АНАЛИЗ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ОАО «МРСК УРАЛА»
Организация: ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» («МРСК Урала»)
Описание организации: Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала и Волги" было создано в рамках реформирования российской энергетической системы 28 февраля 2005 года решением единственного учредителя (Распоряжение ОАО РАО "ЕЭС России" от 24 февраля 2005 года) и зарегистрировано в городе Екатеринбурге. А 14 августа 2007 года компания переименована в ОАО "МРСК Урала". Компания осуществляет управление распределительными сетевыми компаниями на территории 4 регионов: Курганская область (ОАО «Курганэнерго»), Пермский край (ОАО «Пермэнерго»), Свердловская область (ОАО «Свердловэнерго»), Челябинская область («Челябэнерго»).
Носители фирменного стиля, выбранные для анализа: логотип , фирменные цвета
Вопросы сотрудникам:
2. С чем (или кем) ассоциируется у вас организация? И почему?
Вопросы клиентам:
Я составила анкеты таким образом, чтобы выяснить:
А) Какие представления у сотрудников и клиентов возникают в отношении организации на основе её ФС и его носителей.
Б) Уровень понимания клиентами и сотрудниками предназначения организации, её целей, и их предназначение в компании
В) Отношение к организации клиентов и сотрудников (через ФС и ассоциации)
Г) Представления клиентов и сотрудников об организации, их сходства и различия
В опросе принимали участие 3 респондента, с каждой стороны. С клиентами ситуация обстояла сложнее, поэтому были опрошены люди, которые имели какой-либо отношение к этой организации (например, партнеры) и обладали информацией о её деятельности.
Результаты опроса сотрудников:
Опрос сотрудников ОАО «МРСК Урала» показал, что сотрудники имеют четкое представление о деятельности своей организации, о её сфере и продукции (как это и должно быть). При описании отрасли прозвучали такие слова, как энергетика, энергия, сетевые компании, генерирование.
Я попыталась понять, как воспринимают компанию сотрудники, поэтому использовала прием «ассоциаций». Результаты были разные, например, МРСК Урала - это космический корабль (из-за сочетания синего и серебряного цветов), взлетающий ввысь; большая рыба (кит) (опять же из-за цвета - синий) мощная, сильная; были и ассоциации, что МРСК - это А.О. Бобров (генеральный директор) возглавляет компанию с момента создания и до сих пор (первое лицо компании).
Идею фирменного стиля опрошенные понимают в двух направлениях: идея мощи, власти, консерватизма; и идея развития, движения вперед. На вопрос «нравится ли вам фирменный стиль» все ответили, что нравится. Причина выбора - удачное цветовое решение. На вопрос «хотели бы вы что-то изменить в ФС», то респонденты (большая часть) не захотели ничего менять в ФС, их все устраивает. Это объясняется тем, что ФС им понятен. Но были предложения текстовую часть логотипа изменить - либо сократить, либо поменять написание. В итоге, сотрудники довольно-таки высоко оценили фирменный стиль - средний балл 8.2.
Вывод: сотрудники воспринимают свою компанию как мощную, стремящуюся, во главе которой уверенный человек. Цветовая гамма ФС это подчеркивает, тем самым ФС соответствует организации, её деятельности, по мнению сотрудников.
Результаты опроса клиентов:
В результате опроса, выяснилось, что клиенты, которые имеют очень посредственное отношение к её деятельности, обладают информацией только о цели её создания и о примерном спектре предлагаемых услуг. Также клиенты не устанавливали связи между логотипом организации и логотипами других (вышестоящих), хотя после того, как я им сообщала об этом и показывала другие образцы, они вспоминали, что видели. Часть респондентов имела представление о деятельности организации, о наличии ФС и символики. Но, как показал опрос, не все вспоминали логотипа, его начертание, а его идею и тем более. Некоторые опрошенные описывали компанию как энергетическая (не осознавая, какую деятельность конкретно она осуществляет). На вопрос «ассоциации» респонденты предложили варианты: летящая птица (ассоциации с небом - синий цвет + серый), молодой преуспевающий человек (компания сравнительно молодая и уже успешная).
Большинству клиентов ФС организации понравился, объясняли это удачным сочетанием цветов, использованием эмблемы. Респонденты говорили, что такие цвета наиболее соответствуют стилистике и направленности компании (большинство не знали о едином синем оттенке энергетической отрасли), позиционируют её как серьезную, опытную (несмотря на малый срок), успешную компанию. Некоторые респонденты высказали мнение по поводу эмблемы, вызвала вопросы по её идее. В целом ФС оценили на 7.4 балла.
Вывод: фирменный стиль формирует в сознании клиентов образ молодой, успешной компании в области энергетики. Не совсем понятен логотип и плохо запоминаем, как выяснилось. Хотя люди, занятые в области энергетики, его идентифицировали. В целом ФС создает очень позитивное отношение клиентов (лояльность) к организации.
Логотип состоит из текстовой части и знака (эмблемы) компании.
Логотип МРСК это переработанный логотип других вышестоящих организаций (РАО ЕЭС, ФСК ЕЭС) - все они представляют различные варианты с ореолом солнца.
Данный знак состоит, как мы видим, из геометрических фигур: ромба и круга. Это символизирует единение Урала с вышестоящими организациями.
Урал - ромб: взаимное сотрудничество, основа
Круг - вышестоящие организации: обтекание, сглаживание.
Скругленные углы ромба означают равновесие, доверие.
Цветовая гамма логотипа: в цветовой гамме фирменного стиля используется синий(эмблема), серый (текст). Возможны и варианты монохромного логотипа (чаще на сувенирной продукции).
Этот логотип размещается организацией:
Вывод: Что касается логотипа, то подавляющее большинство сотрудников компании помнят его начертание (ореол солнца, линии), но, увы, не все могут объяснить его значение, т. е. что он собой представляет (идея единения Урала и вышестоящих организаций). Суть, заложенная в эмблему, остается не познанной.
Клиенты объясняют логотип, а именно эмблему как солнце и провода, энергия солнца и прочее. То есть можно сказать о том, что основная идея логотипа также непонятна.
Фирменные цвета
Цветовая гамма является составным элементом фирменного стиля.
И зная особенности каждого цвета (колористика) организация может в сознании потребителя создать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.
Если говорить о фирменных цветах, то у «МРСК Урала» - это преимущественно сочетание насыщенного синего с серым (серебристым) на белом фоне (или сером).
Основной цвет - это синий. Цвет насыщенный, и вызывает такие ассоциативные ряды небо, чистота. И такие характеристики, как благородство, аристократичность, консерватизм. Чаще всего означает мышление. Такой цвет располагает к компании, вызывает доверие, лояльность. Это довольно-таки спокойный, холодный цвет.
Фоновый цвет - это белый. Чистота, легкость, беспристрастный цвет. Чаще всего используется для создания сочетаний (здесь сине-белое). По цветовому сочетанию - это одно из самых удачных сочетаний. Белый цвет здесь повышает интенсивность синего цвета.
Второстепенный цвет - это серый (серебристый). Транслирует такие характеристики, как безопасность, надежность. Придает и такие позитивные качества компании, как серьезность, интеллект, достоинство, практичность. Как и белый, не доминирует, а поддерживает другой оттенок (синий).
Вывод: исходя из цветовых характеристик фирменного стиля компании, «МРСК Урала» предстает перед нами, как серьезная, порядочная компания, которая внушает доверие. В ней работают люди умные, деловые, серьезные, располагающие к себе. В целом фирменная цветовая палитра компании соответствует её деятельности, отрасли (все компании сектора энергетики в своем ФС обязательно имеют оттенок синего цвета, т. е синий как цвет целой отрасли).
Данный фирменный стиль формирует хорошее, позитивное отношение к организации, указывает на сферу деятельности, отрасль. В целом ФС был оценен довольно высоко как сотрудниками, так и клиентами.
Такие характеристики как надежность, стремление, успех, серьезность, опыт выражаются в ФС (большая роль цветовой гаммы, удачное сочетание).
Но из рекомендаций можно сказать следующее: несмотря на удачное цветовое решение, логотип не всегда понятен (идея). Непонимание рождает ненужные смыслы, которых стоит избегать в позиционировании организации. А также может, имеет смысл сократить его (уменьшить текстовую часть).
В общем и целом, ФС организации продуманный, качественный; он работает на нее, помогает ей, формирует то позитивное отношение, которое необходимо самой компании.