УРГУ стал первым на Урале государственным вузом, получившим лицензию на право ведения образовательной деятельности по двум новым специальностям: связи с общественностью и реклама.
Отделение «Связи с общественностью» было открыто в 1998 году на базе факультета журналистики.
Четырнадцатый в УрГУ факультет «Связи с общественностью» появился 1 января 2006 года в соответствии с решением Ученого Совета УрГУ на базе отделения.
Две выпускающие кафедры работают на факультете: интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга, а также кафедра языков массовых коммуникаций.
За десять лет состоялось восемь выпусков дипломированных специалистов. 433 выпускника получили квалификацию специалистов по связям с общественностью и по рекламе, из них 53 выпускника получили «красные» дипломы.
Первыми выпускниками нового образовательного подразделения УрГУ стали в 2001 году студенты, получившие второе высшее образование. Их было 18, четверо получили красные дипломы по специальности «Связи с общественностью».
Второе высшее образование по специальностям «Связи с общественностью» и «Реклама» получили 119 человек, из них 18 закончили на «отлично».
Материально-техническая база факультета включает: помещения кафедр, заочного отделения и дополнительного образования; три компьютерных класса, в том числе оборудованный для специализации «дизайн рекламы», 2 мультимедиа-аудитории, читальный зал, оснащенный компьютерной техникой. Завершается оборудование студии-продакшн. В штатном расписании факультета 20 преподавателей, в том числе, профессор, 9 доцентов.
Центр современных коммуникаций, в рамках которого функционируют лаборатория рекламы и связей с общественностью, студенческие рекламные и РК-агентства, работают на факультете. Исследования проводятся на основе договоров, заключенных с предприятиями и фирмами, и в рамках научных исследований выпускающей кафедры.
Обеими кафедрами обеспечиваются следующие направления специализации:
Развивается система довузовской и послевузовской подготовки. Работают годичные и краткосрочные (накануне вступительных испытаний) подготовительные курсы.
С момента создания отделением и факультетом обучено около 80 сотрудников Управлений информации и общественных связей ряда крупнейших уральских промышленных предприятий. В их числе ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ряд предприятий, фирм, учреждений и организаций города Магнитогорска, ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», ОАО «Уралмашзавод», ОАО «Уралвагонзавод» и др.
Группа преподавателей Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии в 2005-2006 годах на курсах освоила программу профессиональной переподготовки.
Обе профессии вышли на рынок труда. Потребность в специалистах данного профиля стремительно нарастает. Состоявшаяся 28 июля 2003 года официальная государственная регистрация специальности связи с общественностью открывает новые возможности для развития PR-образования. В частности, возможность включения в штатное расписание специалистов данного профиля позволяет работодателям не только реально осознавать потребность в таких кадрах, но и планировать их подготовку на основе целевых договоров с вузами. Данное направление работы отделения выделяется как одно из приоритетных на предстоящий период.