в преддверии летнего сезона гости хотели бы видеть больше ярких насыщенных красок, создающих по истине позитивный летний настрой отдыха. Как и сотрудники компании, гости пришли к мнению, что голубой цвет был бы уместен в цветовой композиции макетов.
Сувенирная продукция востребована среди гостей развлекательного комплекса. Многие пожелали бы иметь на память значки или магниты на холодильник (что обусловлено формой логотипа).
Рекомендации.На мой взгляд, РК «Луна 2000» не следует даже в случае рестайлинга кардинально менять свой логотип. Приверженность уже знакомому образу компании позволяет сохранять лояльных клиентов. Но в то же время устарелость образа мешает завоевывать новые целевые аудитории. Судя по опросам гостей и сотрудников компании уже можно выделить пожелания в добавлении некоторых отличающихся от привычных элементов. Хотя, как можно в принципе говорить о фирменном стиле компании, если из него существует только логотип и принятые пару месяцев назад цвета и шрифты (и то, как я уже говорила, никем не утвержденные).
Таким образом, мои рекомендации сводятся к следующему: