В конце лета, а именно с 24 августа, стартовал четвертый ежегодный международный фестиваль рекламы AdStars, проходящий в Южной Корее (Пусан). Россию представляло всего шесть участников из разных уголков нашей необъятной страны. Антон Рожин и Даша Овечкина вошли в их число, что не может не быть поводом для гордости. Наши ребята боролись за победу наряду с конкурсантами из 46 стран мира. Судьями фестиваля были 105 рекламных экспертов из разных стран. Успех рекламных творений определяла миссия фестиваля AdStars: «Мы ищем инновационную рекламу, которая служила бы человечности».
Антон и Даша, воодушевленные поездкой в Корею, согласились ответить на несколько вопросов:
Что вы представляли на конкурсе?
Даша: Ничего нового для фестиваля я рисовать не стала – просто отправила соответствующие требованиям свежие и не очень работы из своего портфолио.
Антон: В широком смысле на конкурсе мы с Дашей представляли родной Университет. В глобальном смысле - родную страну. В ещё более глобальном – западную часть Евразии, (потому что из европеоидов на фестивале мы, русские, были единственные). А если серьёзно, на конкурсе молодых креаторов AdStars 2011, я и Даша вместе в креативной паре создавали социальную рекламу на заявленную тему, которая звучала так: «Мир во всем мире» (World Peace). За полтора дня необходимо было создать готовый рекламный продукт – печатную рекламу, видеоролик или план BTL-коммуникации. Допустимое количество работ от одной команды – не ограничено. И вот, сразу после того, как одно из ключевых лиц церемонии, - какой-то нереально крутой рекламист из Кореи, имя которого по объективным причинам запомнить не смогли, - объявил тему конкурса, мозги начали работать так, как, пожалуй, никогда не работали в университете даже перед самым страшным экзаменом. Там, в большом зале, среди двухсот участников из далёких восточных стран, страшит не то, какое место ты займёшь, не то, как, тихонько улыбаясь, на тебя будут смотреть другие конкурсанты в случае твоего провала, и не то, насколько испортится твоя репутация, как рекламиста, если ты вдруг сделаешь плохую рекламу. Страшит и пугает тот факт, что за эти полтора дня ты, вдруг, по каким-то причинам не сможешь выложиться на 100%. Сознание будто хочет захватить как можно больше фактов, понять как можно больше вещей, учесть все нюансы, продумать все стратегии – сделать всё, чтобы реклама, придуманная на Всемирном конкурсе была по-настоящему стоящей. В итоге, мы реализовали одну печатную рекламу и придумали две BTL технологии.
С какими результатами закончили фестиваль?
Даша: Призового места в конкурсе мы не взяли, но это оказалось не главным. Гораздо важнее – это опыт, который был получен и во время самого креативного процесса, и в ходе простого общения с конкурсантами – как с янгами, так и с представителями известных крутых агентств. Я, например, для себя четко определила, как должна быть организована работа в креативной паре, чтобы достичь необходимых результатов. Также стало ясней, что ждут от конкурсантов на фестивалях подобного уровня. Самое главное для меня, это то, что я нашла ответы на многие профессиональные технические и философские вопросы.
Антон: Увы, на конкурсе мы не заняли призовое место: пьедестал поделили молодые рекламисты из Китая (1 место), Южной Кореи (2 место) и Японии (3 место). Если честно, я уверен, что кто-нибудь из русских что-нибудь да возьмёт на конкурсе, т.к. как свои, так и работы двух других команд мне очень понравились.
Какие проекты, из представленных на конкурсе, понравились больше всего?
Даша: К сожалению, у нас не было возможности посмотреть все представленные работы – мы видели только награждаемые плюс проекты русских ребят. Если говорить конкретно о Young Stars, то лично у меня к работам-победителям нет практически никаких претензий, они все достойные, учитывая сроки, за которые они были реализованы. Объяснять «на пальцах» ролики бессмысленно, их можно посмотреть на сайте фестиваля.
Антон: Как уже сказал, понравились работы русских ребят. Призовые работы, если честно, не очень впечатлили. Но что меня приятно удивило – это навыки рисования у большинства восточных студентов-участников. Думаю, большую роль в их победе сыграл отличный продакшн. Безусловно, понравились работы участников взрослого профессионального конкурса AdStars 2011, ведь многие из них я видел ещё до конкурса на профессиональных сайтах и считал их эталонами современной рекламы.
Что запомнилось из программы конкурса и поездки в целом?
Даша: Конечно, глупо звучит, но запомнилось всё! Это великолепное чувство, когда ты занимаешься любимым делом в окружении таких же фанатиков.))) Первый раз в жизни я прямо с гордостью одевала брендированную футболку.) Но, пожалуй, я смогу выделить пару минут из всей поездки. Это общение с одним из членов жюри и его совет. Он с лёгкостью, в двух предложениях обозначил мои основные «профессиональные проблемы» и объяснил, как их решить.
Антон: Пожалуй, больше всего, запомнилась и впечатлила сама Корея. Это страна, абсолютно непохожая ни на одну из тех, в которых я был. Те правила в общении с людьми, правила в устройстве городской инфраструктуры, правила поведения оказались абсолютно бездейственны в этой невероятной стране. Труднее и интереснее всего было именно встроиться в жизнь корейцев.
На твой взгляд, были ли какие-либо минусы на конкурсе, в его организации?
Даша: Да, минусы были и, на мой взгляд, довольно существенные. Во-первых, существовала серьёзная коммуникативная проблема – как выяснилось, организаторы конкурса для янгов слабо владеют английским, поэтому приходилось за всеми бегать и уточнять элементарные позиции брифа. В итоге выяснилось, что мы всё-таки не правильно поняли, какого характера проект от нас требовался. На всех русских фестивалях нас учили не делать работу «в никуда», то есть мы привыкли придумывать проекты (речь о социальной рекламе), которые бы способствовали решению какой-то конкретной проблемы, были эффективными. Но тут оказалось всё иначе – от нас требовался, скажем так, «позитивный посыл в космос»))))
Второй минус в том, что судили видео, принты, аудио, нестандартные носители, кампании – всё в одной категории. Кто - участников так же расценивает как минус критично сжатые сроки, за которые необходимо было придумать и реализовать работы, но мне кажется, что это скорее плюс. В любом случае, времени бы не хватило.
Антон: Главным минусом конкурса была лингвистическая неподготовленность организаторов к приезду студентов, говорящих по-английски. В этот раз, таких студентов было шесть, и все эти люди были мы, русские. Программу мероприятий, задание на конкурс и многие другие организационные моменты объявляли на хорошем корейском, неплохом японском, адекватном китайском и на изломанном вдоль и поперёк английском. Каждый раз приходилось обращаться за помощью к одному единственному корейцу, владевшему языком, который нам все разъяснял.
Наладили какие-либо связи с интересными людьми?
Даша: Да!) Перед тем как ехать, мы предусмотрительно нарисовали визитки для нашей креативной пары. Поэтому мы ходили и обменивались контактами абсолютно со всеми)) В результате, куча визиток выдающихся рекламистов со всего мира. Сегодня мы ведем интернет-переписку с некоторыми из них. К чему это приведёт, увидим)
Антон: На второй день конкурса один из организаторов пригласил нашу русскую компанию в корейское кафе. Мы сидели, разговаривали, обменивались контактами и веселились, как вдруг двери заведения открылись, и в кафе вошла группа членов жюри конкурса. Директора крутейших коммуникационных агентств, креативные и арт-директора, старшие копирайтеры, дизайнеры: рекламисты и пиарщики из Японии, Кореи, Китая, Австралии, Англии, Румынии и других стран сели огромной компанией за соседний стол. Спустя полчаса, мы обменивались с ними визитками, впечатлениями о конкурсе и о рекламной индустрии в целом. Удивительно было видеть людей, придумавших некоторые рекламные шедевры, которые «брали» каннских львов (как, например, Разван Капанеску из румынского агентства, сделавшего рекламу национальному шоколаду ROM).
Что полезного вы вынесли из этого мероприятия как для специалиста, так и для себя лично?
Даша: Есть такая песня с говорящим названием у моего любимого исполнителя Боба Дилана - «Don't think twice, it's all right». Я любитель пытаться прыгнуть «выше головы», работать на износ, не спать, извращаться и выдумывать что-то эдакое. И всегда я считала, что это верный путь. Но после поездки я поняла, что это ошибочная позиция. Не нужно всё усложнять. Тот самый совет одного из членов жюри звучал примерно так: «Вы русские слишком много думаете, в рекламе не надо думать головой, тут нужно думать сердцем и животом». Так что впредь я буду просто слушать кантри, рисовать и придумывать в своё удовольствие))
Антон: Самое главное, что я усвоил из мероприятия – это то, что, в принципе, рекламисты всего мира говорят на одном языке. Все образы и приёмы, использованные в работах конкурсантов, были нам понятны. Это радует и заставляет чувствовать себя включённым в глобальную мировую систему рекламной индустрии.
Вторая немаловажная вещь, в которой я в лишний раз убедился – это то, что «всё гениальное просто». После конкурса мы с Дашей твёрдо решили, что создаваемая нами реклама должна быть прежде всего простой и понятной.
Планируете в будущем принимать участие в AdStars?
Даша: Безусловно, мне бы хотелось уже с новыми силами испытать себя на этом фестивале. Но на следующий год я уже не буду попадать в категорию «студент»)) Поэтому, вряд ли. Думаю, придёт пора участвовать уже во взрослом ADStars.
Антон: Конечно, планирую. Причём, когда-нибудь в будущем, я уверен, приму участие уже во взрослом профессиональном конкурсе AdStars в этой неведомой и бескрайне интересной стране – Южной Корее.
Беседовали Дарья Мельникова и Екатерины Тырышкина