Главная » О департаменте » Интервью с деканом факультета Болышевой С.А.

Интервью с деканом факультета Болышевой С.А.

"Уча мы сами учимся" 

 - Светлана Александров­на, Вы именно таким пред­ставляли себе наше отделе­ние тогда, в 1998-м, когда все только начиналось?

 - Откровенно говоря, меч­талось тогда не столько об от­делении, сколько о создании условий для адаптации к новой информационной ситуации студентов-журналистов. Не зная броду, в поисках способов выживания, они бросились ос­ваивать рынок и фактически стали превращаться в пресс-агентов, то есть писать на за­каз, создавать рекламу для клиентов. Вы ведь хорошо те­перь знаете, как появилась в западном обществе потреб­ность в PR-специалистах и ка­кое отношение журналистика имеет к этой новой профессии. Россия не стала исключением. Хотя и с опозданием на сто лет, но она полностью повторила путь других стран в освоении PR. В силу этого и настрой первоначальный был преимуще­ственно на подготовку пресс-секретарей – родственной журналистике специальности.

Такой настрой отвечал и об­щей ситуации с PR в стране – востребованы были главным образом специалисты по нала­живанию контактов со СМИ. Кроме того, в те годы мало кто и слышал о самом понятии «паблик рилейшнз».

Иная ситуация сегодня. Ла­винообразный спрос на ме­неджеров в сфере обществен­ных отношений даже в регио­нах уже подкрепляется пред­ставлением работодателей о конкретном перечне профес­сиональных качеств, которыми должны обладать наши выпуск­ники.

Сегодня спрос не столько на пресс-секретарей, сколько на коммуникаторов-универсалов, способных действовать на раз­ных направлениях: продуктивно работать со СМИ, формировать и продвигать имиджи, управ­лять внутренними отношениями в организации, заниматься брэндингом, проводить рек­ламные кампании и т.д. Так что однозначно ответить на вопрос о совпадении мечты и реально­сти, по-моему невозможно. От­деление всегда будет разви­ваться вместе с этой удиви­тельной, загадочной и непредс­казуемой сферой профессио­нальной деятельности.

 - Не боялись ли Вы все на­чинать с нуля? И не приходи­ла ли в голову мысль, что это авантюра?

 - Неуверенности не испы­тывала, потому что к моменту открытия отделения на журфаке УрГУ за моими плечами был бо­лее чем восьмилетний опыт PR-деятельности в коммерческих и некоммерческих организациях, а также весьма серьезный ба­гаж новых  знаний, которыми обогатила непрерывная учеба на различных семинарах, меж­дународных и общероссийских конференциях, стажировках: в МГУ, МГИМО, Финансовой ака­демии, Академии государ­ственной службы при Прези­денте РФ, на курсах Госкомимущества, в еженедельнике «Эко­номика и жизнь» и т.д. Именно такая самоподготовка, изуче­ние опыта других вузов и по­могли учесть реальные возмож­ности для развития PR-образования на Урале. Просто масш­таб задачи определил уровень личной ответственности чело­века, которому поручили ее ре­шить.

Можно ли было назвать этот шаг авантюрой? Так считала противники идеи открытия но­вой специальности, а они есть у всякого начинания. Главный су­дья в этом вопросе –  время. Оцените теперь сами, кто ока­зался прав. Как всякое новое, рискованное начинание, откры­тие новой специальности в уни­верситете было рассчитано не на случайный успех, а с самого начала подкреплялось коллек­тивной ответственностью за дело. К тому моменту в стране был уже принят государствен­ный образовательный стандарт по связям с общественностью и десятки вузов получили ли­цензию на право образователь­ной деятельности по этой спе­циальности. УрГУ не мог оста­ваться в стороне. Обсуждение учебного плана, рабочих про­грамм курсов, состава препо­давателей, привлечение абиту­риентов, «раскрутка» специаль­ности и многое другое постоян­но находились и по-прежнему находятся в поле зрения и сове­тов факультетов (сначала – журналистики, с 2000 года – и  экономического), и Ученого Со­вета УрГУ, и ректората, и учеб­ной части.

 - Кто Ваши главные учите­ля? Встречи с какими людь­ми оказали влияние на Вашу судьбу?

 - Первой справедливо бу­дет назвать учительницу рус­ского языка и литературы в школе Марию Александровну Браташеву. Именно она  еще в четвертом классе сумела рас­смотреть во мне задатки буду­щего журналиста. В течение всего периода работы в прессе такими учителями всегда были герои моих материалов и сама Журналистика.

Начало пути в науку совпало с открытием Учителя, под воз­действием которого выстрои­лась линия судьбы, навсегда связавшая с нашей alma mater – Уральским государственным университетом имени А.М. Горького. Это Любовь Ивановна Копяк,   научный   руководитель моего диплома, а впоследствии и кандидатской диссертации. Своими наставниками на ниве связей с общественностью счи­таю господина Блэка, короткое общение с которым в апреле 1992 года круто изменило мою жизнь, и профессора МГИМО Александра Юрьевича Борисова, одного из основателей в на­шей стране связей с обще­ственностью как сферы образования,  профессиональной дея­тельности и социального инсти­тута, первого Президента РАСО. Главный урок, вынесен­ный из общения с этими про­фессионалами, я стараюсь пе­редавать как духовное настав­ление своим коллегам по отде­лению: моральное право учить науке и искусству управления общественными отношениями имеет лишь тот, кто сам непре­рывно занимается этой про­фессиональной деятельностью. Второе поколение препода­вателей кафедры, наши играю­щие тренеры — недавние вы­пускники отделения.

 - Мы,  студенты,  похожи на вас, студентов?

 - В чем-то – очень похо­жи. Скажем, сбежать с лекции, «поприкалываться» вопросами не по теме семинара, чтобы по­тянуть время, или переложить собственную    неорганизован­ность на компьютер (вы только подумайте — целые курсовые и дипломы как раз накануне сда­чи работы растворяются в его ненасытной утробе!) — в этом, наверное, все студенты одина­ковы. Но вы и непохожи. Напри­мер, общим уровнем подготов­ки, позволяющим самостоя­тельно принимать решения и уверенно отвечать на вызовы времени. Очень радуют студен­ты, которые учатся сразу не двух факультетах, изучают вто­рой иностранный, без отрыва от учебы на очном отделении ра­ботают в очень серьезных ком­паниях, фирмах, заводят соб­ственное дело.

 - Что труднее — препода­вать или учиться?

 - Я бы не противопостав­ляла эти занятия. В основе учебы студента и преподавательской деятельности — труд человека, требующий огромных усилий, напряжения интеллектуального, физического, психологического.

 - В таком случае, каково Ваше кредо как преподавателя?

 - Я позаимствовала его из крылатых латинских выражений: «Docendo discimus – уча мы сами учимся».

 - Сбылась ли Ваша детс­кая мечта?

 - Сбылась, хотя и весьма своеобразно. Я мечтала полу­чить образование в   главном университете страны —  Мос­ковском государственном име­ни Ломоносова, но в 1968 году не прошла на журфак   по кон­курсу — 24 человека на место! Зато в 1983-м защитила канди­датскую диссертацию  на  фа­культете журналистики МГУ.

 - А каковы Ваша нынеш­няя мечта и профессиональ­ная цель?

 - С первых лет становления у нас связей с общественнос­тью остро переживаю  вынуж­денное  положение  России – быть «догоняющей» страной и в этой области теории и практи­ки. Отсюда многие наши поте­ри, издержки перехода к ново­му общественному устройству. Вот почему как наш общий ус­пех  пережила прорыв на меж­дународный   рынок       первых представителей больших рос­сийских    PR-домов     Алексей Ситников, затем Вероника Моисеева. Кто следующий?.. Не слишком ли дерзкая мечта — увидеть в этом ряду наших вы­пускников? Уверена, что нет! Такая задача в свете присоеди­нения России к Болонскому процессу представляется мне вполне реальной. Напутствует же наших студентов из круп­нейшей в мире консалтинговой компаний «Деллойтт энд Туш» Денис Соркин! А в этом году на годичную учебу в Германию, в один из старейших университе­тов, в котором изучал науки Михайло Ломоносов, отправляется его сокурсник Игорь Роднин. Он закончил наше отделение с красным дипломом и продол­жает учебу на экономическом факультете по специальности «Мировая экономика». Так что моя профессиональная цель — создать в Уральском государ­ственном университете имени А.М. Горького такие условия для подготовки менеджеров общественных отношений, ко­торые стали бы конкурентоспо­собными на международном рынке труда. 

Вопросы «на засыпку».

 - Не правда ли, наше отделение — творец новых невоз­можностей?

 - Правда! В последние годы успешно преодолевается скеп­тицизм в отношении PR-образования. Поверив в потенциал идеи общественной связности, отделению предлагают свою помощь лучшие представители уральской науки. С их помощью мы учимся постигать многие тайны профессии, в том числе и самую непостижимую. Спросите, какую? Главную тайну мы за­деваем плечом, когда утром проходим через турникет на ул.Ча­паева, 16. Каждый день она появляется в аудитории, слушает лекции, готовится к семинарам, бьется над курсовыми и дип­ломными работами, ходит на практику, в перерыве пьет кофе из автомата, курит на крыльце и задает вопросы «на засыпку».

 - Если вокруг все гении, значит, мы на пиаре?

 - Попробуйте оспорить это преимущество, скажем, у фило­софов, и я, пожалуй, выкрою время для следующего интервью.

 - Добро должно быть с кулаками?

 - Когда  этого потребуют обстоятельства — непременно! Важно только не забывать о всех табу, которые накладывает на нас профессия, и быть готовым нести моральную ответствен­ность за последствия своих деяний.

 - Жить легко — очень трудно?

 - О том, что легкая жизнь — тяжелая работа, не знает толь­ко ленивый.

 - Дождемся ли мы когда-нибудь статьи, начинающейся со слов «В наши веселые времена...»

 - Зачем же ждать! Садитесь и начинайте: «В наши веселые времена...». Вполне в духе художественно-публицистических жанров, по которым вам сдавать экзамен Розе Михайловне Буркутбаевой. Разве Ваше ощущение Времени не дает для это­го поводов?.. Общеизвестно,  на принципе «высмеяться из беды» — выжило человечество.

Еще одно интервью, которое Светлана Александровна дала Быстровой Татьяне Юрьевне в сентября 2008г.