Главная » О департаменте » История факультета

История факультета


Отделение «Связи с общественностью» было открыто в 1998 году на  базе факультета журналистики. С 2000 года, согласно приказу ректора №11 от 30.11.2000 г., отделение стало  структурным подразделением экономического факультета и получило новое наименование - отделение связей с общественностью и рекламы.

Реальный уровень развития нового учебного подразделения  как в плане самостоятельности в вопросах организации учебного процесса, так и в его инфраструктурном обеспечении, самодостаточности в экономическом отношении, а также с учетом  нарастающего спроса на специалистов данного  профиля  в перспективе дал основания  для  постановки вопроса перед ректоратом и Ученым советом университета о создании на его базе факультета связей с общественностью и рекламы. С 1 января 2006 года отделение преобразовано в факультет связей с общественностью и рекламы.

УрГУ стал первым на Урале государственным вузом, получившим лицензии на право образовательной деятельности по двум новым специальностям: 030602-Связи с общественностью и  032401-Реклама. Причинами открытия второй специальности стали не только ее смежный характер, стремление  избежать внутренней конкуренции и обеспечить университету лидирующие позиции на рынке образовательных услуг. Главным образом  учитывалась тенденция развития сферы деловых коммуникаций в западной и российской экономике, получившая отражение в образовательной политике зарубежных и отечественных вузов.

 

Еще на этапе открытия отделения в основу концепции учебного плана положена идея интегральной коммуникации, отражающая современный уровень профессиональной подготовки  специалистов данного профиля в мире и учитывающая реальную рыночную ситуацию в регионе. В частности, интегрированные маркетинговые коммуникации требуют слияния всех видов и средств коммуникации, используемых организацией, в единый управленческий комплекс, объединяющий службы маркетинга, рекламы, промоушн, связей с общественностью, внутренних коммуникаций и др. Концепция интегральной коммуникации  позволила еще на стадии создания отделения связей с общественностью обосновать перспективы его развития за счет открытия на его базе смежной специальности «Реклама».

Значимость  интеграционного подхода к проблеме подготовки специалистов по связям с общественностью и рекламе предопределена также региональной спецификой. Как  показали предыдущие периоды  выхода из кризисов, руководители предприятий  разных форм собственности и профиля деятельности, государственных учреждений, органов местного самоуправления  и др., испытывая острую потребность в таких специалистах, не торопятся разворачивать полноценные внутренние коммуникационные подразделения, а действуют по принципу «лучше меньше, да лучше». Поэтому и отдают предпочтение  качественной подготовке, основанной на универсализме знаний и навыков менеджеров коммуникаций. Одновременно такой подход к созданию новых специальностей продиктован и заботой о самих выпускниках, чья адаптация к реальной рыночной ситуации и профессиональное становление  еще долго будут проходить в неблагоприятных условиях.

Таким образом,  маркетинговая стратегия в рекламном и ПР-образовании в УрГУ  позволила с самого начала максимально учесть не только предписанный образовательными стандартами набор дисциплин, но и результаты изучения рынка. В качестве целей маркетинга на этом этапе выступали: изучение ареала обслуживания (в связи с чем в расчет принималась специфика Урало-Сибирского региона с его высоким промышленным, топливно-энергетическим потенциалом, динамично развивающимися внешнеэкономическими связями, возможностями  финансового и фондового рынков и др.), сегментация реальных и потенциальных партнеров отделения в плане целевой подготовки и профессиональной переподготовки кадров для соответствующих служб предприятий и организаций, а также разработка оптимальной  коммуникационной политики самого отделения.

 

Подготовка специалистов по обеим специальностям  проводится по очной и заочной формам обучения на базе среднего и высшего образования. 

Квалификация выпускника -  Специалист по связям с общественностью. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности при очной форме обучения - 5 лет, при заочной - 5,5 лет (на базе среднего образования), 3 года - на базе высшего образования.

Основные направления специализации: Организация отдела связей с общественностью в корпорациях, Коммуникационный менеджмент, Реклама и связи с общественностью в коммуникационном процессе, Связи с общественностью в государственной и общественной сфере.

Квалификация выпускника - Специалист по рекламе. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности при очной форме обучения - 5 лет, при заочной - 5,5 лет (на базе среднего образования), 3 года - на базе высшего образования.

Основные направления специализации: Менеджмент в рекламе, Маркетинг в рекламе, Копирайтинг, Дизайн в рекламе.               

Потребность в специалистах данного профиля нарастает пропорционально  укреплению рыночных отношений и возрастанию роли информационной среды. Состоявшаяся 28 июля 2003 года официальная государственная регистрация  специальности связи с общественностью открыла новые возможности для развития на Урале PR-образования. В частности, возможность включения в штатное расписание специалистов данного профиля позволяет работодателям не только реально осознавать потребность в таких кадрах, но и планировать их подготовку  на основе целевых договоров с вузами. Данное направление работы отделения выделяется как одно из приоритетных на предстоящий период.

Таким образом, обе профессии вышли на рынок труда. В 2001 году состоялся первый выпуск специалистов по связям с общественностью. Ими стали студенты, уже получившие первое высшее образование.  Всего за одиннадцать лет на факультете подготовлено более 500 дипломированных специалистов по рекламе и связям с общественностью, 66 из них получили дипломы с отличием.

 Программа подготовки по обеим специальностям основана на принципе многоуровневой подготовки, которая наряду с очной и заочной формами обучения  включает довузовскую и послевузовскую подготовку.

Программа довузовской подготовки реализуется посредством нескольких направлений. Первое - профессиональная ориентация школьников через общеуниверситетский летний лагерь успешного абитуриента, дни открытых дверей, общеуниверситетскую школу одаренных детей и традиционные контакты со школами. Кроме того, на протяжении всего периода работали  8-месячные и краткосрочные (2 недели, накануне вступительных испытаний) подготовительные курсы.

Послевузовская программа рассчитана  на профессиональную подготовку и переподготовку лиц, имеющих высшее образование и осваивающих новые профессии с целью лучшей адаптации к новым  рыночным условиям. Многолетний опыт факультета в данном направлении представлен как корпоративными образовательными программами, так и предназначенными разным аудиториям. Так, первыми слушателями 520-часовой программы по связям с общественностью стал персонал служб по связям с общественностью ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» - 1998-1999 гг., ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» - 2000 г., ОАО «Уралвагонзавод» - 2003-2004 гг. В 2005-2006 учебном году организована 10-месячная профессиональная переподготовка по обеим специальностям для жителей Екатеринбурга и близлежащих городов, сотрудников кафедры связей с общественностью Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (520 часов) и  курсы повышения квалификации - для молодых преподавателей кафедры связей с общественностью Сургутского и Нижневартовского госуниверситетов (76 часов).    

 Обучение специалистов по обеим специальностям на отделении осуществляется преимущественно с возмещением затрат, что позволило за семь лет создать крепкую материально-техническую базу.

Учебные занятия с 2000 года проводятся в учебном корпусе УрГУ по адресу: улица Чапаева, 16. Материально-техническая база (в которую вложены cредства самого отделения, в том числе на капитальный  и текущий ремонт) включает: помещение кафедры рекламы и связей с общественностью (к.105); помещение заочного отделения и дополнительного образования (к.104); три компьютерных класса (к. 208, 407, 415), один из которых cпециально оборудован для осуществления специализации по дизайну рекламы; 2 мультимедиа-аудитории (к.108 и 215); Центр современных rоммуникаций (к.102); методический кабинет (к.101), обеспеченный новейшей литературой по маркетингу, менеджменту, журналистике, психологии, cоциологии, связям с общественностью, рекламе и профессиональной периодикой (более 40 наименований); читальный зал (к.107); студию pвукозаписи (к.216); завершается реконструкция комнаты  109, выделенной под студию-продакшн.

В штатном расписании в настоящее время числится  35  человек. В их числе: штатных преподавателей - 17, совместителей - 6, докторов наук - 1, кандидатов наук - 12, старших преподавателей - 7, ассистентов - 4, обслуживающего персонала - 13 человек. Бюджетных ставок 2.

Восьмилетний период формирования и развития отделения, а ныне - факультета, доказал обоснованность выбранной стратегии. Ее последовательное  осуществление позволило за прошедший период развернуть деятельность учебного подразделения, в структуру которого входят:

выпускающая кафедра - интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга (заведующая кафедрой кандидат филологических наук, доцент Болышева С.А.), а также кафедра языков массовой коммуникации (заведующая кафедрой кандидат филологических наук, доцент Соболева Е.Г.);

Центр современных коммуникаций и лаборатория исследований рекламы и связей с общественностью (директор -  старший преподаватель Мозолин А.Г);

полиграфический комплекс;

отдел связей с общественностью (начальник отдела - Снедкова Е. В., ассистент);

отдел  рекламы (начальник отдела - Костицына А.В., ведущий инженер).

Управление и контроль образовательного процесса  с момента создания учебного подразделения осуществляет декан  факультета  Светлана Александровна Болышева, кандидат филологических наук, доцент.

В период обучения студенты проходят ознакомительную, производственную и преддипломную практику непосредственно в службах по связям с общественностью и рекламы предприятий и организаций, рекламных и ПР-агентствах, СМИ, корпораций и др. База практики факультета включает сотни адресов, среди которых приоритетными являются службы по связям с общественностью местных органов управления, государственных учреждений, предприятий промышленности, ВПК, топливно-энергетического комплекса, коммерческих структур, малого бизнеса, некоммерческого сектора и др.

 Нарастающая год от года потребность в  специалистах данного профиля позволяет многим студентам еще в период практики  закрепиться в качестве специалистов в разных структурах, что изначально сняло проблему трудоустройства выпускников. Мониторинг рынка труда и учет запросов на специалистов  из года в год подтверждает  предпочтения работодателей на выпускников Уральского государственного университета.