- Откровенно говоря, мечталось тогда не столько об отделении, сколько о создании условий для адаптации к новой информационной ситуации студентов-журналистов. Не зная броду, в поисках способов выживания, они бросились осваивать рынок и фактически стали превращаться в пресс-агентов, то есть писать на заказ, создавать рекламу для клиентов. Вы ведь хорошо теперь знаете, как появилась в западном обществе потребность в PR-специалистах и какое отношение журналистика имеет к этой новой профессии. Россия не стала исключением. Хотя и с опозданием на сто лет, но она полностью повторила путь других стран в освоении PR. В силу этого и настрой первоначальный был преимущественно на подготовку пресс-секретарей – родственной журналистике специальности.
Такой настрой отвечал и общей ситуации с PR в стране – востребованы были главным образом специалисты по налаживанию контактов со СМИ. Кроме того, в те годы мало кто и слышал о самом понятии «паблик рилейшнз».
Иная ситуация сегодня. Лавинообразный спрос на менеджеров в сфере общественных отношений даже в регионах уже подкрепляется представлением работодателей о конкретном перечне профессиональных качеств, которыми должны обладать наши выпускники.
Сегодня спрос не столько на пресс-секретарей, сколько на коммуникаторов-универсалов, способных действовать на разных направлениях: продуктивно работать со СМИ, формировать и продвигать имиджи, управлять внутренними отношениями в организации, заниматься брэндингом, проводить рекламные кампании и т.д. Так что однозначно ответить на вопрос о совпадении мечты и реальности, по-моему невозможно. Отделение всегда будет развиваться вместе с этой удивительной, загадочной и непредсказуемой сферой профессиональной деятельности.
- Неуверенности не испытывала, потому что к моменту открытия отделения на журфаке УрГУ за моими плечами был более чем восьмилетний опыт PR-деятельности в коммерческих и некоммерческих организациях, а также весьма серьезный багаж новых знаний, которыми обогатила непрерывная учеба на различных семинарах, международных и общероссийских конференциях, стажировках: в МГУ, МГИМО, Финансовой академии, Академии государственной службы при Президенте РФ, на курсах Госкомимущества, в еженедельнике «Экономика и жизнь» и т.д. Именно такая самоподготовка, изучение опыта других вузов и помогли учесть реальные возможности для развития PR-образования на Урале. Просто масштаб задачи определил уровень личной ответственности человека, которому поручили ее решить.
Можно ли было назвать этот шаг авантюрой? Так считала противники идеи открытия новой специальности, а они есть у всякого начинания. Главный судья в этом вопросе – время. Оцените теперь сами, кто оказался прав. Как всякое новое, рискованное начинание, открытие новой специальности в университете было рассчитано не на случайный успех, а с самого начала подкреплялось коллективной ответственностью за дело. К тому моменту в стране был уже принят государственный образовательный стандарт по связям с общественностью и десятки вузов получили лицензию на право образовательной деятельности по этой специальности. УрГУ не мог оставаться в стороне. Обсуждение учебного плана, рабочих программ курсов, состава преподавателей, привлечение абитуриентов, «раскрутка» специальности и многое другое постоянно находились и по-прежнему находятся в поле зрения и советов факультетов (сначала – журналистики, с 2000 года – и экономического), и Ученого Совета УрГУ, и ректората, и учебной части.
- Первой справедливо будет назвать учительницу русского языка и литературы в школе Марию Александровну Браташеву. Именно она еще в четвертом классе сумела рассмотреть во мне задатки будущего журналиста. В течение всего периода работы в прессе такими учителями всегда были герои моих материалов и сама Журналистика.
Начало пути в науку совпало с открытием Учителя, под воздействием которого выстроилась линия судьбы, навсегда связавшая с нашей alma mater – Уральским государственным университетом имени А.М. Горького. Это Любовь Ивановна Копяк, научный руководитель моего диплома, а впоследствии и кандидатской диссертации. Своими наставниками на ниве связей с общественностью считаю господина Блэка, короткое общение с которым в апреле 1992 года круто изменило мою жизнь, и профессора МГИМО Александра Юрьевича Борисова, одного из основателей в нашей стране связей с общественностью как сферы образования, профессиональной деятельности и социального института, первого Президента РАСО. Главный урок, вынесенный из общения с этими профессионалами, я стараюсь передавать как духовное наставление своим коллегам по отделению: моральное право учить науке и искусству управления общественными отношениями имеет лишь тот, кто сам непрерывно занимается этой профессиональной деятельностью. Второе поколение преподавателей кафедры, наши играющие тренеры — недавние выпускники отделения.
- В чем-то – очень похожи. Скажем, сбежать с лекции, «поприкалываться» вопросами не по теме семинара, чтобы потянуть время, или переложить собственную неорганизованность на компьютер (вы только подумайте — целые курсовые и дипломы как раз накануне сдачи работы растворяются в его ненасытной утробе!) — в этом, наверное, все студенты одинаковы. Но вы и непохожи. Например, общим уровнем подготовки, позволяющим самостоятельно принимать решения и уверенно отвечать на вызовы времени. Очень радуют студенты, которые учатся сразу не двух факультетах, изучают второй иностранный, без отрыва от учебы на очном отделении работают в очень серьезных компаниях, фирмах, заводят собственное дело.
- Я бы не противопоставляла эти занятия. В основе учебы студента и преподавательской деятельности — труд человека, требующий огромных усилий, напряжения интеллектуального, физического, психологического.
- Я позаимствовала его из крылатых латинских выражений: «Docendo discimus – уча мы сами учимся».
- Сбылась, хотя и весьма своеобразно. Я мечтала получить образование в главном университете страны — Московском государственном имени Ломоносова, но в 1968 году не прошла на журфак по конкурсу — 24 человека на место! Зато в 1983-м защитила кандидатскую диссертацию на факультете журналистики МГУ.
- С первых лет становления у нас связей с общественностью остро переживаю вынужденное положение России – быть «догоняющей» страной и в этой области теории и практики. Отсюда многие наши потери, издержки перехода к новому общественному устройству. Вот почему как наш общий успех пережила прорыв на международный рынок первых представителей больших российских PR-домов Алексей Ситников, затем Вероника Моисеева. Кто следующий?.. Не слишком ли дерзкая мечта — увидеть в этом ряду наших выпускников? Уверена, что нет! Такая задача в свете присоединения России к Болонскому процессу представляется мне вполне реальной. Напутствует же наших студентов из крупнейшей в мире консалтинговой компаний «Деллойтт энд Туш» Денис Соркин! А в этом году на годичную учебу в Германию, в один из старейших университетов, в котором изучал науки Михайло Ломоносов, отправляется его сокурсник Игорь Роднин. Он закончил наше отделение с красным дипломом и продолжает учебу на экономическом факультете по специальности «Мировая экономика». Так что моя профессиональная цель — создать в Уральском государственном университете имени А.М. Горького такие условия для подготовки менеджеров общественных отношений, которые стали бы конкурентоспособными на международном рынке труда.
- Правда! В последние годы успешно преодолевается скептицизм в отношении PR-образования. Поверив в потенциал идеи общественной связности, отделению предлагают свою помощь лучшие представители уральской науки. С их помощью мы учимся постигать многие тайны профессии, в том числе и самую непостижимую. Спросите, какую? Главную тайну мы задеваем плечом, когда утром проходим через турникет на ул.Чапаева, 16. Каждый день она появляется в аудитории, слушает лекции, готовится к семинарам, бьется над курсовыми и дипломными работами, ходит на практику, в перерыве пьет кофе из автомата, курит на крыльце и задает вопросы «на засыпку».
- Попробуйте оспорить это преимущество, скажем, у философов, и я, пожалуй, выкрою время для следующего интервью.
- Когда этого потребуют обстоятельства — непременно! Важно только не забывать о всех табу, которые накладывает на нас профессия, и быть готовым нести моральную ответственность за последствия своих деяний.
- О том, что легкая жизнь — тяжелая работа, не знает только ленивый.
- Зачем же ждать! Садитесь и начинайте: «В наши веселые времена...». Вполне в духе художественно-публицистических жанров, по которым вам сдавать экзамен Розе Михайловне Буркутбаевой. Разве Ваше ощущение Времени не дает для этого поводов?.. Общеизвестно, на принципе «высмеяться из беды» — выжило человечество.
Еще одно интервью, которое Светлана Александровна дала Быстровой Татьяне Юрьевне в сентября 2008г.