Болонский процесс — это объединение более 50 стран (в том числе почти всех европейских), пытающихся создать единое образовательное пространство, которое могло бы конкурировать с североамериканским. Начало процессу положила Болонская декларация, первоначально подписанная 29 европейскими государствами (19 июня 1999 года). В соответствии с ней высшее образование должно иметь единую трехступенчатую структуру: бакалавриат-магистратура-докторат.
Целью Болонского процесса является гармонизация и сотрудничество национальных систем образования. По замыслу создателей внедрение Болонской системы приведет к повышению качества европейского образования. Для реализации поставленных целей между странами участниками взят курс на сближение стандартов, выработку механизмов оценки, контроля и сертификации качества образовательных услуг. Именно поэтому вводятся единые образовательные циклы (бакалавриат-магистратура-докторат) и единые, легко поддающиеся пересчету системы оценки (система академических кредитов).
Болонская декларация содержит семь ключевых положений:
Все вышеперечисленные меры должны привести к тому, что студенты стран-участниц смогут выбирать, в какой стране им получать образование, в каком ВУЗе, а в идеале – даже менять ВУЗ в процессе образования. Отличительная особенность Болонской системы – ориентированность на качественные показатели, в то время как российская высшая школа учитывает в основном количественные: продолжительность курса, нормированное содержание образования.
Однако не все согласны, что присоединение России к Болонскому процессу (в 2003 году) было правильным шагом. Множество авторитетных специалистов остаются противниками участия России в Болонском процессе. Так ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий считает, что магистратура в России подменит систему послевузовского образования, тогда как «именно в аспирантуре и докторантуре формируются ученые». «Исследования МГУ подтвердили: уровень образования в России в 2-6 раз выше, чем в каждом из 100 ведущих университетов мира», - привел статистические данные Садовничий. Он подчеркнул, что введение двухуровневой системы высшего образования – бакалавриата и магистратуры – погубит аспирантуру и докторантуру, которые являются национальным достоянием России.
Итак, рассмотрим возможные негативные последствия от внедрения единых европейских стандартов образования. Основной аргумент противников договора: внедрение двухуровневой системы приведет к разрушению традиционной советской модели, которая хорошо себя зарекомендовала. Советское образование, особенно техническое, действительно было одним из лучших в мире, но ситуация изменилась. К реалиям современного мира – быстро меняющегося и менее предсказуемого – Болонская система приспособлена лучше. В сегодняшнем мире люди должны быть готовы к тому, что им придется переучиваться несколько раз: даже в рамках одной профессии постоянно появляются технологические новинки, для освоения которых необходим навык обучаемости. Основное, чему должен научится студент и что не измеряется количеством лекционных часов, – это умение анализировать информацию, учиться формулировать мысли и отстаивать свои аргументы, уметь ставить задачу и проводить независимую исследовательскую работу. Заученные формулы и тексты не помогут, необходим навык поиска нужной информации.
В данной системе, магистратура — это специализированное образование для более зрелых людей, которые уже лучше знают, чего хотят. Для обретения этого знания полезно до поступления в магистратуру получить опыт работы, понять свои карьерные предпочтения и, возможно, поступить в магистратуру по другой специальности. Кроме того, внедрение платной магистратуры позволит более эффективно перераспределить бюджетные деньги, выделяемые на образование: взрослый человек способен инвестировать в собственное образование, поскольку он представляет себе, какие получит дивиденды (тем более, если разовьется система образовательного кредитования). А бюджетные деньги надо скорее тратить на бакалавриат: на стипендии, повышение мобильности студентов и преподавателей, поддержку исследований, субсидирование ставки процента по образовательному кредиту.
Другой аргумент противников Болонского процесса – российский рынок труда не готов бакалавров как людей с законченным высшим образованием. Да, возможно. Исследование, проведенное в 2008 году студентами факультета Связей с общественностью и рекламы УрГУ показало, что большая часть работодателей действительно считает пятилетнее образование более полным. Но процесс переориентации рынка уже начался: 24% опрошеных предпочли бы взять на работу именно бакалавра, а почти треть опрошенных считают, что бакалавры будут больше подготовлены к практической деятельности. Основной аргумент тех, кто согласен с необходимостью реформы, следующий: «любого специалиста предприятие все равно «затачивает» под себя», работодатели не уверены в квалификации вчерашних студентов, поэтому, придя на работу, молодой специалист все равно, так или иначе, проходит дополнительное обучение. Кроме того, в последние годы все большее количество студентов начинают работать уже с третьего курса. Это означает, что рынок труда достаточно быстро привыкнет к тому, что четырехлетнего высшего образования достаточно и нет смысла заставлять студента числиться в ВУЗе еще два года.
Третье, чего опасаются российские авторитетные специалисты, это возможная утечка мозгов и деградация российской науки и образования в случае реальной признаваемости российских дипломов в западных странах. Действительно, эта опасность существует. Но, возможно, присоединение к Болонскому процессу и станет тем стимулирующим фактором, который заставит государство, а потом и бизнес, вкладывать деньги в российскую науку и образование. Чтобы специалисты не уезжали, достаточно создать условия труда аналогичные западным. Это не только сохранит на родине ценные кадры, но и позволит привлечь иностранных студентов, что крайне важно в свете предстоящего в ближайшие годы резкого сокращения населения в студенческом возрасте.
Болонский процесс имеет обязательные, рекомендательные и факультативные параметры, в соответствии с которыми страны-участницы должны реформировать свои системы образования. Обязательные параметры: трехуровневая система образования, система перезачета академических кредитов (ECTS), академическая мобильность, европейское приложение к диплому, контроль качества высшего образования, создание единого европейского исследовательского пространства. Первый пункт этого положения уже был подробно рассмотрен, поэтому обратимся к системе академических кредитов: чем она грозит студентам?
Академический кредит – единица оценки труда студента. В семестре студент должен заработать 30 академических кредитов (60 – в год), в которые входят и аудиторные занятия, и семинары, и практики, и написания курсовых, эссе, стажировки, подготовки и сдачи экзаменов, таким образом, вся «трудовая деятельность» студента во время учебы учитывается. Кроме того, количество начисляемых за дисциплину кредитов не зависит от оценки (учитывается только положительная оценка). Для получения степени бакалавра необходимо заработать 180 (или 240) кредитов, для получения степени магистра – 300 кредитов.
Для выставления оценок рекомендуется использовать единую европейскую шестибалльную шкалу:
Так как оценку «отлично» могут получить лишь 10% учащихся, то среди студентов проходит своего рода соревнование за высокие оценки, причем, если опираться на практику зарубежных ВУЗов, студенты, учащиеся на «отлично» и «очень хорошо» (имеющие высокий рейтинг), получают по окончании ВУЗа предложения от ведущих работодателей.
Сегодня две трети европейских ВУЗов работают по этой программе, и переход на нее открывает студентам возможности обучения в зарубежных учебных заведениях. Эта система оценки облегчает признание сроков обучения за границей и дает большую степень свободы в определении индивидуальных курсов.
Относительно мобильности студентов, европейская система предлагает следующее: бесплатное обучение в рамках программы основного ВУЗа (т.е. того, в который поступал студент) в любом зарубежном ВУЗе, участнике программы. Обучение в течение семестра или учебного года ведется на английском или языке страны пребывания и засчитывается в основном ВУЗе без дополнительных сдач разницы. Все вышеперечисленное возможно только после согласования с деканатом. Таким образом, студенты получают возможность получить опыт проживания в другой стране, знакомятся с другими возможным методиками преподавания, заводят новых друзей и просто путешествуют. Поощряется в этой системе и получение совместных и двойных дипломов.
Также, обучаясь в ВУЗе в рамках Болонского процесса, специалист получает приложение к диплому установленного европейского образца, который дает полное описание предмета, уровня, контекста, содержания полученной подготовки. Приложение состоит из восьми разделов: информации о владельце диплома, полученной квалификации, уровне квалификации, содержании программы и ее результатах, информации о функциональном назначении квалификации, дополнительной информации, информации о национальной системе образования. Приложение к диплому дает основание студенту рассчитывать на работу по специальности без дополнительной подготовки в любой из стран-участниц . Приложение создано рабочей группой, включающей экспертов Европейской Комиссии, ЮНЕСКО и Совета Европы.
Болонский процесс – это попытка адаптироваться к изменяющимся требованиям времени, основным из которых является постоянное развитие. Отказавшись сейчас сделать этот шаг, российская система образования рискует стать неконкурентоспособной. Болонский процесс ставит перед собой серьезные цели, достижение которых выгодно для европейцев в целом, для каждой страны и для каждого студента в отдельностию
Полезная информация: