16.12.%

Студенты ИГУП научат французских Электроников жить!

15.12.%

«Черный ящик» профессии коммуникатора не должен превратиться в «чёрную дыру»…

13.12.%

Финал регионального конкурса журналистских материалов, посвящённых теме борьбы с коррупцией

26.11.%

Уроки лидерства от "3М"

22.11.%

Инновации и лидерство

Все события

Главная » Рейтинг вузов, готовящих специалистов в сфере рекламы

Рейтинг вузов, готовящих специалистов в сфере рекламы

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провели отраслевое исследование «Рейтинг высших учебных заведений, готовящих специалистов в сфере рекламы». Цель исследования - создание независимого рейтинга учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для рекламной индустрии, и выработка единых стандартов подготовки специалистов этой отрасли.

 Исследование проводилось по заказу комиссии по профессиональному образованию АКАР. Среди участников исследования - государственные и негосударственные аккредитованные вузы России, реализующие образовательные программы по специальности «Реклама» и смежным профессиям. Список вузов был сформирован на основании списков учебно-методического объединения Министерства образования и науки Российской Федерации.

 География исследования включала вузы в ряде городов России, в том числе в Астрахани, Воронеже, Ижевске, Иркутске, Калининграде, Кирове, Краснодаре, Красноярске, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Орле, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Уфе, Хабаровске.

Сбор данных проводился параллельно в двух системах, взаимодействующих друг с другом, - самих вузах и среди компаний-работодателей. Для обеспечения надежности и достоверности информации о качестве подготовки выпускников по рекламным специальностям был сделан информационный запрос коммуникационным агентствам-работодателям Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Самары и Красноярска. Были опрошены респонденты в 49 вузах и 285 рекламных агентствах.

Оценка проводилась по нескольким критериям, которые условно можно объединить в следующие группы: 

Простой рейтинг вузов

РЕЙТИНГИ ВУЗОВ

В ходе исследования было построено два рейтинга вузов. Первый - простой суммарный рейтинг вузов (в большей степени учитывал массовость мнения). Второй - по методу Ф. Борда (акцентировал внимание на качественных оценках работы вуза по отдельным показателям). Результаты, полученные по этим двум рейтингам, отличаются, и интерпретация этих различий представляет не меньший интерес, чем сами рейтинги.

Первое место представители рекламных компаний фактически единодушно присудили МГУ им. М. В. Ломоносова. В обоих рейтингах МГУ им. М. В. Ломоносова занял первые места, причем в простом суммарном рейтинге он получил 39%, с большим отрывом от своего ближайшего конкурента - МГИМО (У) МИД России (16%).

 По рейтингу Ф. Борда, в котором важна не столько массовость оценки, сколько само предпочтение того или иного вуза, эта разница уже не является такой ощутимой и составляет 2%: МГУ им. М. В. Ломоносова набрал максимальное число баллов (100%), МГИМО (У) МИД России получил 98%.

Второе место в обоих рейтингах удерживает МГИМО (У) МИД России, причем в суммарном рейтинге он разделил второе место с ГУУ им. С. Орджоникидзе, который также набрал 16%. В рейтинге Ф. Борда ГУУ им. С. Орджоникидзе занял 9-е место.

Третье место в обоих рейтингах заняла РЭА им. Г. В. Плеханова: в суммарном рейтинге она набрала 15%, а в рейтинге Ф. Борда - 96% (рис. 1).

Другим интересным наблюдением является появление в верхней части рейтинга вузов, для которых подготовка специалистов в гуманитарной сфере не является профильным видом деятельности. В данном случае мы имеем в виду МПУ им. Н. Э. Баумана, Новосибирский государственный технический университет, Уральский государственный технический университет, Московский инженерно-технический институт.

Еще одной особенностью рейтинга являются позиции региональных вузов.

Московские вузы удерживают пальму первенства, но учебные заведения Урала и Сибири следуют в непосредственной близости к ним и достаточно высоко оцениваются работодателями.

В первую очередь обращают на себя внимание Новосибирский государственный технический университет и Уральский государственный университет им. А. М. Горького.

Причем если в простом суммарном рейтинге они заняли 9-е и 10-е места соответственно, в рейтинге Ф. Борда УГУ им А. М. Горького поднялся на 6-е место, а НПУ - на 7-е место.

Это означает, что если с точки зрения массовости выпуска и масштаба присутствия на рынке вузы менее заметны, то с точки зрения качества подготовки специалистов эти вузы были оценены достаточно высоко.

 ОЦЕНКА КАДРОВОЙ СИТУАЦИИ

По данным исследования, молодые специалисты начинают свою карьеру в большинстве случаев с позиции менеджера (28%) или ассистента менеджера (28%).

20% принимаются на позицию дизайнера и 14% - на должность ассистента менеджера по продажам. Фактически все специалисты в течение двух-трех лет дорастают до менеджерских и руководящих позиций.

Помощниками и ассистентами остаются около 1%.

На следующую ступень карьерной лестницы (уровень руководителя отдела) переходят 10%.

Таким образом, двух-трех лет вполне достаточно для формирования полноценного специалиста в области рекламы, обладающего знаниями и опытом (рис. 2).

  Предложения на рынке труда

 ПРЕДПОЧТЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Только 38% респондентов имеют выраженные предпочтения в отношении конкретных вузов. Как подсказывает исследовательский опыт и данные других исследований, такой низкий процент свидетельствует о низкой оценке работодателями степени подготовки вузами студентов. Те агентства, доя которых вуз не важен (а их 62%), не рассчитывают, что конкретный вуз сможет подготовить специалиста, а в первую очередь обращают внимание на личные (аналитические, коммуникативные, организаторские качества) сотрудников и в дальнейшем планируют самостоятельно прививать новому сотруднику практические знания и опыт.

62% работодателей - это как раз то количество компаний, которые набирают ассистентов и потом растят их до уровня квалифицированных специалистов. В такой ситуации для работодателя естественным образом сам по себе вуз отступает на второй план, а на первый будут выходить совсем другие (личностные) качества (рис. 3).

 Анализ предпочтений работодателей

  ОПРОС ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВУЗОВ

Наиболее интересным с точки зрения сравнения результатов опроса работодателей и представителей вузов, в которых готовят студентов по специальности «Реклама», является анализ взаимодействия представителей кафедр и факультетов с рекламными агентствами. Оценка этих процессов со стороны вузов диаметрально отличается от видения ситуации представителями рекламной индустрии: 91% опрошенных говорят о наличие постоянных контактов с компаниями-работодателями, в то время, когда только у 15% опрошенных рекламных агентств установлены контакты с вузами.

 Причем система взаимодействия с работодателями имеет совершенно конкретные проявления.

Во-первых, в 59% случаев существуют совместные программы подготовки студентов, обучающихся по специальности «Реклама». Во-вторых, у 43% опрошенных кафедр и факультетов заключены с компаниями-работодателями договоры о сотрудничестве.

В 32% учебных заведений работодатель оплачивает подготовку специалистов, а 23% вузов получают дополнительное финансирование от компаний. Естественно, что в таких условиях компания-работодатель может влиять и на качество теоретической подготовки и прививать необходимые практические навыки молодому специалисту.

Представленные данные подтверждают готовность вузов работать с компаниями-работодателями. Поэтому проблема с нехваткой кадров и недостаточным уровнем подготовки специалистов становится сферой ответственности компаний-работодателей.

Как показало исследование, студенты дневных отделений в значительной мере совмещают учебу с работой: в 57% вузов более половины студентов работают в сфере рекламы.

 Таким образом, хотя работодатель и влияет на формирование специалиста еще во время его обучения, квалифицированных специалистов не хватает. Это можно объяснить тем, что за годы становления образования по специальности «Реклама» рынок труда по еще не получил достаточное количество квалифицированных кадров.

Совокупная численность обучающихся по специальности «Реклама» на факультете/кафедре в 2007-2008 учебном году среди опрошенных вузов составила 11 895 человек. На сегодняшний день вузы предлагают достаточно широкий перечень программ подготовки по специальности «Реклама».

В ходе проведенного исследования было выявлено 18 учебных программ подготовки студентов. Наибольшее распространение получили пять программ:

  1. «Маркетинг в рекламе». Эта программа существует в 41% опрошенных вузов.
  2. «Менеджмент в рекламе» -31%.
  3. «Основы рекламы» - 28%.
  4. «Дизайн рекламы» -21%.
  5. «Связи с общественностью» (15%) и «Массовые медиа-коммуникации в рекламе» (13%).

 В исследовании приняли участие как представители крупных образовательных центров, коллектив которых насчитывает более 30 человек (27%), так и представители отдельных кафедр, численность профессорско-преподавательского состава на которых не превышает 10 человек (14%).

Исследование выявило, что в целом доля преподавателей, имеющих ученую степень, составляет 89% от общего числа сотрудников кафедры или факультета. В 41% случаев число преподавателей не превышает 10 человек. Профессорско-преподавательские коллективы, где численность сотрудников, имеющих ученую степень, более 20 человек, составляют 25%.

В отличие от научной деятельности число преподавателей, имеющих опыт работы в рекламной сфере, существенно ниже - 43%. При этом 11% опрошенных представителей кафедр и факультетов указали на полное отсутствие таких сотрудников. Наиболее распространены коллективы, в которых работает до 10 человек, имеющих опыт работы в рекламной сфере (59%).

В подавляющем большинстве случаев (91%) у опрошенных представителей кафедр и факультетов налажены постоянные контакты с работодателем. Среди работодателей только 15% представителей рекламной индустрии говорили о налаженных устойчивых связях с вузами.

 Таким образом, практически во всех вузах, обучающих студентов по специальности «Реклама», представлены компании-работодатели.

«Рынок профессионального рекламного образования является активно развивающимся, поэтому работать над этим исследованием было одновременно интересно и сложно, - говорит генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. - Надеюсь, его результаты будут востребованы как вузами, готовящими специалистов для рекламной индустрии, так и руководителями агентств, остро нуждающихся в грамотных специалистах».

«Проблема нехватки профессиональных кадров - одна из самых актуальных для работодателей на рекламном рынке, - говорит вице-президент АКАР, председатель комиссии по профессиональному образованию АКАР Дмитрий Коробков. - Сегодня в рекламной индустрии России задействованы специалисты разных профессий и базового образования, зачастую не имеющие прямого отношения к рекламе. Однако в последние годы вузовское сообщество, идя навстречу запросам рынка, начало системную подготовку специалистов для рекламной индустрии. Подготовленное АКАР и ВЦИОМ исследование - начало большой системной работы по кодификации специальностей, используемых в рекламных агентствах, и по формированию единого методологического подхода к подготовке специалистов сферы коммуникационного менеджмента».

 

Материал предоставлен пресс-службой АКАР, www.akarussta.ru