В современных развитых обществах, также как и в России, наблюдается устойчивый рост влияния НКО на формирование общественного мнения и на принятие важнейших государственных решений. Следовательно, возрастает интерес к проблемам развития НКО. Тот факт, что НКО не выплачивают дивидендов и не дают коммерческих выгод своим учредителям и стейкхолдерам, не означает, что руководители НКО не должны заботиться об эффективности работы своей организации.
К сожалению, на сегодняшний день в мировой практике не существует адекватной методики, позволяющей оценить эффективность той или иной некоммерческой организации.
Сотрудники Центра современных коммуникаций нашего факультета принимают участие в проекте по созданию методики оценки НКО, работающих в области профилактики наркомании. Исследование позволит выявить основные критерии эффективности, а дальнейшая работа - проверить эту методику на действующих организациях.
Напомним, что проект «Методика оценки эффективности НКО, работающих в области профилактики потребления ПАВ (психоактивных веществ) и реабилитации лиц, страдающих химической зависимостью» финансирует Правительство России в рамках конкурса социально значимых проектов, организованного Общественной палатой РФ.
О работе над проектом мы попросили рассказать директора Центра современных коммуникаций факультета связей с общественностью и рекламы, руководителя исследовательской части проекта Андрея Мозолина.
В.: Андрей Владимирович, что уже сделано по проекту?
А.М.: Завершен первый этап. За полтора месяца нам удалось проанализировать большое количество методик, применяемых для оценки эффективности организаций. Однако если для коммерческих компаний существует весьма широкий спектр инструментов, позволяющих измерить состояние организации и ее эффективность, то для некоммерческого сектора их просто нет.
Кроме того, проблематичным является определение эффективности некоммерческих организаций. Все они нацелены на решение масштабных социальных проблем, поэтому определить вклад конкретных НКО достаточно затруднительно.
Перед нами была поставлена весьма непростая задача: разработка исследовательского блока проекта, который в результате должен дать модель «идеальной» НКО, работающей в сфере противодействия наркомании.
Мы полагаем, что устойчивость и эффективность НКО зависит от ее внутренней структуры и тех элементов внешней сферы, с которыми она взаимодействует. Это в свою очередь определило отбор объектов исследования.
В.: Лидеры некоммерческих организаций участвуют в исследовании?
А.М.: Обязательно! Относительно внутренних компонентов НКО лучшими источниками являются руководители этих организации. С ними мы планируем провести фокус-группы. Помимо этого предусмотрено анкетирование получателей услуг, то есть людей, проходящих реабилитацию. Для изучения мнения представителей бизнеса, власти и СМИ мы планируем проведение экспертного опроса.
Еще одна весьма сложная группа вошла в число объектов нашего исследования. Это социально зависимые, то есть люди, которые максимально приближены к проблеме и ее последствиям. К их числу относятся школьники старших классов, учителя школ и преподаватели училищ и колледжей, ну и, конечно же, родители. Сбор этой информации будет осуществляться с помощью интервьюирования.
Таким образом, мы сможем охватить все внешние сферы, с которыми взаимодействует НКО.
В.: Сколько всего человек будет принимать участие в исследовании?
А.М.: В качестве экспертов и респондентов в проекте будут задействованы более двух тысяч человек.
Интервьюируемых будет в общей сложности около 50 человек в четырех областях.
В.: Кто сможет воспользоваться вашей методикой?
А.М.: Во-первых, сами НКО. Данная методика позволит оптимизировать их работу, повысить эффективность и результативность, а также поможет сделать их деятельность менее затратной.
Во-вторых, это непосредственно те, кто работает с НКО: органы власти, а также спонсоры. Методика облегчит для них критерии отбора НКО.
Спасибо.
Интервью
подготовила Ольга Чебыкина, гр.104